Лучший педагог года

Эксперименты по занимательной физике для детей 6–7 лет «Путешествие по Зазеркалью»

Галя Логинова
Эксперименты по занимательной физике для детей 6–7 лет «Путешествие по Зазеркалью»

«Путешествие по Зазеркалью»

Цель:

-Показать благоприятное влияние исследовательской деятельности (экспериментирования) с элементами занимательной физики на формирование понятийного типа мышления, а также используя тематические сказки вызвать интерес у ребёнка к занимательной науке - Физика.

Задачи:

-Формирование первичных представлений об оптических явлениях через сказку и исследовательскую деятельность

- Развитие воображения и творческой активности, заинтересованности

Публикация «Эксперименты по занимательной физике для детей 6–7 лет „Путешествие по Зазеркалью“» размещена в разделах

-Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму посредством рисования изображений, формирование элементарных математических представлений.

Участники мастер-класса – педагоги, студенты педагогических ВУЗов

Методические приё мы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, творческое конструирование знания, рефлексия.

Материалы и оборудование: полупрозрачное зеркало, картинки с различными изображениями, белая бумага формата А-4,полупрозрачная плёнка, чёрный картон, мелкие игрушки, картинки с геометрическими фигурами разных цветов, цветные карандаши. Все материалы по количеству участников.

Экран для показа презентации.

Теоретическая часть:

- Прошу внимание на экран : ролик с учёным.

- Сложно, правда? А я предлагаю поговорить с вами - «Просто о сложном» (название моей технологии, представленной в опыте работы)

А так как мы с вами живём с детства в сказке, то я вам её расскажу.

Итак….

«Зеркальное отражение»

В доме, где жили лампочки, висело большое старинное зеркало. Попадая на него, лучи света отражались от зеркала, и создавалась такая же комната, как снаружи, только где-то внутри зеркала.

Там так же, как и в комнате, висели часы, стоял стол, и, конечно, висела люстра с лампочками. Это особенно им нравилось. Они даже называли отражённых лампочек сестричками.

Но однажды у них случилась беда, настоящая трагедия! Одна лампочка перегорела. Как же были расстроены все остальные. Их самая младшая подружка, самая крайняя слева лампочка в люстре перегорела и перестала светиться.

Когда люстру вечером включили, и все лампочки загорелись своими веселыми огоньками, лампочка слева осталась темной, почти невидимой.

Лампочки по привычке повернулись к своим зеркальным сестричкам, ведь у них случилась теперь та же беда. Так же должна перегореть крайняя слева лампочка, ведь зеркало точно отражает всё происходящее в комнате

И, о ужас, сестрички врали! Они просто насмехались над их горем!

Лампочки не могли поверить своим глазам, но в зеркальной люстре лампочка слева была на месте и светилась, а погасла как раз лампочка справа. У нашей лампочки справа чуть разрыв нити накаливания от увиденного не случился.

- Как вы могли! – Закричали лампочки. – Мы вас сестрами считали, а вы смеётесь, меняете всё. Мы думали вы такие же, как мы, а вы…

- Мы не виноваты! – Наперебой закричали зеркальные лампочки. – Это всё зеркало. Оно всегда всё переворачивает. Отражение получается таким же, вроде, но другим.

- Как это? – Немного успокоившись, спросили лампочки в комнате.

- А так, что если человек будет в зеркало смотреть, то увидит себя, но лишь отчасти. Там где у него правая рука, у отражения будет левая, и где у него правый глаз – там соответственно левый отражения. Это и называют зеркальной симметрией.

- Ничего себе! – восхитились лампочки. – А что еще такого есть у вас, чего у нас тут нет? Мы-то раньше считали, что у нас всё одинаковое.

- Да, вроде, больше и ничего, всё остальное точно такое же.

-Вы ошибаетесь, - услышали лампочки вдруг тихий шёпот. Это говорило само зеркало, - у меня много тайн и загадок, ведь не все лучи, которые падают на мою поверхность, отражаются. Часть остаётся, поглощается. А что происходит с поглощёнными лучами, знаю только я.

Как же стало интересно всем лампочкам! Но тут свет потушили, ведь уже наступила ночь. И засыпая, глядя в зеркало, лампочки думали о своих сестричках, а еще о лучах света, которые спрятало в себе зеркало за много-много лет.

-Интересно, правда? Так можно сказкой объяснить физическое явление, которое называется - ОПТИКА.

-Сегодня мы с вами немножко попутешествуем по зазеркалью, а именно так называется мой мастер класс - «Путешествие по Зазеркалью».

Практическая часть:

-Перед вами пустая коробочка, с точки зрения физики, что же это может быть? Ответы___

-Если тема нашего МК «Путешествие по Зазеркалью», то это-полупрозрачное зеркало. И эта полупрозрачная крышечка поможет нам заглянуть и увидеть то, что происходит за зеркалом.

-Мы берём картинку (выбираем сами, кладём ее слева от вертикально поставленной коробки (если левша, то наоборот, а справа чистый лист бумаги.

