Сидиропуло Анна Ивановна
Урок в начальной школе «Путешествие в Сказку о Царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ввести учащихся в мир сказочной фантазии, синтезировать различные образные решения в музыке и изобразительном искусстве.
Оборудование:
• «Морское путешествие»
• портрет Н. А. Римского-Корсакова;
• Иллюстрации к опере «Сказка о Царе Салтане»;
• Фрагмент из оперы «Садко» -
«Океан – море синее»;
• Фрагмент из оперы «Сказка о Царе Салтане» -«Три чуда»;
• Голоса птиц в записи;
• Портрет А. Макоева;
Публикация «Урок в начальной школе „Путешествие в Сказку о Царе Салтане“» размещена в разделах
• «С первых шагов по планете» А. Макоева
Ход УРОКА
Все в мире хочется познать.
Все хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Корабль нас ждет, пора нам плыть,
Нам музыка всего дороже.
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок : «Сказочное путешествие». Мы будем странствовать по свету, и побываем в разных сказках. В мире, наверное, трудно найти человека, который бы не любил сказки. Поэтому прежде, чем отправиться в путешествие, мы вспомним с вами песню.
Исполняется песня «Морское путешествие»
Учитель:
В наше необычное путешествие мы отправимся на корабле-паруснике с музыкой великого русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова. Эта музыка перенесет нас в разные сказочные страны. Сам Н. А. Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие, увидел много необычного. У вас было домашнее задание, подготовить рассказ о творчестве Н. Римского-Корсакова.
Девочка показывает презентацию о творчестве композитора
Итак, слушайте и смотрите.
Учащиеся слушают с закрытыми глазами «Океан-море синее» Н. А. Римского-Корсакова,
изображая мелодию движением руки.
Учитель: Что вы увидели, слушая музыку Н. А. Римского-Корсакова?
Дети: Море!
Учитель: Какое море вы увидели?
Дети: И спокойное, и взволнованное.
Учитель:
Посмотрите на иллюстрации картин И. Айвазовского и выберите те, которые созвучны музыке Н. А. Римского-Корсакова.
Учащиеся выбирают иллюстрации картин
И. Айвазовского.
Учитель:
Сравните музыку и иллюстрации картин, которые вы выбрали. Как композитор и художник передают образ моря, то спокойного, то взволнованного и грозного?
Дети:
Художник - холодными, темными красками, а композитор с помощью изменения динамики: музыка звучит то тихо, то громко.
Учитель:
Правильно. Великолепную картину моря композитор нарисовал с помощью многократного повторения главной интонации, которая состоит всего из трех звуков. Эта интонация звучала всякий раз по-новому: то тихо, то громко; то быстрее, то медленнее.
Учитель: Можем ли мы увидеть музыку?
Дети: Когда мы слушаем музыку, то можем её увидеть.
Учитель: Пока мы с вами плыли по морю-океану, мы оказались в сказочной стране.
Звучат в записи голоса птиц.
Учитель: Что вы увидели, слушая голоса птиц?
Дети: Лес.
Учитель: Зимний лес или весенний?
Дети: Весенний. В лесу поют разные птицы.
Учитель обращает внимание учащихся на сюжетную композицию из оперы «Снегурочка»
Н. А. Римского-Корсакова.
Учитель: Каких героев этой сказочной оперы вы видите?
Дети: Снегурочка и.
Учитель: И пастушок Лель. Какой характер одежды наших героев сказочной оперы «Снегурочка» : праздничный или будничный?
Дети: Праздничный. Сарафан, вышитая рубаха и венок у Снегурочки. У Леля - рубаха, украшенная вышивкой.
Учитель: Пастушок Лель играет на свирели, а девушки.
Дети: А девушки водят хоровод.
Учитель: Звучащая эта сюжетная композиция или нет?
Дети: Звучащая.
Учитель: Какую музыку вы слышите?
Дети: Хороводную.
Но не только в русской музыке можно встретить картины природы, но и другие народы воспевают красоту своей природы в музыке. Сегодня мы познакомимся с песней осетинского композитора А. Макоева – «С первых шагов по планете».
Показ песни и разучивание песни
«С первых шагов по планете»
На фоне звучания «Океан-море синее»
учитель читает отрывок
из «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.
Учитель:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого.
Пушки с пристани палят,
кораблю пристать велят.
Дети:
Это «Сказка о Царе Салтане».
Учитель:
Верно. Н. А. Римский-Корсаков написал оперу по этой сказке.
Итак, мы на острове в городе Леденце. Вспомните три чуда в этой сказке.
Дети: Богатыри, Царевна-Лебедь и Белка.
Звучат «Три чуда» из оперы «Сказка о Царе Салтане».
Учитель: Определите, в каком порядке звучит каждое чудо. Подберите к
каждому из них рисунки-иллюстрации.
Звучит первое чудо «Белка».
Дети: Первое чудо - белочка. Она поет русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
Учитель: Какой характер музыки?
Дети: Сказочный, легкий.
Звучит второе чудо — «Богатыри».
Учитель: Кого вы увидели, слушая этот фрагмент?
Дети: Это - «Богатыри». Музыка торжественная, маршеобразная.
Звучит третье чудо - «Царевна-Лебедь».
Учитель: Кого вы увидели, слушая это чудо?
Дети: Царевну-Лебедь.
Учитель: Какая музыка характеризует Царевну-Лебедь?
Дети: Напевная, мелодичная.
Учитель:
Н. А. Римский-Корсаков использует для создания образа Царевны-Лебедя мелодию русской народной песни «На море у тушка купалася», которая звучит то прихотливо-узорчато, то просто и напевно. Можем ли мы увидеть музыку?
Дети: Слушая музыку, мы можем её увидеть.
Учитель: Итак, Царевна-Лебедь взмахом крыла возвращает нас из сказочного путешествия.
Итог урока
Домашнее задание:
нарисовать иллюстрации к уроку – путешествию.
Звучит песня «Морское путешествие»,
под музыку дети выходят из класса.