МААМ-картинки

Урок в начальной школе «Путешествие в Сказку о Царе Салтане»

Сидиропуло Анна Ивановна
Урок в начальной школе «Путешествие в Сказку о Царе Салтане»

Цель:

Ввести учащихся в мир сказочной фантазии, синтезировать различные образные решения в музыке и изобразительном искусстве.

Оборудование:

«Морское путешествие»

• портрет Н. А. Римского-Корсакова;

• Иллюстрации к опере «Сказка о Царе Салтане»;

• Фрагмент из оперы «Садко» -

«Океан – море синее»;

• Фрагмент из оперы «Сказка о Царе Салтане» -«Три чуда»;

• Голоса птиц в записи;

• Портрет А. Макоева;

Публикация «Урок в начальной школе „Путешествие в Сказку о Царе Салтане“» размещена в разделах

«С первых шагов по планете» А. Макоева

Ход УРОКА

Все в мире хочется познать.

Все хочется увидеть в мире:

В стране мелодий погулять

И поиграть на струнной лире.

Корабль нас ждет, пора нам плыть,

Нам музыка всего дороже.

Фантазий сказочная нить

Не заблудиться нам поможет.

Учитель:

Сегодня у нас необычный урок : «Сказочное путешествие». Мы будем странствовать по свету, и побываем в разных сказках. В мире, наверное, трудно найти человека, который бы не любил сказки. Поэтому прежде, чем отправиться в путешествие, мы вспомним с вами песню.

Исполняется песня «Морское путешествие»

Учитель:

В наше необычное путешествие мы отправимся на корабле-паруснике с музыкой великого русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова. Эта музыка перенесет нас в разные сказочные страны. Сам Н. А. Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие, увидел много необычного. У вас было домашнее задание, подготовить рассказ о творчестве Н. Римского-Корсакова.

Девочка показывает презентацию о творчестве композитора

Итак, слушайте и смотрите.

Учащиеся слушают с закрытыми глазами «Океан-море синее» Н. А. Римского-Корсакова,

изображая мелодию движением руки.

Учитель: Что вы увидели, слушая музыку Н. А. Римского-Корсакова?

Дети: Море!

Учитель: Какое море вы увидели?

Дети: И спокойное, и взволнованное.

Учитель:

Посмотрите на иллюстрации картин И. Айвазовского и выберите те, которые созвучны музыке Н. А. Римского-Корсакова.

Учащиеся выбирают иллюстрации картин

И. Айвазовского.

Учитель:

Сравните музыку и иллюстрации картин, которые вы выбрали. Как композитор и художник передают образ моря, то спокойного, то взволнованного и грозного?

Дети:

Художник - холодными, темными красками, а композитор с помощью изменения динамики: музыка звучит то тихо, то громко.

Учитель:

Правильно. Великолепную картину моря композитор нарисовал с помощью многократного повторения главной интонации, которая состоит всего из трех звуков. Эта интонация звучала всякий раз по-новому: то тихо, то громко; то быстрее, то медленнее.

Учитель: Можем ли мы увидеть музыку?

Дети: Когда мы слушаем музыку, то можем её увидеть.

Учитель: Пока мы с вами плыли по морю-океану, мы оказались в сказочной стране.

Звучат в записи голоса птиц.

Учитель: Что вы увидели, слушая голоса птиц?

Дети: Лес.

Учитель: Зимний лес или весенний?

Дети: Весенний. В лесу поют разные птицы.

Учитель обращает внимание учащихся на сюжетную композицию из оперы «Снегурочка»

Н. А. Римского-Корсакова.

Учитель: Каких героев этой сказочной оперы вы видите?

Дети: Снегурочка и.

Учитель: И пастушок Лель. Какой характер одежды наших героев сказочной оперы «Снегурочка» : праздничный или будничный?

Дети: Праздничный. Сарафан, вышитая рубаха и венок у Снегурочки. У Леля - рубаха, украшенная вышивкой.

Учитель: Пастушок Лель играет на свирели, а девушки.

Дети: А девушки водят хоровод.

Учитель: Звучащая эта сюжетная композиция или нет?

Дети: Звучащая.

Учитель: Какую музыку вы слышите?

Дети: Хороводную.

Но не только в русской музыке можно встретить картины природы, но и другие народы воспевают красоту своей природы в музыке. Сегодня мы познакомимся с песней осетинского композитора А. Макоева – «С первых шагов по планете».

Показ песни и разучивание песни

«С первых шагов по планете»

На фоне звучания «Океан-море синее»

учитель читает отрывок

из «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.

Учитель:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого.

Пушки с пристани палят,

кораблю пристать велят.

Дети:

Это «Сказка о Царе Салтане».

Учитель:

Верно. Н. А. Римский-Корсаков написал оперу по этой сказке.

Итак, мы на острове в городе Леденце. Вспомните три чуда в этой сказке.

Дети: Богатыри, Царевна-Лебедь и Белка.

Звучат «Три чуда» из оперы «Сказка о Царе Салтане».

Учитель: Определите, в каком порядке звучит каждое чудо. Подберите к

каждому из них рисунки-иллюстрации.

Звучит первое чудо «Белка».

Дети: Первое чудо - белочка. Она поет русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Учитель: Какой характер музыки?

Дети: Сказочный, легкий.

Звучит второе чудо — «Богатыри».

Учитель: Кого вы увидели, слушая этот фрагмент?

Дети: Это - «Богатыри». Музыка торжественная, маршеобразная.

Звучит третье чудо - «Царевна-Лебедь».

Учитель: Кого вы увидели, слушая это чудо?

Дети: Царевну-Лебедь.

Учитель: Какая музыка характеризует Царевну-Лебедь?

Дети: Напевная, мелодичная.

Учитель:

Н. А. Римский-Корсаков использует для создания образа Царевны-Лебедя мелодию русской народной песни «На море у тушка купалася», которая звучит то прихотливо-узорчато, то просто и напевно. Можем ли мы увидеть музыку?

Дети: Слушая музыку, мы можем её увидеть.

Учитель: Итак, Царевна-Лебедь взмахом крыла возвращает нас из сказочного путешествия.

Итог урока

Домашнее задание:

нарисовать иллюстрации к уроку – путешествию.

Звучит песня «Морское путешествие»,

под музыку дети выходят из класса.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Путешествие в музыкальную сказку». Конспект ООД с элементами драматизации в подготовительной к школе группе«Путешествие в музыкальную сказку». Конспект ООД с элементами драматизации в подготовительной к школе группе «Путешествие в музыкальную сказку» конспект ООД с элементами драматизации по художественно—эстетическому развитию (раздел музыка) в подготовительной.

Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» В преддверии дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в нашем саду прошли тематические беседы о поэте, чтение.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Конспект музыкального занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказке А. С. Пушкина для старшей группы Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии.

Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?» Тема: Что у нас под ногами? Цели: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; сообщение элементарных.

Макет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллективная работаМакет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллективная работа Ко Дню рождения А. С. Пушкина мы с детьми изготовили макет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Назначение.

Мастер-класс по объемной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. ПушкинаМастер-класс по объемной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон. Видно на море не тихо; Смотрит - видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун.

Урок мира в День знаний для учащихся начальной школы на тему «ГТО» Сценарий проведения урока мира на тему: «ГТО». Здравствуйте, дорогие ребята! Поздравляю вас с замечательным праздником – Днём знаний. (слайд.

Выполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школеВыполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школе Рисование с натуры, декоративная работа или лепка - на Ваше усмотрение. Задачи: воспитывать уважение к труду и людям труда, интерес и любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок в начальной школе «Путешествие в Сказку о Царе Салтане»
Опубликовано: 25 октября 2021 в 17:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД