Получи документы

Разработка концепции образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду»

клим аширяев
Разработка концепции образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду»

Приглашаем к обсуждению и участию в проекте

«Разработка Концепции образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду»

Водосбережение с каждым годом становится все более насущной проблемой. Основными вопросами предмета «Учимся беречь воду» являются актуальность водосбережения и, не только отраслевой характер этой проблемы, но и общая значимость рационального использования водных ресурсов для нашей страны и мирового сообщества.

Публикация «Разработка концепции образовательной программы учебного курса „Учимся беречь воду“» размещена в разделах

В настоящее время во всем мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением водопотребления, истощением и загрязнением водных ресурсов отходами антропогенной деятельности человека.

В связи с этим возникла необходимость рационального и экономного использования водных ресурсов в экономике страны.

Рассматривая вопросы о местных источниках воды учащимся необходимо разъяснить, что на современном этапе реальными видами водных ресурсов могут быть реки, озера подземные воды, в определенной мере атмосферные, шахтные, карьерные и дренажные и др. воды. Возможности использования соленых вод океанов и морей при сегодняшнем уровне развития технологий весьма ограничены, хотя научные исследования и разработки во всем мире и в нашей стране в этом направлении ведутся довольно интенсивно.

Возникновение этих проблем в значительной мере обусловлено социальными факторами. Поэтому и решение их должно реализовываться не только техническими средствами, но и путем изменения системы ценностей по отношению к окружающей среде, т. е. ключ к решению этих задач - формирование нового менталитета общества.

Известно, что экономия достигается снижением потерь, использованием водо-ресурсосберегающих технологий, эффективным ведением хозяйства. В связи с этим особую значимость приобретает формирование нового сознания у подрастающего поколения, сохранность и экономное использование воды.

Перед учителем стоит важная задача — воспитание нового поколения, которое, внедряя и используя современные технологии водопользования во всех отраслях хозяйства, в то же время будет понимать важность экономии водоресурсов, так как, обладая ими, государство обеспечивает свою водную безопасность. Для учащихся должно стать очевидным: от отношения к имеющимся в распоряжении человека водным ресурсам зависит не только наше собственное благополучие, но и благосостояние последующих поколений.

В связи с вышеизложенным актуальна разработка Концепции методических рекомендаций, которые должны включать примерную образовательную программу курса и рекомендации по проведению тематических уроков по водосбережению и водоэффективности, по использованию электронного образовательного издания в практической деятельности педагогов и самостоятельной работе учащихся.

Примерная образовательная программа курса «Учимся беречь воду»

Рациональное использование воды– приоритет государственной политики развитых стран мира. Водосбережение – это образ жизни общества в целом и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознании детей еще в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы пресной воды. Все больше людей понимают, что будущее – за рациональным, бережливым использованием воды. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто в быту и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше воды, чем ее реально необходимо использовать.

Осознание каждым отдельным человеком необходимости перехода от потребительского отношения к природе к совместному гармоничному развитию природы и человека, природы и общества рассматривается как одно из условий устойчивого развития человечества. Именно поэтому в настоящее время возросла значимость поиска путей решения экологических проблем, в том числе водных и проблем водосбережения.

Сегодня разработано множество эффективных методов для сбережения воды и снижения ее потребления в жилых помещениях, производственных процессах, индивидуальном использовании. Но очень мало людей знакомы с этими методами и еще меньше используют их, поэтому перед современными общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования водных ресурсов как неотъемлемой части водосберегающей политики нашего государства.

В настоящее время в образовательных учреждениях общего образования одним из направлений образовательной деятельности является информационно-разъяснительная деятельность, ориентированная на формирование и развитие у школьников культуры водосбережения. Которая осуществляется в рамках разрабатываемых и реализуемых в образовательных учреждениях общего образования Программ рационального использования и охраны водных ресурсов, регламентирующих обеспечение мероприятий по водосбережению и повышению эффективности водопользования.

Значимость формирования культуры водосбережения, популяризации и пропаганде знаний и умений по водосбережению и эффективности водопользования среди учащихся школ возрастает в контексте вступления РК во Всемирную торговую организацию.

Начальная школа является важным этапом интеллектуального развития, периодом интенсивного приобретения знаний и становления мировоззрения человека. Именно в этом возрасте происходит накопление («впитывание») моральных ценностей и норм поведения, что определяет младший школьный возраст как наиболее благоприятный для знакомства с вопросами бережного отношения к окружающей природе, формирования и развития культуры водосбережения и повышения эффективности водопользования.

Вопросы водосбережения и повышения эффективности водопользования должны быть включены в программу духовно-нравственного развития и воспитания, а также программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. При этом Программы должны реализовываться «в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения» .

Как следствие, в начальной школе вопросы водосбережения и повышения водоэффективности могут быть интегрированы в содержание обучения таких учебных предметов как окружающий мир, технология, математика, чтение и русский язык. Одновременно знакомство с этими важными проблемами может осуществляться в рамках внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности (кружки, факультативы, проектная деятельность). Такой подход обеспечит целенаправленное и системное формирование культуры водосбережения и повышения водной безопасности у учащихся начальной школы.

Все выше сказанное подтверждает необходимость и актуальность практической реализации образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду», ориентированного на формирование и развитие культуры водосбережения и водоэффективности учащихся начальной школы.

Отличительными особенностями и новизной программы является :

• деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка;

• принцип комплексного развития личности ребенка как общая научно-методическая основа разработки образовательной программы;

• принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным учебным предметам (технология и окружающий мир, окружающий мир и литературы);

• принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на развитие творчества ребенка;

• принцип вертикальной межпредметности – предполагает ориентацию на подготовку учащихся к изучению естественно-научных дисциплин основной школе (география, физика, химия, биология, технология);

• принцип перспективности – реализуется через возможность установления преемственных связей, как между учебными предметами начальной школы, так и основа для обеспечения успешного изучения соответствующих естественнонаучных предметов в основной школе).

Цель образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» : создание условий для формирования у учащихся начальной школы культуры водосбережения и водоэффективности.

Задачи образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» :

• формирование представлений о том, что такое вода, как она связана с работой, какие виды воды можно выделить и как один вид воды переходит в другой;

• формирование системы представлений об источниках воды и их использовании;

• формирование знаний о средствах, которые могут быть использованы для измерения воды, в том числе воды, потребляемой в жилище человека (дом, квартира, в школе и т. д. ;

• формирование знаний о способах экономии разных видов воды и ее источников;

• формирование простейших умений экономии разных видов воды в быту;

• развитие умений использования информационно-коммуникационных технологий;

• формирование мышления, воображения, речи учащихся начальной школы, их эрудиции и общей культуры.

Значимость образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» определяется вкладом в экологическое воспитание школьников, в том числе в воспитание бережного отношения к воде, в формирование у младших школьников элементарных умений предвидеть последствия своего поведения, сравнить свои действия с водосберегающими нормами поведения в окружающей среде.

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы курса «Учимся беречь воду»

1. формирование целостного представление о влиянии водоснабжения на окружающую среду и методах сохранения окружающей среды

2. формирование гражданской позиции и психологической настроенности на рациональное и экономное использование водных ресурсов

3. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме водосбережения

4. понимание личной ответственности за экономное и бережное отношение к воде, электроэнергии, теплу, природе в целом

5. убеждение в важности личного вклада в водосбережение

.6. убеждение в возможности и необходимости личного участия в решении проблем водосбережения

7. установка на правильное поведение в жизни, а именно бережное отношение к водоресурсам;

-8. осознанное отношение к природным ресурсам, в том числе водоресурсам и их использованию

Вклад в достижение личностных результатов в соответствии с Государственной водной политикой РК

1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

4. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия, к которым относятся познавательные, регулятивные и коммуникативные.

1) Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

смыслообразованию, т. е. установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами (т. е. между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется);

общеучебным, логическим учебным действиям (например, выделение и формулирование познавательной цели и ее сравнение с предполагаемым результатом; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков);

• постановке и решению проблемы, в том числе творческих и поисковых;

• поиску необходимой информации для выполнения практических заданий;

• смысловому чтению художественных и познавательных текстов, в том числе выделению существенной информации из текстов разных видов;

• переносу знаний с одного явления на другое;

• отбору необходимых знаний из большого объема информации.

Обучающийся получит возможность:

• для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• для формирования интереса к познанию окружающего мира;

• для формирования самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

• для ориентации в поведении на принятые моральные нормы.

2) Регулятивные учебные действия.

Обучающийся научится:

• целеполаганию как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

• самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

• осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

• планированию как определению последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлению плана и последовательности действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

• контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, моделями, видео, словесно- образным и словесно-логическим материалом самостоятельно и в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

• находить несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

• на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

• осуществления пошагового и итогового контроля по результату.

3) Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

• воспринимать другое мнение и позицию;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

• строить понятные для партнера высказывания;

• задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

• строить монологическое высказывание;

• ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать другое мнение и позицию;

• умению договариваться, приходить к общему решению (при организации работы в группе, в паре);

• контролировать действия партнера (оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил самостоятельно);

• адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

• навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты.

• формирование первичных сведений о понятиях, связанных с водосбережением и водоэффективностью, экологией;

• формирование системы представлений о взаимосвязи производственной и бытовой деятельности человека с экологическими проблемами;

• формирование знаний о простейших приемах водосбережения и повышения водоэффективности;

• формирование простейших умений сохранения различных видов вод.

.1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы курса «Учимся беречь воду»

Системная оценка личностых, метапредметных и предметных результатов фиксируется в форме портфеля достижений.

Учитывая, что курс «Учимся беречь воду» является межпредметным, портфолио ученика может учитываться при итоговом оценивании по таким учебным предметам, как окружающий мир и технология.

Оценка достижение планируемых результатов проводится в нескольких формах.

Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в портфеле достижений. Рекомендуемая шкала оценивания предметных результатов:

1 уровень – оптимальный (70-100% выполнения работы, очень хорошо);

2 уровень – допустимый (50-70% выполнения работы, хорошо);

3 уровень – достаточный (40-50% выполнения работы, удовлетворительно);

4 уровень – критический (менее 40% выполнения работы, неудовлетворительно).

Рекомендуемые формы и методы контроля предметных результатов: результаты выполнения практических интерактивных заданий из электронного издания; устный опрос, оценка участия в дискуссии с использованием печатного учебного пособия «Учимся беречь воду», а также участия во внеклассных мероприятиях; мини проект и творческая работа.

Метапредметные и личностные результаты оцениваются на основе психолого-педагогических исследований, в том числе педагогических наблюдений, анализа продуктов учебной деятельности учащихся, анализа деятельности учащихся во внеклассных тематических мероприятиях, в проектной деятельности.

Аширяева А. К. ,эксперт по маркетингу водопользования и водосбережению

Аширяева С. К. ,магистр, эксперт менеджменту водопользования и водосбережению

Аширяев К. Ш. к. т. н. ,проф. ,эксперт по управлению водопользованием и водосбережению

Алматы,31.12.21

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

Конспект образовательной деятельности «Сделаем воду чистой» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место НОД в образовательном процессе: Конспект НОД является материалом по обучению детей логически мыслить путем.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Мой организм и здоровье. Я ем. Как беречь зубы» Программное содержание: - расширить представление детей о зубах и их значение в жизнедеятельности человека - знакомить с правилами и методами.

Краткая презентация основной образовательной программы ДОУ КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Новая редакция основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №» разработана с учетом с учетом Примерной.

Методическая разработка мастер-класса «Учимся играя. «Лэпбук» — интерактивная папка для детей» План мастер-класса Тема: «Мой город Березники». Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки.

НОД по экологии «Почему воду нужно беречь?»НОД по экологии «Почему воду нужно беречь?» Задачи: 1. Познакомить детей с процессом очистки воды в промышленных масштабах. 2. Научить детей изготавливать простейший фильтр для воды.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность» Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе 1. Образовательное учреждение: МОУ «Клепиковская средняя общеобразовательная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разработка концепции образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду»
Опубликовано: 31 декабря 2021 в 13:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД