Папки-передвижки

Методическая разработка занятия «Путешествие по стране Математике»

Евгения Кобыляцкая
Методическая разработка занятия «Путешествие по стране Математике»

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: "равно", "больше", "меньше", "целое и часть", зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.

Публикация «Методическая разработка занятия „Путешествие по стране Математике“» размещена в разделах

У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

Тема: «Путешествие по стране Математике».

Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы.

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитывать личностные качества у каждого ребё нка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Развивающие:

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Образовательные:

• Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.

• Систематизировать знания о составе чисел второго десятка из двух меньших.

• Закреплять знания о геометрических фигурах, составлять из них изображение животных и конструкцию домика, закреплять знание сказок.

• Закреплять умения измерять длину с помощью условной мерки.

Методы и приёмы :

Словесный: вопросы, беседа, пояснения.

Игровой: дидактические игры «Назови лишнее слово», «Кто самый умный?»

Практический: решение задач и примеров, измерение меркой, моделирование конструкций.

Термины:

Валежник - сухое поваленное дерево.

Методические приемы :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: пальчиковые игры, задачи на логическое мышление.

3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение, моделирование.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.

Ресурсы для проведения занятия

Игровое поле, фишка, кубик; картинки с изображением животных: ежа, зайца, лисы, мыши; карточки-цифры, карточки-знаки; карточки-шифровки с примерами; картинки с изображением морковок для демонстрации; геометрические фигуры; условные мерки, картинка с изображением норки и ходов.

Планируемые результаты:

• решает простые арифметические задачи, правильно определяет условие и вопрос задачи, умеет давать развёрнутый ответ на вопрос задачи;

• умеет измерять длину предметов с помощью условной мерки, знает название русских сказок и сказочных героев.

• различает геометрические фигуры и их особенности, по собственному замыслу самостоятельно составляет модели животных и постройку из геометрических фигур;

1 этап - организационный

- Здравствуйте ребята!

Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы весь наш день был добрым, чтобы настроение было хорошее. Давайте же скажем эти утренние волшебные слова друг другу.

- Ребята, мы с вами продолжаем путешествие по стране Знаний. Кто сегодня будет нам помогать, вы узнаете, поиграв в игру «Назови лишнее слово».

- Будьте очень внимательны! Кто быстрее из вас даст правильный ответ?

2 этап - основной

1. Игра «Назови лишнее слово»

Бабочка, еж, заяц, шмель

собака, тигр, лев, слон,

воробей, крот, ворона, синица.

- Вы догадались, кто наши герои? (дикие животные)

- А путешествовать мы будем по лесной цифровой тропинке. (Дети идут друг за другом.)

- Что же это здесь за зверь?

Угадайте поскорей!

Вы на руки посмотрите,

Лесного зверя назовите. (Дети узнают зверя по движениям рук педагога, и изображают сами).

2. Пальчиковое упражнение «Ежик» :

Вот иголки и булавки (сцепляем руки в открытый замок, пальчики оттопырены в стороны)

Выползают из-под лавки, (пальчики шагают по столу)

На меня они глядят, (складываем большой и указательный пальчики в колечки и подносим к глазам)

Молока они хотят (складываем ладошки лодочкой для молочка)

Педагог с детьми встречают на пути ёжика (игрушку).

- Ежик приготовил нам следующее задание.

- Мы должны узнать, какие лесные звери живут в этих домиках (Приложение 1).

А узнать это мы сможем только в том случае, если правильно посчитаем. Получив ответ, нужно вместо цифры подставить соответствующую ей букву и прочитать получившиеся слова

(Приложение 2).

А Л И С А Я З Ц

1 2 3 4 1 2 3 4

5 - 3= … 5 – 2=…

3 - 2=… 4 – 3= …

1 +3=… 1 + 1=…

2 +1=… 2 + 2=…

- Молодцы ребята! Вы справились с заданием ежика и узнали, что в домиках живут заяц и лиса, с которыми мы можем встретиться на лесной тропинке.

- Вспомните, героями, каких сказок являются лиса и заяц? (ответы детей)

- Итак, мы отправляемся дальше в путешествие по лесным тропинкам.

(Дети идут по тропинке, останавливаются у ёлочки).

- А сейчас вы должны узнать следующего героя по движениям моих рук.

3. Упражнение «Зайчик» :

(Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.)

Дети узнают зверя по движениям рук педагога, и изображают сами.

На пеньке сидит зайчик.

4. Физ. минутка «Зайчик»

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)

А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.

5. Зайчик предлагает нам решить задачу:

Майский жук надел на ножки

Разноцветные сапожки.

Три зеленых плюс три красных –

Вместе смотрятся прекрасно!

Ты же сосчитай пока,

Сколько ножек у жука.

- Как называется эта часть задачи? (Условие – то, что мы знаем.)

- Какой вопрос в задаче?

- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько ножек у жука? (Сложить).

- Составьте решение с помощью цифр и знаков. (3+3=6)

- Какой ответ на вопрос задачи? (У жука 6 ножек.)

- Мы помогли зайке решить задачу и теперь можем отправляться в путешествие дальше.

- А чтобы узнать, кто следующий встретится на нашем пути нужно отгадать загадку.

- Готовы?

Она не собака, но лает

Хвостом длинным, рыжим виляет

Не кошка, но ловит мышей.

И в норке растит малышей.

В деревню в курятник за птицей.

Пойдёт тёмной ночью. (лисица)

- Правильно!

- Лиса предлагает нам поиграть в игру – соревнование «Кто самый умный?»

1. Сколько рогов у трёх коров? (6)

2. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (1+1=2)

3. По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур? (3)

4. Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет,

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук? (7-1=6)

5. Со двора десяток веток

Принесла коза для деток

Положила на пол их

Как делить их на двоих? ( 10: 2=5)

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- Лиса благодарит вас за игру, а нам нужно отправляться дальше. Нас ждет ещё один герой чудесной страны математики.

- Ребята, вы не чего здесь не слышите? Кто-то здесь шуршит.

-Посмотрите на мои руки и вы догадаете кто это.

7. Упражнение «Мышка»

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному).

- Ребята, мышка просит помочь своему другу кроту. Крот прорыл в свою кладовую множество ходов, а вот самый короткий найти не может. Мы можем помочь кроту, измерив его ходы с помощью мерки (Приложение 3).

( Дети работают в парах: один измеряет, другой подсчитывает, сколько раз уложилась мерка.)

- Вы справились с заданием, и теперь крот сможет быстро добраться до своей кладовой.

- А мы отправляемся дальше.

8. Игра «Найди свой домик».

Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате (Приложение 4). По сигналу педагога все собираются у своего домика с изображением фигуры.

Затем игра усложняется с перемещением домика.

Детей должны видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар; тарелка, блюдце – обруч – круг; крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник; платок – квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.

- Молодцы! Вы и здесь справились с заданием.

9. Звучит фрагмент из музыкального произведения «Танец медведя и медвежат».

Дети узнают следующего героя сказки медведя, прослушав фрагмент из музыкального произведения (Медведь).

- К нам пришёл последний сказочный герой. Он просит вас помочь ему собрать из геометрических фигур домик для его друзей.

(Выполнение детьми постройки из геометрических фигур и составление изображения животных)

3 этап – подведение итогов.

- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

- С какими сказочными героями, страны «Математики», мы встречались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?

- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.

- Сказочные герои благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).

- Мы прощаемся с героями, но не прощаемся со страной Знаний, по которой нам предстоит совершить еще много разных путешествий.

- До свидания!

Список использованных источников и литературы

1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ : /методическое пособие /А. В. Белошистая. – М. : Айрис – пресс, 2005.

3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: / учебное пособие / А. В. Белошистая. – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

4. Макарова О. А. Планирование конспектов занятий по математике в подготовительной группе ДОУ / О. А. Макарова. - М. : изд. АРКТИ, 2008.

5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1990.

6. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду. / А. Сорокина. / - М. : Просвещение, 2000.

7. Хамидулина Р. М. Математика Подготовка к школе. Сценарий занятий. / Р. М. Хамидулина. Изд. «Экзамен» 2007.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Путешествие к истокам прошлого» «Путешествие к истокам прошлого» (Слайд 1) Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую.

Итоговое открытое занятие по математике в средней группе «Путешествие по стране Математике» .

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по стране математике»Конспект интегрированного занятия «Путешествие по стране математике» Программное содержание: - совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; - закрепить свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина,.

Методическая разработка «Путешествие по стихам Барто» Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора во второй младшей группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТИХАМ А. БАРТО» Интеграция.

Методическая разработка интегрированного занятия «Путешествие по сказке «Теремок» Ход непосредственно образовательной деятельности: В: Ребята, вы любите сказки? А какая самая любимая ваша сказка? Ответы детей. А я вам.

Методическая разработка конспекта занятия по математике в средней группе «Счёт до 4. Прямоугольник и квадрат» Методическая разработка конспекта занятия по математике в средней группе: «Счёт до 4. Закрепить знания о геометрических фигурах (прямоугольник.

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия «Путешествие в Желтую страну» .

Методическая разработка «Путешествие в страну целебной музыки» Пояснительная записка. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

Методическая разработка занятия «Путешествие по дням недели, временам года, месяцам» Методическая разработка занятия «Путешествие по дням недели, временам года, месяцам» Цель занятия: Закрепление знаний по теме, дифференциация.

Методическая разработка занятия «Путешествие в осенний лес» для детей с ОНР 3–4 уровня старшего дошкольного возраста Методическая разработка занятия Тема: «Путешествие в осенний лес» для детей с ОНР 3-4 уровня, старшего дошкольного возраста (в рамках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия «Путешествие по стране Математике»
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 18:07
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД