Марина Хачатрян
Конспект НОД «Путешествие в страну часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Путешествие в страну часов».
Программное содержание:
• Развивать познавательную активность, логическое мышление, речь, умение сравнивать, сопоставлять, мелкую моторику руки.
• Формировать понятие «время» через сведения о разных способах и средствах изменения, фиксирования времени.
• Познакомить детей с тем, как люди узнавали время до изобретения часов.
• Активизировать словарь детей (циферблат, будильник, водяные, песочные, наручные, башенные, электронные, солнечные, настенные, свечные часы).
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну часов“» размещена в разделах
• Упражнять в показе времени на моделях часов, в сопоставлении количества кружков с цифрой.
• Закреплять знания цифр, частей суток, название и последовательности дней недели.
• Воспитывать бережное отношение ко времени, самостоятельность и дружеские взаимоотношения в коллективе.
Оборудование:
1. Картинки.
2. Часы: настенные, будильник, наручные, электронные, песочные.
3. Конверт с письмом.
4. Модели часов на каждого ребёнка.
5. Карточки на каждого ребёнка с различным количеством кружков, лист бумаги в клетку, карандаш.
Ход:
Воспитатель: Ребята, Алина хочет нам рассказать интересное стихотворение, давайте послушаем.
П. Башмакова.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла.
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
Воспитатель: О чём это стихотворение?
Дети: О днях недели.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру "Дни недели".
( Игра с мячом: дети по порядку называют дни недели).
Игра "Назови соседа".
(дети называют предыдущий и последующий день недели)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Воспитатель: А можно ли вернуть вчерашний день недели?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, куда движется время?
Дети: Только вперёд.
Воспитатель: Что помогает нам измерять время?
Дети: Часы. Если затрудняются ответить - загадка: "Мы день не спим, мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим"
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Давайте представим, что мы оказались в стране часов (дети закрывают глаза, кружатся) И первая наша остановка «Древние времена».
(Дети садятся на стульчики напротив доски)
Как вы думаете, раньше, когда ещё не было часов, как люди узнавали время?
Дети: По солнцу.
Воспитатель: Когда встаёт солнце?
Дети: Утром.
Воспитатель: А что происходит с солнцем вечером?
Дети: Солнце прячется.
Воспитатель: И вот человек заметил, что тень движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал часы, вместо циферблата - круг, разделённый на части, в середине - колышек. По движению тени человек определял время. Но пользоваться такими часами человек мог не всегда, почему?
Дети: Когда дождь, нет солнца.
Воспитатель: Тогда люди научились определять время по живым часам.
Загадка.
Он носом землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный, крикун неугомонный.
Дети: Петух.
Воспитатель: Как он помогал определять время?
Дети: Кричал: "Кукареку"
Воспитатель: Да, он кричал рано утром и в полночь. Но он мог закричать, и свалившись с жердочки, или, испугавшись лису. Можно ли доверять таким часам, как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ещё люди узнавали время по растениям. Что происходит с цветами утром?
Дети: Они раскрываются.
Воспитатель: А вечером?
Дети: Вновь закрываются.
Воспитатель: Так люди могли определять утро, день, вечер, ночь.
Как мы можем назвать это одним словом?
Дети: Части суток.
Воспитатель: Ещё люди пользовались вот такими необычными часами (рассматривание свечных часов). Это огненные свечные часы (свеча разделена на полоски - сколько полосок растает, столько часов прошло).
Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы определить сколько прошло времени, использvя такие огненные часы? И как это сделать?
Дети: Вот сейчас мы зажжём свечу и в конце путешествия посмотрим, сколько прошло времени.
Воспитатель: Ребята, люди много учились и трудились, чтобы изобрести современные часы. Сейчас мы с вами переместимся в "музей часов". Какие сейчас существуют часы? Какие они бывают?
Дети: Настенные, наручные, будильник.
Рассматривание часов в музее.
Воспитатель: Обратите внимание на фото, что это за здание?
Дети: Кремль.
Воспитатель: Где он находится? В каком городе?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы видите на Кремле?
Дети: Часы.
Воспитатель: Ребят, эти часы самые большие, им много, много лет. Они показывают самое точное время. В Москве люди слышат бой курантов в 6 часов утра, узнают, что наступило утро. А мы где можем слышать этот бой?
Дети: По ТВ и радио.
Воспитатель: Для чего же нам нужны часы?
Дети: Чтобы успеть в детский садик, на работу, в школу и т. д.
Воспитатель: А теперь, присмотритесь, что общего у всех часов?
Дети: Циферблат, стрелки.
Воспитатель: Что указывает большая (маленькая) стрелка?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, у всех часов есть стрелки? (Есть ли часы без стрелок)
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается, есть (показ часов песочных, электронных, водных). Вы когда - нибудь видели такие часы? Как они называются?
Где их можно использовать?
Песочные часы: сделаны из стекла. Два пузырька соединены между собой, внутри песок. Когда часы работают, песок сыпется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 5,10 минут. Часы переворачивают, и отсчет времени начинается снова. Также есть водяные часы, только, как вы думаете, что находится внутри них?
Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, именно поэтому, они так и называются. Что вы видите на этих часах?
Дети: Светящиеся цифры.
Воспитатель: Кто знает, как называются эти часы?
Дети: Электронные.
Воспитатель: А сейчас, мы с вами попадём в "волшебную комнату" (зал). Я взмахну волшебной палочкой, и мы превратимся в часы:" Раз, два, три - палочка, чудеса твори" (все вместе)
Игра " Часики"
Руки на поясе - наклоны - тик-так. Часики сломались - произвольные движения. Часы отремонтировали - показ времени с помощью рук:
правая рука - минутная стрелка, левая - часовая стрелка, покажите: 3,6,9,12 часов.
А сейчас мы с вами окажемся в "игровом зале".
Возьмите модели часов, пожалуйста, и поставьте на них столько часов - сколько кружков на вашей карточке (дети показывают, сколько времени на их часах и почему)
Воспитатель: Как вы думаете, нужно ли беречь время?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим, как вы бережёте время и не растрачиваете его зря.
«Делу время, а потехе час».
Задание: нужно нарисовать, как можно больше квадратиков за 1 минуту.
(не нужно отвлекаться, и квадратики должны быть ровными и красивыми, засекаем время на электронных часах.)
Воспитатель: Кто сколько успел нарисовать квадратиков?
Молодцы! Вы умеете правильно использовать время. А сейчас мы с вами должны вернуться в комнату " Древние времена".
Дети обращают внимание на свечные часы.
Воспитатель: Можно ли точно сказать, сколько прошло времени?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а ведь нам пришло письмо от людей, которые делают часы на заводе. Что они пишут?
(читает письмо)
"Часы - ваши помощники. Когда вы подрастёте, будете ходить в школу, вы будете смотреть на часы - проверять время, чтобы не опоздать в школу, гулять столько, чтобы успеть сделать уроки. Часы будут помогать узнавать время, беречь время. И вот вам подарок, настенные часы - учитесь узнавать время".
Воспитатель: Вы хотели бы научиться узнавать время?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы обязательно научимся.
Вот и путешествие подошло к концу. Оно понравилось вам? Мы еще не раз с вами отправимся в такое путешествие.