Приложение МААМ

«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Галина Образ
«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Трудно найти человека, который не

придавал бы значения собственной

памяти и не интересовался

возможностями её улучшения.

(О. Л. Подлиняев)

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов перед нами нет.

Публикация «„Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: математика, чтение, занятие физической культурой и спортом, трудовая деятельность основана на том, что образ воспринимаемого сохраняется в памяти.

Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер, взаимодействие с окружающей действительностью.

Память не дана ребенку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания. Память ребенка носит преимущественно непреднамеренный характер. Запоминание и воспроизведение осуществляются в процессе общения со взрослым, и обнаруживается по преимуществу в форме узнавания.

Математика – одна из многих наук. Поэтому без памяти никак не обойтись.

Большую роль в развитии памяти играют слуховые и зрительные впечатления.

В. А. Сухомлинский писал: «Дети удивительно быстро и остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы, глубоко хранят их в памяти».

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребёнка и, прежде всего, - в познавательных процессах: восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребёнок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, на замечая другие, нередко более важные. Поэтому, представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочные. Запоминание и воспроизведение происходят быстро, но бессознательно. В памяти ребёнок часто удерживает второстепенное, а существенное забывает.

Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память с самого начала развивается как осмысленная деятельность. Воспитание памяти предполагает развитие мыслительной деятельности детей. Научить детей думать – это значит, научить их анализировать, т. е. выделять в предметах определённые свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходства и различия; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по каким-либо общим признакам; классифицировать, т. е. группировать предметы и явления на обосновании произведённого обобщения и т. д.

Работая с детьми большое внимание уделяю дидактическим играм, способствующим развитию слуховой и зрительной памяти. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство развития всех мыслительных процессов, и как средство восприятия различных сторон личности. Руководя игрой, стараюсь воспитывать активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилия и находить, запоминать и воспроизводить. Так, проводя дидактическую игру «Что изменилось», дети не только развивают зрительную память, но и развивают речь, учатся правильно использовать порядковый счёт, заставляют интенсивно работать мысль, вспоминают, как игрушки стояли в начале игры.

В игре «Рисуем узоры по памяти» (см. приложение, дети не только тренируют зрительную память, но и учатся ориентироваться на листе бумаги.

Играя в дидактическую игру «Запомни», у ребёнка развивается слуховая память. Ребёнок учится выделять и принимать цель запомнить, вспомнить. Очень любят дети играть в дидактическую игру «Запоминаем вместе» (см. приложение). Цель этой игры : развивать слуховое внимание, употреблять в речи только математические термины. Конечно, не сразу всё получалось. Сначала дети могли запомнить 4-5 слов, но постепенно количество слов увеличивалось. Теперь могут запомнить 7 и более слов. Старалась ориентироваться не на календарный возраст ребёнка, а на его умственные способности.

Прямые требования взрослого запомнить или усвоить что-то в игре – Бессмысленны. Подменять игру уроком, требовать механических повторений каких-то слов или движений – недопустимо. Ребёнок не должен учиться по принуждению. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, что интересно, в чём он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость возникает в интересной и увлекательной игре.

После проделанной работы провела повторное обследование. Результаты намного увеличились.

Уровень хорошей слуховой памяти первый раз показали 3 человека, второй раз – 60% детей улучшили свои результаты.

Интересно проходила дидактическая игра «Бусы». Ребёнок наглядно может видеть из каких геометрических фигур составлены бусы, и отразить это на листе бумаги. В этой игре развивается зрительная память, ориентировка на листе памяти.

Развитию памяти способствуют игры «Какой игрушки не хватает», «Внимание», «Где спрятана игрушка», «Запомни картинку», «Запомни слова», «Какое слово лишнее», «Муха» и много других. Эти игры стимулируют развитие у детей различных технических процессов, в том числе и памяти. Дети должны запомнить какие-то предметы и удержать их в памяти, а это упражняет память.

При выборе игр, обращала внимание на степень сложности игровых правил и действий.

Обследование по методике Векслера тоже показало неплохой результат: 50% детей улучшили свой результат.

Для себя я сделала вывод, что занимаясь с ребёнком по 20 минут в ежедневно, можно развить память ребёнка, подготовить его к школе, а, следовательно, обеспечить более успешное обучение в дальнейшем.

Публикации по теме:

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Опубликовано: 3 октября 2013 в 10:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Образ (УИ 137785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД