МААМ-картинки

Развитие лексико — грамматической стороны речи у дошкольников на основе информационно — коммуникационных технологий (1 фото)

Гайбышева Динара Рафильевна
Развитие лексико — грамматической стороны речи у дошкольников на основе информационно — коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие лексико — грамматической стороны речи у дошкольников на основе информационно — коммуникационных технологий

Развитие лексико — грамматической стороны речи у дошкольников на основе информационно — коммуникационных технологий

Речь

– вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит очень многое: развитие, обучение, познание окружающего мира и себя в нём. Язык является важнейшим средством человеческого общения, восприятия действительности и служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием обучения. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Публикация «Развитие лексико — грамматической стороны речи у дошкольников на основе информационно — коммуникационных технологий» размещена в разделах

ФГОС ДО определяет задачи речевого развития : обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ориентируясь на данные задачи ФГОС ДО, определила приоритетную тему в педагогической деятельности «Развитие лексико – грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на основе информационно - коммуникационных технологий».

Определила основные задачи, которые необходимо решать:

- уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

- дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

- формирование правильного звукопроизношения, как основы навыка общения;

- адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения;

- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;

- формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.

Время идет, интересы детей меняются. 21 век - век электронных технологий. Современные дети проявляют к ним огромный интерес. Важно развиваться вместе со своими воспитанниками, все время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, идти в ногу со временем, открывать не только в них, но и в себе новые способности, таланты и умения. Анализируя, насколько быстро современные дети осваивают электронные технологии, гаджеты: телефоны, айфоны, планшеты, ноутбуки для успешного достижения результатов в коррекции речи изучила и внедрила в свою деятельность информационно-коммуникационные технологии на основе интерактивного оборудования, такие как: система интерактивного ввода - вывода SMART Table 442 i (интерактивный стол); интерактивный демонстративный модуль KIDSinteraktive (интерактивный пол); визуализатор цифровой FlexCam 2 (документ - камера); программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot»; устройство для синхронизации визуально-слухового восприятия «Говорящие карточки».

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и, соответственно, развитие всех компонентов речи не возможно без активного включения ребёнка в этот процесс, а если эти игры реализуются с использованием информационно - коммуникационных технологий то процесс формирования лексико - грамматической стороны речи станет ещё более интересный и продуктивный.

Учитывая наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей при развитии грамматически правильной стороны речи, внедрила в свою деятельность информационно-коммуникационные технологии на основе интерактивного оборудования. Разработала и активно включаю в образовательную деятельность интерактивные игры, направленные на формирование у детей:

- умение согласовывать существительные родительного падежа в единственном и множественном числе («Кто у кого?», Кого (чего) не стало?», «Чьи дети?» и др.);

- умение образовывать множественное число существительных («Один - много», «Скотный двор», «Лесная поляна» и др.);

- умение образовывать прилагательные сравнительной степени («У кого лучше», «А у тебя» и др.);

- умение согласовывать числительные и существительные («Считай, обводи, называй», «Посчитай - ка» и др.);

При использовании программного обеспечения «Учусь говорить правильно» разработала и системно включаю в образовательную деятельность игры, направленные на образование качественных прилагательных («Подбери признак», «Слова - признаки», «Назови какой?»).

Программное обеспечение «Игры для тигры» эффективно применяю при обучении детей образованию винительного падежа одушевлённых и неодушевлённых имён существительных («Что подарил клоун?», «Что взял с собой гномик?» и др., при развитии умения детей пользоваться различными способами словоизменения и словообразования. Кроме того, все задания в интерактивных играх направлены на автоматизацию конкретных звуков, на качественное звукопроизношение, что позволяет индивидуализировать занятия в соответствии с принципами ФГОС ДО.

Демонстрация объёмных изображений, двигающихся картинок - удобный и эффективный способ представить информацию об окружающем мире, предметах, пространственных отношениях, что гораздо труднее сделать на картинном материале, т. к. плоское, статическое изображение на картинке не даёт возможности ребёнку точно соотнести выделенные признаки с его смысловым содержанием. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации детьми дошкольного возраста.

Подбор иллюстративного, демонстрационного материала при использовании интерактивного оборудования очень прост. Используя интерактивный демонстративный модуль «KIDSinteraktive» (интерактивный пол) и визуализатор цифровой FlexCam- 2 (документ-камера, любой тематический иллюстративный материал, моментально отображается на поверхности экрана и готов к выполнению заданий на нём специальным пером в программе Paint.

Использование в практике интерактивного демонстрационного модуля «KIDSinteraktive» и программного обеспечения «Конструктор картинок», который содержит огромный картинный материал по разным лексическим темам, позволяет быстро приготовить необходимый материал для занятия. Подбираем ли мы слова - антонимы к глаголам, прилагательным, существительным; закрепляем ли предлоги в речи; образуем ли относительные, притяжательные, качественные прилагательные, с помощью данной программы совместно с детьми выбираем и структурируем наглядный материал, тем самым ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. А это один из важнейших принципов ФГОС ДО, когда ребенок становится субъектом образования.

Обладая наглядно-действенным и наглядно-образным характером мышления, ребёнок-дошкольник овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Этим же объясняется их небольшое количество или отсутствие в словаре. Ориентируясь на характер мышления детей и желание в самостоятельном управлении различными электронными играми и игрушками, внедрила в педагогическую практику игры на основе программно – аппаратного комплекса «Bee -Bot» («Умная пчела»). Игры с использованием элементарного программирования применяю при формирование умения у детей:

- обобщать предметы по группам («Подбери пару», «Выбери лишнее», «Назови одним словом» и др.);

- подбирать слова-антонимы («Отправь пчёлку к слову с противоположным значением», «Найди пару» и др.);

- образовывать однокоренные слова («Отправь пчёлку к словам - родственникам», «Как слово появилось»);

- образовывать уменьшительно – ласкательные слова («Отправь пчёлку от большого предмета к маленькому, проговори», «Назови ласково»);

- образовывать относительные прилагательные («Какой сок из чего?»; «С какого дерева лист?» и др.).

При этом дети не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои действия, мысли, чувства, т. е. взаимодействовать с окружающими людьми, электронными игрушками. Это предъявляет требования к правильному произношению всех звуков речи, её грамматическому оформлению, выразительности, эмоциональности, связности. Тем самым, у детей развивается умения владеть разнообразными приёмами словообразования, умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Дополнительной мотивацией для детей к коррекционным занятиям стал комплект устройств для синхронизации визуально-слухового восприятия или «Говорящие карточки». Особенность их использования в том, что позволяют ребенку моментально записать свою речь, а затем прослушать. Тем самым проанализировать свои ошибки или порадоваться собственному правильно произнесенному слогу, слову или фразе. Данный комплект использую в практике при заучивании чистоговорок, скороговорок, проведение артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр.

Успешное использование электронных образовательных технологий дают стабильно положительный результат. Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий - низкий, длинный - короткий, состояние предметов (горячий - холодный, чувства человека (грустный - весёлый, свойства характера (добрый - злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным значением и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано - поздно, здесь - там, раньше - позже, слева - справа и другие).

Важно отметить, что использование интерактивного оборудования в системе работы учителя-логопеда позволяет существенно усилить:

- мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям;

- поддерживать внимание детей на всех этапах занятия;

- сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков;

- способствует повышению речевой и познавательной активности;

- способствует повышению самооценки ребенка;

- позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевая преграды на пути достижения успеха;

- у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;

- позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным.

Развитие лексико - грамматической стороны речи – залог успешной речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим уровнями языковой системы. Положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»).

Важным средством для формирования звукопроизношения, развития лексической стороны речи и грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения с речевым содержанием по всем лексическим темам. С целью эффективной организации коррекционного процесса, позитивной социализации и развития инициативы детей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, ориентируясь на принципы ФГОС ДО, активно включаю в образовательную деятельность игровые технологии. Разработала и апробировала систему дидактических игр и игровых упражнений направленных на:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата;

- укрепление физиологического дыхания;

- развитие силы и высоты голоса, темпа и ритма речи;

- автоматизацию и дифференциацию изолированных звуков и звукоподражаний;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие монологической и диалогической речи;

- улучшение координации и мелкой моторики рук.

Данная система способствовала развитию качественного звукопроизношения, развитию мелкой и артикуляционной моторики, фонематических процессов, развитию связной речи.

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Логопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речиЛогопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речи Предлагаю вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-непоседы», с помощью которой можно эффективно работать над.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лексико — грамматической стороны речи у дошкольников на основе информационно — коммуникационных технологий
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 07:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие лексико — грамматической стороны речи у дошкольников на основе информационно — коммуникационных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Гайбышева Динара Рафильевна (УИ 841022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД