Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие мячика Непоседы» по лексической теме «Перелётные птицы»

Кулигина Светлана Алексеевна
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие мячика Непоседы» по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Улыбка» «Путешествие мячика Непоседы», учитель-логопед : Кулигина. С. А.

(лексическая тема «Перелётные птицы»)

Коррекционно-образовательные задачи:

Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Путешествие мячика Непоседы“ по лексической теме „Перелётные птицы“» размещена в разделах

• Расширять, уточнять, обобщать и систематизировать представления о перелётных и зимующих птицах;

• Совершенствовать связную речь;

• Уточнять и активизировать словарный запас детей за счет называний перелётных и зимующих птиц;

• Продолжать развивать грамматический строй речи, используя имена существительные в творительном падеже, притяжательные прилагательные;

• Продолжать формировать фонематический слух и элементы языкового анализа и синтеза путём подбора слов к заданным схемам.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, воображение;

• Развивать общую и мелкую моторику (координация речи с движением,ориентировку в пространстве;

• Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, группировки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия, выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению, дисциплинированности,доброжелательности;

• Воспитывать сотрудничество в совместной деятельности, умение сопереживать, приходить на помощь товарищу, доводить дело до конца.

Оборудование и материалы: ПК, фланелеграф, геометрические фигуры, сюжетные, предметные картинки по лексической теме, мячик, схемы слов, лист ватмана с ребусом, пазлы (птицы).

Ход занятия

Дети входят, здороваются.

Логопед : Ребята, какое у вас настроение? А как, вы себя чувствуете?

Дети: Хорошее, весёлое настроение.

Логопед : А какое сейчас время года?

Дети: Поздняя осень.

Логопед : Почему вы так думаете?

Дети: На деревьях нет листьев, стали дни короче, темнеет рано, часто идут дожди, солнышко светит не так ярко, сыро, пасмурно и т. д.

Логопед : Знаете ли вы, что птицы улетели на юг, в тёплые края?

Дети: Да, птицы улетели в тёплые края.

Логопед : Как вы думаете, почему одни улетают в тёплые края, а другие нет?

Дети: Потому-что одни боятся замёрзнуть, а другие не боятся.

Логопед : Назовите мне перелётных птиц, а теперь какие птицы остались с нами зимовать.

(на фланелеграфе разные птицы – дети подходят группируют и называют)

Логопед : Ребята, какие вы молодцы! Но, скажу вам по секрету: у меня есть друг, он очень на вас похож.

Угадайте, кто это?

«Упадёт, не плачет

Ножек нет, а скачет»

Дети: Это мяч. (влетает мяч, брошенный другим педагогом)

Логопед : Ой, какой у нас гость! Это и есть мой друг мячик Непоседа. Ребята, как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Мяч не сидит на месте.

Логопед : Мы с Непоседой знаем, что вы любите птиц. Где можно увидеть сразу всех птиц и понаблюдать за ними?

Дети: В зоопарке.

Логопед : Теперь я знаю, Непоседа, что ты не случайно оказался у нас в гостях. Ты знал, что мы с ребятами собираемся в зоопарк?

Непоседа : Знал! И даже заранее купил билеты.

Логопед : Ну что ж, отправляемся в зоопарк, скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, около зоопарка окажись».

(дети произносят волшебные слова)

Логопед : Вот мы и на месте. Непоседа, давай билеты.

Непоседа : Я их потерял.

Логопед : Может, ты их выронил, когда к нам спешил?

(Прошу одного из детей помочь найти билеты)

Непоседа : Ура! Вот они и нашлись.

Логопед : Билеты не простые, чтобы пройти по этим билетам, нужно выполнить задание. Слушайте, как вы назовёте стаю, в которой летят журавли? (грачи, лебеди, утки)

Дети: Журавлиная стая (лебединая, грачиная, утиная) и т. д….

Логопед : Молодцы, вы отлично справились с заданием.

А сейчас попробуйте угадать геометрические фигуры, которую я вам опишу словами (дети садятся за столы и смотрят на экран, где изображены: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, а на столах лежат эти фигуры. Они поднимают вверх ту фигуру о которой говорит логопед.

Логопед : -Покажите мне фигуру, у которой нет углов и похожа на колесо.

-Покажите мне фигуру,у которой четыре угла и все стороны равны.

(дети угадывают и показывают фигуры) и т. д.

Логопед : Можно ли в строении птиц найти части тела, похожие на геометрические фигуры?

Дети глядя на сюжетные картины отыскивают и выкладывают из геометрических фигур птиц.

Логопед : Молодцы, все справились с заданием. Проходите, вот мы и в зоопарке. (Дети подходят к столам, а там лежат пазлы-картинки птиц).

Непоседа : Ребята, здесь много птиц, как в них разобраться?

Логопед : Не переживай Непоседа, наши дети знают, как можно собрать пазлы- картинки птиц и узнать, кто в этих клетках находиться. (Дети делятся на команды и собирают).

Логопед : Какие это птицы?

Дети: Перелётные!

Логопед : Почему они называются перелётными?

Дети: Они улетают далеко на юг, т. к. для многих из них основным кормом являются насекомые, которых у нас зимой не найти или местом обитания являются водоёмы, которые замерзают и они не выдерживают зимних холодов.

Непоседа : Пришло время отдохнуть.

Логопед : Физкультминутка

(одеть на голову детям шапочки с разными птичками)

Среди белых голубей Дети идут по кругу, изображая голубей.

Скачет шустрый воробей В центре 1реб. -он скачет, как воробей.

Воробушек-пташка, Дети встают лицом в круг,

Серая рубашка, идут приставным шагам,

Откликайся, воробей, «Воробей пытается вылететь»

Вылетайка, не робей! из круга : «голуби», взявшись за руки,

не пускают его.

Логопед : Здорово! Играть вы тоже можете хорошо!

Ребята, я хочу вам предложить дальше путешествовать по нашему зоопарку. Вам надо сейчас подойти к нашему экрану, рассмотреть птиц и назвать, какая птица лишняя и почему? Игра «Кто лишний?»

(ворона, голубь, ласточка, воробей)

Логопед : Непоседа, посмотри, какая птица лишняя?

Непоседа : Голубь.

Дети: Неправильно. Лишняя ласточка, потому что она перелётная, остальные птицы зимующие.

Логопед : Ребята, подумайте, что стало бы с ласточкой, если она не улетит на юг, останется у нас зимовать?

Дети: Она может замёрзнуть и умереть от голода.

Непоседа : Я неправильно ответил на вопрос, потому что устал.

Логопед : Отдохни, Непоседа, и мы отдохнём.

Физкультминутка (на развитие воображения, дети импровизируют.

Мячик мой, лети высоко,

Мячик мой, лети далеко,

По полу беги быстрей,

Скок об пол, смелей, смелей.

Логопед : Пока мы отдыхали, в зоопарк приходил мальчик.

Он принёс рисунок, на котором изображены птицы и он сам. Непоседа, кого из птиц ты узнал на рисунке? Где находится эта птица?

Непоседа : Я что-то не понял, что за птица спряталась за деревом на этом рисунке.

Логопед : Правильно, здесь виден только хвост. Ребята, чей это хвост виднеется из-за дерева?

Дети: Это журавлиный хвост. Значит,слева за деревом спрятался журавль.

Логопед : Молодцы, правильно ответили. Ребята, а справа за кустом какая птица спряталась?

Дети: Это лебединые крылья. Значит, справа за кустом спрятался лебедь.

(аналогичные вопросы по остальным перелётным птицам).Дети отвечают.

Логопед : Садитесь, ребята, за столы. На них лежат листы в крупную клетку с изображенными на них цифрами. Вам нужно соединить цифры от «1» до «10». Дети выполняют и получается изображение лебедя.

Логопед : Посмотри, Непоседа, какие чудесные получились лебеди. Ребята, вспомните рисунок мальчика. Какое настроение было на том рисунке? Почему?

Дети: У птиц грустное настроение, им тесно на рисунке.

Логопед : Поможем птицам – найти свои стаи.

(Дети подходят к фланелеграфу, выбирают картинки с изображениями тех же птиц, что и на рисунке мальчика, и располагают их аналогично рисунку).

Логопед : Молодцы, ребята!

Непоседа : Я долго наблюдал за вами, как вы хорошо умеете выполнять задания. Я тоже хочу научиться.

(Логопед предлагает одному из детей обратиться к Непоседе).

Ребё нок: Непоседа, ты умеешь решать ребусы?

Непоседа : Нет, не умею.

Логопед : Сейчас ребята тебе покажут, как это делать.

(Логопед показывает плакат А-4, ребус «Циферблат» с зашифрованным словом, где цифра соответствует определённой букве. Дети выписывают цифры и буквы на карточку и читают слово 1-А, 2-И, 3-С, 4-Т).

Логопед : Видишь, Непоседа, ребята знают цифры, буквы, умеют писать и читать. Непоседа, помогли тебе ребята познакомиться с птицами?

Непоседа : Спасибо, ребята помогли мне.

Логопед : Сейчас мы это проверим.

(перечисляю признаки птиц, дети отгадывают их)

-Длинный раздвоенный хвост, белое брюшко, красные лоб и горло. Это…

(ласточка).

-Массивный и длинный клюв, хвост средней длины, при перелёте всегда летят клином. Это (журавль).

-Длинная шея, крупные лапы, большой клюв с чёрным концом, белые перья. Это. (лебедь).

-Подвижная, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Это. (трясогузка).

-Короткий хвост, длинные крылья,прямой длинный клюв,живёт в скворечнике. Это. (скворец).

-Певчий,бурого цвета, питается только насекомыми. Это. (соловей).

Логопед : Молодцы, всех птиц отгадали. А теперь сами попробуйте придумать такие же загадки. (Дети выполняют)

Непоседа : Ребята, как вы думаете, держать птиц в зоопарке – это хорошо или плохо?

Дети пытаются объяснить, для кого это хорошо (для людей, а для кого -плохо (для птиц)

Логопед : Наша прогулка по зоопарку подошла к концу. Я вами довольна и хочу подарить наклейки с изображением птиц. И ты, Непоседа, молодец-помогал, отвечал вместе с ребятами.

Дети приглашают Непоседу в группу в гости.

Публикации по теме:

Конспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания детей о перелетных птицах (скворец, грач, ласточка, журавль, соловей). Закрепить в словаре обобщающее.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звуки [ш], [ж]» по лексической теме «Наш город» Конспект занятия №1 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные задачи.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город. Звуки [ш], [ж]» Конспект занятия №2 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные цели. Активизация.

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для детей с ЗПРКонспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для детей с ЗПР Конспект занятия по лексической теме "Перелётные птицы" для детей с ЗПР Цель: обобщение знаний детей по лексической теме. Уточнение и.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Цель: Углубление знаний детей о перелетных,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы".Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие мячика Непоседы» по лексической теме «Перелётные птицы»
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 21:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД