Получи документы

Проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы» (2 фото)

Татьяна Белокопытова
Проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».

Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции.

Праздники играли важную роль в жизни русского народа, прежде всего, они способствовали консолидации жителей одного села, деревни. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина, психологическую разрядку, а совместное времяпровождение, активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.

Публикация «Проект „Путешествие к истокам, или Русские забавы“» размещена в разделах

Тематика и содержание народных праздников определяются традиционным для русской культуры земледельческим календарем, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связанный с определенным моментом в кругообороте года.

Неразрывная связь человека с природой выражается в ожидании праздника как духовного события, является составной частью годового ритма и образом движения в будущее.

Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия. Издавна они отмечались праздниками Пасха, Иван Купала, Кузьминки (осенний праздник связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и другие.

Активное сотрудничество воспитателей, детей, родителей при подготовки к празднику включает в себя традиционные русские игры, хороводы, изменение интерьера и украшение помещений, участков, изготовление поделок, подарков.

Масленица, Ярмарка, Пасха, Троица, Жаворонки (Сороки, Колядки, Посиделки, Свадьба на Руси – все эти праздники проходят ярко и весело, с закличками, зазывалками, прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками.

Связь поколение и передача семейного опыта осуществляется в таких праздниках, как Пасха и Ярмарка. К Пасхе люди готовятся задолго, ей предшествует Великий Пост, во время которого запрещалось всякое веселье, озорство. При подготовки к празднику дети расписывали яйца и проводили яичные бои («Чье яйцо прокатится дальше?», «Попади по яйцу» и др).

Актуальность проекта обусловлена необходимостью не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры России. Таким образом, мы считаем, что проект «Путешествие к истокам или Русские забавы» является актуальным, т. к. он поможет добиться желания и стремления сохранить народную культуру, а так же уважения и почитания обычаев и традиций своего народа.

Тип проекта: долгосрочный (учебный год)

Руководитель проекта: творческая группа педагогов

Творческая группа педагогов: Белокопытова Т. А., Золотухина Е. Г., Максимова Л. Н. Леонова Т. Н.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители воспитанников.

Основная направленность проекта: приобщение к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Целью проекта является создание системы работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Объект исследования: русские народные игры, праздники, народный фольклор.

Предмет исследования: русская народная культура.

Гипотеза: если использовать русское народное творчество при работе с детьми дошкольного возраста, то у детей будет прививаться любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Исходя из всего выше сказанного, мы ставим следующие задачи:

1. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т. д.

4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.

Новизна заключается в определении роли видов и жанров народной художественной культуры в приобщении детей и их родителей к традиционным праздникам и обрядам.

Виды деятельности. В рамках проекта «Путешествие к истокам или русские забавы» осуществляются следующие мероприятия:

- праздничные мероприятия, приуроченные как к народному («Осенины», «Масленица», «Веснянки», «Иван Купала», Святки и др., так и церковному календарю (День Святого Николая, Рождество, Пасха, Троица и др.).

- мастер-классы по игровым жанрам народного фольклора;

- театрализованные представления с элементами русской народной обрядности.

Методы работы:

-наблюдение

-эксперимент

-частично – поисковый

-наглядный

-словесно-образны

Перспективный план работы по подготовке

к народным праздникам.

Время проведения Название праздника Подготовка

Сентябрь

Праздник урожая «Слава миру на земле, слава хлебу на столе» Чтение стихов о хлебе. Разучивание пословиц, поговорок.

Выпечка хлеба: приготовление теста.

Изготовление поделок из природного материала.

Разучивание стихов о хлебе.

Октябрь

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Изготовление хлопьев снега из ваты, пряденой шерсти, манной крупы, салфеток.

Разучивание стихов о зиме, поговорок.

Ноябрь

Кузьминки: «Свет любви и доброты пусть осветит ночи мрак» Изготовление фонариков из бумаги, тыквы и кабачков, гномиков из шишек.

Шитье гномиков.

Декабрь

Ожидание Рождества.

Праздник свечей: «Приходите, люди, в гости к нам сюда, приносите, люди, добрые дела».

День Св. Николая. Изготовление:

-снежинок и звездочек из бумаги, ткани;

-свечей, кормушки для птиц.

Разучивание стихов и пословиц о зиме.

Проведение народных игр.

Праздник добрых дел.

Рождество.

Конкурс «Мама сшила сарафан» Изготовление:

-витражей из цветной бумаги, ткани;

-украшение для елки;

-рождественской звезды из ниток и зубочисток;

Ангелочков из бумаги и ткани.

Январь

Колядки: «В сердце радость и тепло – наступило Рождество». Изготовление костюмов для колядования. Приготовление выпечки для гостей.

Март

Мамин день: «Приди весна, приди скорей! Всю землю солнышком согрей».

Создание картины из цветной ткани и шерсти.

«Моя мама – лучше всех!» - рисование портрета мамы.

Масленица

Выпечка блинов.

Изготовление кукол – масленок из ниток и ткани.

Конкурс «Мой платок»

Жаворонушки Разучивание закличек, пословиц, поговорок.

Изготовление птиц из бумаги и теста

Апрель

Пасха: «Яркое осветит солнышко, мы сажаем зернышко».

Пересадка комнатных цветов.

Посадка семян овощей, пшеницы.

Изготовление птенчиков из пряжи, ткани.

Разукрашивание яиц.

Май

Троица Создание:

-бабочек из бумаги, шерсти.

-лодочек из коры и скорлупок орехов;

-березки из ленточек, салфеток, ниток.

Июнь

Праздник летнего солнцестояния: «Солнце красное да лето ясное» Создание:

-портрета солнца из ниток и бумаги;

-эмблем с изображением солнца.

Разучивание закличек, пословиц.

Июль

Иван Купала Вышивка платочков.

Изготовление лоскутной мозаики

Август

Ильин день: «Илья пророк два часа уволок» Создание картины из цветной ткани, пуговиц, лент.

Результат реализации проекта.

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие воспитанников в русских народных праздниках (знание названия праздника, исполнение песен, частушек, чтение стихов).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Итоговое мероприятие:

Праздник – ярмарка «Путешествие к истокам или русские забавы».

Конкурс «Мама сшила сарафан».

(Праздник Рождества).

Проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»

Праздник Масленицы в старшей группе.

Фото «Путешествие к истокам, или Русские забавы»
Публикации по теме:

Инновационный проект «Дорога к истокам родного края» Инновационный проект. Тема: Дорога к истокам родного края Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных.

«Сказочное путешествие». Конспект занятия в средней группе детского сада по теме «Русские народные сказки» Конспект занятия в средней группе. Тема: «Русские народные сказки» «Сказочное путешествие» Цель: Обобщение знаний о русских народных сказках.

Отчёт работы по «Социокультурным истокам»Отчёт работы по «Социокультурным истокам» Материал о проведенной работе в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» в.

Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры»Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей работой по приобщению родителей и детей к истокам русской культуры. Мне эта тема близка.

Приобщение детей к истокам национальной культурыПриобщение детей к истокам национальной культуры Не один год приоритетным направлением деятельности нашего детского сада являлось социально-личностное направление. Именно в дошкольном возрасте.

Приобщение детей к истокам народной культуры.Приобщение детей к истокам народной культуры. Каждому человеку и народу, чтобы жить с достоинством, знать себя,понимать свое место в жизни, знать свою историю, историю своих предков.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 2012.

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры» Проект Приобщение детей к истокам русской культуры Подготовила воспитатель Николаева Светлана Васильевна Актуальность проведения.

Проект «Путешествие к истокам прошлого» Проект Путешествие к истокам прошлого. Вид проекта: групповой, игровой, творческий. Срок реализации: 5 месяцев - долгосрочный. Участники.

Анкета для родителей «Путешествие к истокам прошлого» Анкета 1. Считают ли родители путным воспитанием ребенка с привлечением традиций, обычаев и обрядов русского народа? -Да -Нет 2. Знают ли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»
Опубликовано: 16 сентября 2015 в 18:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД