Семенова Валентина Викторовна
Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников в игровой ситуации «Парная игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития воспитанников является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников в игровой ситуации „Парная игра“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Коммуникативная направленность образовательного процесса является значимой, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Одной из ведущих компетентностей личности является коммуникативная компетентность (компетентность в общении, которая включает в себя:
1. Умение вступать в контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми;
2. Распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
3. Умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
4. Уметь сотрудничать, слушать и слышать.
5. Воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Но, как показывает практика, дети 6-7 летнего возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства и ощущения, что часто является препятствием для установления полноценного контакта как со сверстниками, так и со взрослыми. При этом, именно дошкольный возраст, наиболее благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Так как дети в дошкольном учреждении находятся достаточно длительный промежуток времени и больше общаются со сверстниками чем дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, то именно в этот период проще всего целенаправленно организовывать детское общение, а так как игра это основной вид деятельности ее легче всего использовать, как основное средство, способствующее формированию коммуникативных навыков
На базе нашей группы в качестве средства развития коммуникативной компетенции была апробирована игровая ситуации «Парная игра».
Цель апробации: Создать благоприятные условия в целях развития коммуникативных навыков через игровую ситуацию «Парная игра».
Под парной игрой мы подразумеваем взаимодействие «Ребенок-ребенок»,
«Ребенок - Взрослый»
Задачи:
1. Способствовать развитию вербальной и невербальной коммуникации
2. обучать умению задавать открытые и закрытые вопросы;
3. обучать умению перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
4. обучать умению понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
5. Способствовать развитию слухового восприятия информации;
7. Обучать умению определять эмоциональные состояния собеседника и отражать их с помощью выразительных движений и речи.
Работая над этой темой, мы включили парные игры, которые были направленны:
- на развитие умения активно слушать;
- на развитие умения «Конструировать текст для другого» и говорить самому;
- игры на развитие монолога и диалога вербальным и невербальным способом.
Особое место мы уделили правильному подбору пар с учетом речевого развития детей, такие пары мы образовывали с позиции: «Взрослый - активный ребенок». «Взрослый - малоактивный ребенок», «Активный ребенок-активный ребенок», «Активный ребенок - малоактивный ребенок», такая поэтапная расстановка в парных играх позволяет детям постепенно на основе первоначального примера набраться опыта, особенно малоактивным детям.
Для эффективности развивающего воздействия, каждому ребенку была дана возможность поиграть в игры, которые отражают в своем содержании каждую из намеченных задач.
1. Так, например, работая над обучением умению задавать друг другу вопросы, мы использовали такие игры, как: «Кто ты?», «Встреча инопланетян», «Что в кармане?», «Интервью», «Диалог ладошек», в основе которых лежит ситуация диалога, вопросы и ответы могут носить как шуточный, так и реалистичный характер.
На пример в игре «Интервью» один участник «журналисту» а второй объект, у которого берут это интервью, причем второй участник может быть как реалистичным, антропогенным, или даже сказочным в зависимости от заданной темы. Педагог выступает в роли наблюдателя, выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли. оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм
2. Используя такие игры как: «Азбука почемучек», «Тайный смысл»,
«Идет следствие», «Я скажу, ты докажи», мы учим детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, аргументируя свое высказывание. Например, в игровой ситуации «Собери чемодан», где дети совместными усилиями собирают чемодан, используя аргументированную фразу «Я беру, потому что…», а второй собеседник должен доказать обратное», затем они меняются местами, кто убедительнее тот получает фишку, кто наберет наибольшее количество фишек тот и выиграл.
3. Полезным считаем развивать у детей способность к невербальным средствам общения с использованием игр на основе мимики жестов,
походки «Здороваемся без слов», «Зеркало», «Изобрази, а я отгадаю», «Что случилось, «Художник слова», так, например, играя в игру «Картинка на спине», дети по тактильному ощущению отгадывают и описывают то, что один игрок изображает на спине у другого игрока, затем дети меняются местами.
4. При обучении детей четко излагать свои мысли хорошо работает такая игровая технология, как сторителлинг, с использованием «Кубиков историй» Каждый кубик содержит картинки только одной категории, на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем - погодные явления и другое, дети достают из «волшебного мешочка» кубик, бросают его по очереди и в зависимости от выпавшего изображения повторяют действия и продолжают начатую историю.
Таким образом, плавно переходя от одной картинки к другой и сочиняя необычные смешные, а иногда и грустные истории. Таким образом, подбирая игры по данному направлению, мы не только создали картотеку игр для собственной группы и педагогов но и подготовили консультативный материал и подборку игр для родителей «Парные игры с детьми в домашних условиях», получая информацию по данному направлению родители получают знания о значении игры в речевом развитии ребенка, учатся играть с ребенком в условиях семьи.
Заключение: В заключении хочется отметить что, использование в работе парных игровых ситуаций помогает сформировать у дошкольников не только способность к развитию коммуникативно-речевых умений, но и положительно влиять на развитие дружеских взаимоотношений между детьми, на снятие эмоционального напряжения при общении, развивать в детях уверенность в себе, активно участвовать в жизни группы.