Если посмотреть сверху и прямо, то мы видим чистый лист бумаги, а если слева, то вы видите изображение этого предмета. Вот мы с вами оказались за зеркалом благодаря этому, п. пр. стеклу. А теперь перед вами задача -нарисовать эту картинку, вы просто её обводите, смело повторяете контуры. Вот так можно научиться рисовать, красиво писать. Теперь можете сравнить (уберите коробочку).Что вы можете сказать? Изображение такое же.

- Что мы можем ещё сказать про изображение? Оно МНИМОЕ. А как ребёнку это понять, как объяснить? Когда мы смотрим сначала, то видим чистый лист, а слева-рисунок, значит до ребёнка можно донести, что изображение мнимое и находится на том же расстоянии от нашего зеркала, что и сам предмет. Вот так нам удалось заглянуть за зеркало.

2. У вас есть полупрозрачная плёночка и, с точки зрения физики, она явл. п. прозр. зеркалом. Но т. к. она у нас гибкая, то мы можем из этой плёнки сделать как выпуклое зеркало, так и вогнутое, попробуйте сами.

-Теперь положите перед собой картинку и можно посмотреть через плёнку. Плоское зеркало даёт изображение равное, не искаженное. А что случится с ним, если посмотреть через выпуклое и вогнутое стекло?

-Изменяется форма. Если отодвинуть ее далеко, то картинка кажется маленькой, но если мы отодвинем ее далеко от зеркала и будем повторять рисунок, то изображение будет таким же. Хотя, когда мы смотрим в зеркало далеко, нам кажется предмет маленьким,это просто иллюзия, обман зрения.

3. Теперь мы с вами вставим черную бумагу в нашу коробочку и получим зеркало. Вы держите корогбочку перед собой и пишите на листе бумаге своё имя так, чтобы оно правильно читалось в зеркале (лучше печатными буквами).

-А теперь, если вы наблюдательные люди, то повертев листочек перед нашим зеркало вы увидите…правильно написанное своё имя. И можно прочитать его сверху, справа, слева, как угодно.

4. А теперь возьмите настоящие зеркала. Поставьте зеркало под углом 90гр, положите игрушку. Сколько изображений вы видите сейчас? И чем меньше мы делаем угол, сдвигая зеркало, тем больше получается изображений. Проверим.

5. Предлагаю вам поиграть в калейдоскоп. И каждый из вас с помощью зеркал и этой картинки может увидеть узоров не менее -10.. Проверим. Поставить нужно зеркало, открыть его и наблюдать разные геометрические фигуры (назвать) Меняйте угол, открывайте шире и уже. Давайте назовём их.

Рефлексивно-оценочный этап:

Итак, сегодня мы с вами заглянули в зазеркалье.

- Скажите, пожалуйста, возникли у вас трудности при прохождении мастер-класса?

- Как вы думаете, при помощи зеркал и полупрозрачных стёкол можно придумать сказку вместе с ребёнком? (участники мастер-класса пробуют придумать сказку)

-Что показалось вам наиболее интересным? Может быть вы раньше не знали о каком-то явлении?

-Можно ли заинтересовать ребёнка занимательной физикой при помощи сказок и исследовательской деятельности?

Заключительное слово

Описанные эксперименты можно проводить с детьми подготовительной группы(6-7 лет, объясняя сложные физические явления очень просто, доходчиво и интересно. Ребёнок, участвуя в исследованиях, познаёт окружающий мир, начинает изучение науки со сказки, которую он так любит, получает знания о науке Физика в новой форме (сказка).

Список литературы:

1. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях/ В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. – 80с.

2. Стасова Л. П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / Л. П. Стасова – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008 – 108 с.

Публикации по теме:

Центр занимательной математикиЦентр занимательной математики Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные,творчески мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения. Все.

Фотоотчет «Неделя занимательной математики»Фотоотчет «Неделя занимательной математики» "Неделя занимательной математики". Математика- один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребёнка.

Уголок занимательной математикиУголок занимательной математики Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Но знакомство с математикой, ее понятиями необходимо осуществлять с помощью пособий.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Конспект НОД «Эксперименты с водой» для детей старшей группыКонспект НОД «Эксперименты с водой» для детей старшей группы Дети – неутомимые эксперименты. Их все интересует, они засыпают нас вопросами, многое замечают и хотят все попробовать сами. И они просто.

Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.

Учимся математике через игру. Образовательная среда «Центр занимательной математики»Учимся математике через игру. Образовательная среда «Центр занимательной математики» «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным» Б. Паскаль ФГОС ДО устанавливает.

Опыты и эксперименты для детей раннего возраста Опыты и эксперименты для детей раннего возраста. 1."Рвем бумагу" Ребенок рвет на мелкие кусочки разноцветную бумагу, затем вместе можно.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Эксперименты по смешиванию красок для детей дошкольного возрастаЭксперименты по смешиванию красок для детей дошкольного возраста Конечно же каждой маме хочется, чтобы ее ребенок был самым лучшим во всем, и поэтому она стремится как можно раньше его развивать: научить.

Автор публикации:
Эксперименты по занимательной физике для детей 6–7 лет «Путешествие по Зазеркалью»
Опубликовано: 8 июля 2022 в 23:05
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД