Папки-передвижки

Психолого-педагогическая система, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком

Наталья Ивановна Писларь
Психолого-педагогическая система, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком

Психолого-педагогическая система, основанная на

личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком.

Основная и очень ответственная задача ОДО, - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной образовательных учреждениях.

Публикация «Психолого-педагогическая система, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком» размещена в разделах

Согласно ГОС ДО ПМР, образовательный процесс в ОДО должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка

Психолого-педагогическая система, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии - представляет собой такую воспитательную систему, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической системы содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

Концептуальная основа личностно-ориентированной ППС состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению

Основная цель данной системы-заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа.

Исходя из цели системы личностно-ориентированного взаимодействия можно выделить основные задачи :

1. Обеспечить гуманистическую направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3. Обеспечить реализацию приоритета личностных отношений.

4. Обеспечить индивидуальный подход к воспитанникам

Для психолого-педагоги ческой системы, основанной на

личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком характерно следующее:

1. Смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора»-не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

2. Основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

3. Содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать и содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности.

Формы организации деятельности системы личностно-ориентированной взаимодействия, выведены на слайде.

Вы видите что они традиционны и хорошо нам известны игры, НОД, спортивные досуги,упражнения, наблюдения, экспериментальную деятельность, гимнастика, массаж,тренинги, этюды,образно-ролевые игры

Основной же формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской.

Итак, на какие моменты педагогу нужно обратить внимание при организации совместной деятельности.

Прежде всего, при организации совместной деятельности с детьми педагогу необходимо выдвинуть цель и задачу, помочь участникам принять данную задачу и осмыслить ее.

Затем он должен организовать процесс совместной деятельности по реализации данной задачи т. е. провести анализ задачи, совместно с детьми выдвинуть способы решения данной задачи, обсудить и выбрать наиболее эффективные способы решения и собственно решение.

И по итогам организации совместной деятельности подводятся ее результаты и педагог подводит к обсуждению и оценке.

Обратим внимание на два приоритетных условия реализации данной системы :

- личность самого педагога

-эффективная организация развивающей среды ДОУ

На мой взгляд, можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии :

- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие

-отношение к ребенку как субъекту собственной образовательной деятельности, как к личности, способной развиваться не по принуждению, а добровольно по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность

-опора на личностный смысл и интересы каждого ребенка в образовании, содействие их обретению и развитию.

Я считаю, что наиболее важная характеристика современного педагога, готового к реализации данной системы- это проявление оптимистического подхода к ребенку, вера в успех каждого из них.

Я предлагаю вам задуматься и проанализировать, сколько педагогов в вашем коллективе обладает столь важным свойством личности, как часто наши педагоги способны проявить умение верить в успех своих воспитанников?

Вторым необходимым условием успешной реализации данной системы является создание предметно-пространственной среды в ОДО. Ведь чем более полно личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.

Давайте рассмотрим характерные особенности построения предметно-пространственной среды, способствующей реализации системы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. При этом необходимо соблюдать и придерживаться следующих принципов:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Он подразумевает создание таких условий среды, которые бы давали возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель

В современном ОДО появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу расставлять ее в разных вариантах. Например, столы по-разному: в круг, буквой «П», буквой «Т». Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищено.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

В данном случае среда должна учитывать интересы и наклонности детей, стимулировать их на проявление творчества, самостоятельности.

С этой целью в группе должны иметься разнообразные материалы, стимулирующие ребенка к творчеству, учитывая интересы и наклонности детей.

3. Принцип стабильности – динамичности пространственной среды.

Этот принцип подразумевает необходимость изменения среды в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы. т. е. в группе должна быть легкая мебель, ширмы, которые позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной коформности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Данный принцип предполагает создание для детей оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство : кровать, шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер группы должен меняться.

7. Принцип учета половых и возрастных различий.

При создании среды необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.

Таким образом, организуя развивающую среду необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка : закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что использование психолого-педагогической системы, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком поможет достичь следующих целевых ориентиров ГОС ДО:

- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости. (психологическое здоровье);

- формирование начал личности (базис личностной культуры);

развитие индивидуальности ребенка

- формирование адекватной самооценки личности, своих возможностей и способностей;

- развитие умения самостоятельно включаться в активную деятельность;

- формирование положительного эмоционального настроя, жизнерадостности и открытости;

- приобщение воспитанников к жизненным ценностям, умению строить взаимоотношения со взрослыми и детьми;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о взаимодействии с библиотекой «Мы — волонтеры»Фотоотчет о взаимодействии с библиотекой «Мы — волонтеры» Наш детский сад, в частности наша группа, взаимодействует с одной из детских библиотек нашего города. К нам в гости приходит библиотекарь.

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Тематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группеТематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группе Тематическая неделя в первой младшей группе «Птицы» по личностно-ориентированной технологии. Воспитатель Арутюнян Л. А. Цель: Воспитать любовь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая система, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком
Опубликовано: 11 марта 2021 в 12:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД