Приложение МААМ

Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей 4-го года жизни средствами малых фольклорных форм

Дорогина Елена Николаевна
Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей 4-го года жизни средствами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».

Г. С. Виноградов,.

Введение

Публикация «Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей 4-го года жизни средствами малых фольклорных форм» размещена в разделах

В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого безусловно лежит приобщение к отечественной истории, национальному культурному наследию.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскуднения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.

Актуальность:

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО "Речевое развитие" включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [п 2.6].

Стандарт отмечает, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора (п. 2.7)

Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много жанров малого фольклора объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно – следственные связи (например, отгадывая загадки или слушая потешки).

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что использование малых форм фольклора помогает реализовывать принципы, направления и целевые ориентиры стандарта.

Проанализировав возрастные особенности детей 4-го года жизни, можно сказать, что одной из основных особенностей детей является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмами рифмам, выразительной интонации. В этом возрасте развиваются память и внимание, однако они носят непроизвольный характер. Поэтому детей необходимо знакомить с несложными произведениями, близкими по содержанию к личному опыту ребёнка и выраженными в простой доступной форме.

Дети 4-го года жизни с удовольствием слушают произведения устного народного творчества. Усваивая слово, обороты речи, интонацию, они приобретают свой первый литературный опыт.

Поэтому, сейчас стало очень актуально использовать в работе с детьми малые фольклорные формы. Они помогают развивать у детей речь и память, мышление и логику, прививать трудолюбие и взаимопомощь, дружелюбие и аккуратность, интерес к чтению художественной литературы и, конечно же, приобщают к народным традициям.

Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. Поэтому в моей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В интерьер группы включила элементы русского фольклора. Пополнила музыкальный уголок русскими народными инструментами: деревянными ложками, трещоткой, колокольчиками; организовала выставку книг с произведениями малых фольклорных форм, сказками; сделала дидактические игры: дидактическое пособие «Теремок сказок», «Я загадаю, а ты отгадай», «Расскажи сказку» (сказки на фланелеграфе, «Узнай потешку» и т. д; сделала различные виды театров, маски. Обязательным элементом интерьера стала «мини- изба», в которой специально созданная среда, помогала ребё нку почувствовать себя в русской народной сказке: поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными промыслами, костюмами.

НОД с использованием малых фольклорных форм – это всегда приятные для детей моменты, это эмоциональный контакт речевого общения, которые так необходимы для их развития.

В НОД по речевому развитию для закрепления правильного и отчётливого произношения звуков читала и проговаривала русские народные песенки

(например, для закрепления звука «а» - «Ладушки- ладушки»; звука «и»- «Ай, качи, качи, качи», «Киска, киска, брысь»; звука «э»- «На улице три курицы» и др.). В НОД по познавательному развитию для поддержания интереса и мотивации детей на дальнейшую деятельность загадывала загадки о разных видах транспорта, о предметах, необходимых для работы взрослых разных профессий, об овощах и фруктах и др.

Использование малых форм фольклора имело огромное значение и при

проведении НОД по художественно- эстетическому развитию. Например, при проведении лепки на тему «Большие и маленькие птички на кормушке», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно, голодно, спела песенку «Птичка» :

Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькой птичке

Зернышки я дам.

Маленькая птичка

Зернышки клюет,

Маленькая птичка

Песенки поет.

На рисовании на тему «Идёт дождь», используя фланалеграф, выставляла тучки и читала потешку:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Под ритм потешки дети кончиком кисти рисовали капельки дождя.

На аппликации «Цыплята на лугу» читала потешку

«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

А за ней ребятки – желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка

Выпили водицы полное корытце.

Так же я старалась внести в НОД элементы артистичности, игры, индивидуальности в исполнении народных произведений. И в этом мне помогал сказочный персонаж- бабушка «Загадушка». Тогда НОД проходила не в традиционной форме, а как яркое, эмоциональное, интересное общение с детьми, что способствовало лучшему усвоению пройденного материала.

В индивидуальной работе с детьми особое значение я уделяла дидактическим играм с сюжетными и предметными картинками: (например, в игре «Узнай потешку» дети по предложенной иллюстрации вспоминали знакомую потешку, показывали и называли её персонажей; в игре «Отгадай загадку» - учились узнавать предметы по словесному описанию). Для проверки и закрепления знаний детей я загадывала детям загадки, используя фигурки животных, муляжи овощей и фруктов и т. п. Для каждой фигурки, предмета подбирала свою загадку (например, для петушка- «На голове красный гребешок, под носом красная бородка»; для собачки-«С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком» и т. д.). Такая форма работы не вызывала у детей больших затруднений, так как перед глазами находились загадываемые предметы. В дальнейшем я учила детей отгадывать загадки по собственным представлениям.

В совместной деятельности, знакомя детей с малыми фольклорными формами использовала наглядный материал:- это русские народные музыкальные инструменты (например, знакомя с потещкой «Тили-тили-тили бом» - треугольник, «Тень, тень потетень»- деревянные ложки); игрушки (например, при заучивании потешки «Петушок,петушок» игрушку- петушка). Во время чтения потешки «Петушок, петушок» делала динамический акцент на фрагменты текста (говоря о петушке «масляна головушка» приводила в движение именно эту часть игрушки); поощряла и стимулировала действенное участие детей, их активное вхождение в развёртывающиеся события («позови петушка», «погладь петушка, «убаюкай» и т. п.).

Очень важно было научить детей наблюдать за явлениями природы, любоваться ее красотой. Образный язык пословиц, поговорок, загадок, закличек помогал мне выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Например, читая закличку «А ты радуга-дуга, ты высока и туга! Не давай дождя.

Дай нам солнышка-колоколышка!», я знакомила детей с могучей силой природы, учила радоваться и солнцу, и дождю и радуге; загадывая загадки «Белым ковром все укрывает, морозом пробирает?», «Листья разноцветными стали и с деревьев упали. Значит это к нам приходит, и дожди с собой приносит?»- знакомила с природными явлениями времён года и т. п.

Малые фольклорные формы помогали мне наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных моментах. Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у детей отрицательное отношение. Для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну, с удовольствием, я использовала потешки, песенки, пестушки. Ритмичные слова потешек «Водичка-водичка, умой Ане личико», «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды. Чисто умываемся, Алине улыбаемся» вызывали у ребят радость. Дети самостоятельно закатывали рукава и с удовольствием подставляли руки под струю воды.

Удачно подобранная потешка помогала и во время приёма пищи. Даже те дети, которые отказывались от еды, ели с удовольствием.

«.Вот тарелочка пуста.

Улыбается она.»

Дети старались, чтобы у них тарелочка улыбалась. Когда им это удавалось, с восторгом показывали пустую тарелочку.

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги. Таким детям я ласково пела колыбельные песенки «Баю – баю – бай, поскорее засыпай, ты, собачка, не лай…»; читала потешку

«Вот и люди спят, вот и звери спят.

Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках.

Зайцы спят на травушке, утки на муравушке.

Детки все по люлечкам, спят- поспят, всему миру спать велят».

Многие не умели, не любили одеваться сами, часто отвлекались, тогда я читала потешки «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка»; «Вот они сапожки – этот с правой ножки, этот с левой ножки. Если дождик пойдёт, наденем калошки- этот с правой ножки, этот с левой ножки»

Потешки, приговорки помогли детям быстрее освоить навыки, необходимые для одевания.

Причёсывая девочек, я приговаривала:

«Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.

Расти косынька до пят- все волосыньки в ряд.

Расти коса, не путайся. Маму дочка слушайся».

Выход на прогулку сопровождала словами потешки «Топ-топ-топ, ходи ножкой твёрдо по дорожке».

Широко использовала в работе с детьми пословицы и поговорки, т. к. они оказывают положительное воздействие на разум и чувства детей.

Пословицы – это древнейший жанр русского народного творчества. В них собран жизненный опыт многих поколений. Они учат и советуют, хвалят и предостерегают, и даже высмеивают. С помощью пословиц я выражала поощрение, деликатно высказывала порицание, осуждала неверное или грубое действие: например «Как аукнется, так и откликнется», «Поспешишь- людей насмешишь»; «Доброе слово, что солнышко в ненастье, а злое, как грязная вода» и т. п.

Параллельно проводилась и работа с родителями. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о фольклоре показало, что для многих родителей фольклор- это русские народные песни, танцы, сказки. И совсем немногие знают о его малых фольклорных формах. Поэтому, я решила провести: родительское собрание «Что такое фольклор», на котором родители познакомились с жанровым разнообразием фольклора, с удовольствием принимали участие в разгадывании загадок, решении кроссвордов по теме; консультацию «Роль книги в жизни детей 4-го года жизни»

В уголке «Для Вас, родители!», родители получали информацию об использовании малых фольклорных форм для воспитания и обучения ребёнка в домашних условиях. Используемые мной в работе с детьми потешки, загадки, дидактические игры и т. п. я предлагала родителям в виде памяток.

Подводя итог проделанной работы, можно сказать что, дети внимательно и с удовольствием слушают произведения малых фольклорных форм; рассматривая иллюстрации в книгах рассказывают содержание произведений; с помощью воспитателя могут прочитать небольшую потешку. Изменилась и речь детей. Она стала более выразительной, эмоциональной. Дети легко поддерживают беседу, вступают в диалог с воспитателем.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду. Практическую деятельность с детьми строю на следующих.

Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм» Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм ]Опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм».

Анализ работы по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» Анализ работы по самообразованию за 2016–2017 учебный год Постоянно повышаю свой профессиональный педагогический уровень. Стараюсь участвовать.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов»Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24" г. Майкоп Проектная деятельность.

Развитие образной речи средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста Развитие речи, восприятия и художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. При синтезировании художественных.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову. Задачи: 1. Развивать речевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей 4-го года жизни средствами малых фольклорных форм
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 08:15
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей 4-го года жизни средствами малых фольклорных форм» (включая файлы) размещена пользователем Дорогина Елена Николаевна (УИ 1455702) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД