МААМ-картинки

Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования

Таня Костюченко
Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Мы отмечаем, что в последнее время в группах компенсирующей направленности увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные неврологические отклонения, психические расстройства, задержку психического развития (ЗПР). Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Но любой ребенок, и нормативно развивающийся и ребенок с ОВЗ, по своей природе исследователь, а экспериментирование один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в жизни дошкольника. Академик Н. Н. Поддьяков говорил: «Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Публикация «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования» размещена в разделах

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Работая в группе компенсирующей направленности, я разработала проект по экспериментально - исследовательской деятельности «Юные исследователи». Проект долгосрочный. Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности, родители и педагог. Цель проекта: развитие познавательного интереса, формирование основ исследовательского поведения у дошкольников через детское экспериментирование.

Задачи:

• расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, делать выводы, умозаключения;

• обеспечить переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

развивать наблюдательность, внимание;

• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; коммуникативные навыки, стремление сохранять и оберегать мир природы;

• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Для реализации задач была необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. В группе была организована лаборатория для экспериментов с живой и неживой природой.

Лаборатория была разделена на микроблоки:

«Школа педагога» (методическая литература, аудио-видеокассеты, DVD диски);

«Хочу все знать»» (материалы для ознакомления со свойствами объектов (сыпучие, твердые, жидкие); оборудование для экспериментов (воронки, пипетки, спринцовки, емкости); приборы (микроскоп, песочные часы, весы, лупы); предметы рукотворного мира для обследования и преобразования);

«Уголок природы» (растения и животные; оборудование для труда на природе);

«Уголок Эрудита» (детская познавательная литература, муляжи, иллюстрации, рисунки);

«Игротека» (дидактические игры различного содержания в соответствии с возрастом);

«Уголок моделирования» (условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов, картотеки, изобразительные средства);

«Центр «Мастерилки» ( различные виды материалов: природный (шишки, веточки, мох, кора деревьев, бросовый (ткань, бумага, нитки); клей, изобразительные материалы, пластилин, проволока, тесьма и прочее);

«Мини-музей «Волшебный мир предметов» (коллекции, гербарии).

С помощью родителей нам удалось сделать так, что материалы, оборудование и инструментарий есть на каждого ребенка. Это позволяет все опыты проводить самостоятельно.

Был разработан план, по которому экспериментирование проходит один раз в неделю. Основной формой работы являются занятия-эксперименты, на которых дети знакомятся с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента и правилами безопасности. Экспериментальные задачи решаются двумя способами:

-дети проводят эксперимент, не зная его результата, и приобретают при этом новые знания;

-дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют правильность своих мыслей.

Содержание проекта спланировано по темам: «Воздух», «Вода», «Песок, Глина, Почва», «Бумага» (1год); «Магнит», «Свет», «Растения» (2 год). В заключении каждой темы детям предлагаются задания по экологии, где воспитанники выделяют проблему и пути ее решения.

Например, по теме «Воздух» прошло занятие-эксперимент «Воздух-невидимка». Дети познакомились с основными свойствами воздуха.

Проводили эксперименты по обнаружению воздуха в пространстве:

-ощущение давления при помощи веера;

-передвижение предметов с помощью воздуха;

-исследование давления воздуха;

-есть ли в почве воздух;

Исследовали свойства воздуха:

-распространение звука в воздухе;

-падение различных предметов в воздухе;

-реактивная сила воздуха;

-перемещение воздуха в пространстве;

-давление воздуха в мяче.

Выполняли задание по экологии по выявлению причин загрязнения воздуха и возможным способам его очищения.

Очень понравились ребятам занятия-эксперименты по теме «Магнит» : «Чудо магнит», «Волшебные свойства магнита». Дети познакомились с основными свойствами магнита, со способами сравнения силы магнита, с применением магнита в жизнедеятельности человека, с действием магнита на человека и окружающую среду.

Проводили эксперименты :

- «Волшебная рукавичка»;

- «Магниты-друзья или враги»;

- «Притягивание предметов к магниту»;

- «Достань ключик»;

- «Можно ли изолировать магниты»;

- «Отчего зависит сила магнита»;

- «Магнит огня боится»;

- «Магнитное поле»;

- «Компас» и другие.

Были показаны познавательные мультипликационные фильмы: «Что такое магнит», «Как сделать компас с помощью иголки, магнита и воды».

Итоговым мероприятием по проекту стал КВН «Юные исследователи», где проводились наиболее понравившиеся за год опыты.

Для повышения педагогической компетенции родителей воспитанников и привлечения их в проектную деятельность, каждому ребенку заведен научный дневник «Мои первые эксперименты». В них предлагаются опыты для выполнения дома с родителями, учитывая индивидуальные особенности детей. За основу взяты опыты из книг Марины Султановой: «Простые опыты с водой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с бумагой» для дошкольников, а также из книги «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности» в двух частях Е. Е. Салминой. Дневники выдаются либо в конце темы и тогда родители могут отследить и повторить пройденный эксперимент, а дети в этом случае становятся наставниками для своих родителей. Либо в начале темы и тогда ребенок показывает и рассказывает в группе, как он экспериментировал дома с родителями. И в том и в другом случае воспитанники учатся выражать свои мысли, рассуждать, аргументировать, делать выводы, умозаключения, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.

В группе с помощью детей и их родителей пополнялся мини-музей «Волшебный мир предметов». В группе собраны коллекции семян, орехов, ракушек, перьев, яиц домашних птиц, древесины, камней; гербарии.

Картотеками пополнился «Уголок моделирования» : «Алгоритм опытов с водой и магнитом»; «Опыты с комнатными растениями»; «Как растут растения»; «Паспорт комнатных растений»; «Зеленый уголок»; «Способы ухода за комнатными растениями»; «Картотека игр по экологии»; «Картотека опытов по экологии»; «Правила поведения в природе».

Практика показывает, если систематично и планомерно заниматься с детьми экспериментальной деятельностью, то это:

дает возможность детям с ОВЗ социализироваться, так как пробуждает в них познавательный интерес, мотивацию к деятельности для совместного взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;

у всех детей развивается познавательный интерес, исследовательское поведение, дивергентное мышление, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Литература.

1. Султанова Марина Простые опыты с водой / Простые опыты с воздухом/ Простые опыты с природным материалом / Простые опыты с песком / Простые опыты с бумагой / Хатберг, 2018.

2. Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности №1, №2 / Детство-пресс, 2017.

3. Белько Егор Веселые научные опыты. Увлекательные эксперименты с растениями и солнечным светом / Издательский Дом ПИТЕР, 2015.

4. Дмитриева В. А. Детское экспериментирование Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками / Издательство «ТЦ СФЕРА», 2016.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования
Опубликовано: 21 июля 2022 в 14:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Таня Костюченко (УИ 542148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД