Лучший педагог года

Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности

Наталья Самарина
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности

В настоящее время государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Публикация «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности» размещена в разделах

В основе ФГОС ДО заложены такие принципы, как:

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОУ с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Стремление к формированию любознательного, инициативного, активного и самостоятельного ребенка возможно через проектную деятельность, которая основывается на личностно-ориентированном подходе.

Особенность развития познавательной инициативы дошкольников через организацию проектной деятельности заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Основной целью проектной деятельности в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого мышления и воображения;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию;

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;

- формирование предпосылок поисковой деятельности;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Одно из важных условий работы над проектами с детьми дошкольного возраста – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающую среду в группе выстраиваю таким образом, чтобы была возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, а также возможности поиска ответов на вопросы, возникающие у воспитанников.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформила и оборудовала «уголок экспериментирования».

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для них всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогает педагог.

Уместным будет вопрос: Как же возникают темы для проектов?

В поисках тем для проектов я обращаю внимание на интересы и вопросы детей, косвенно стимулирую интерес детей, через создание развивающей предметно-пространственной среды.

Например:

1) дети ежедневно сталкиваются с водой: умываются, играют, обливаются проект «Секреты воды»;

2) события, о которых рассказывает ребенок и тем самым вызывает интерес у других детей. Девочка рассказала ребятам, что у ее бабушки на окне всю зиму растет зеленый лук проект «Огород на окне».

Мальчик рассказал, как собирал вместе с мамой яйца в курятнике проект «Такие необычные куриные яйца»;

3) проблемные ситуации, в которые попадают дети. Девочка потеряла пуговицу от платья проект «Чудо-пуговица»;

4) дети задают вопросы: «Откуда берутся снежинки?» проект «Снежинки»;

5) стимулирующие материалы, которые дети приносят из дома. Ребенок пришел с часами на руке проект «Часы, измерение времени»;

6) создание предметно-развивающей пространственной среды. Оформила выставку книг С. Я. Маршака в книжном уголке ко дню рождения поэта проект «Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака»;

7) в процессе образовательной деятельности. После занятия по изобразительной деятельности «Дымковская роспись» у детей возникло много вопросов проект «Дымковская игрушка».

Пригодность темы для проектной деятельности определяю по следующим условиям:

- тема предполагает достаточно времени для работы над проектом, при этом непродолжительные проекты расширяю на этапе планирования;

- тема затрагивает предметы и явления, которые дети могут непосредственно наблюдать и исследовать;

- можно организовать и реализовать обучение через опыт.

Отправной точкой проекта является его планирование. Для аккумулирования идей задаю детям следующие вопросы:

Что вам интересно в этой теме?

Что вы уже знаете по этой теме?

Что вы хотите узнать? Какие у вас есть вопросы?

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Познание мира с помощью органов чувств, способность удивляться, искать, сомневаться, пробовать и совершать поступки – все это предпосылки для того, чтобы ребенок знакомился с миром и составил о нем представление. Если образовательный процесс представляет собой не простое усвоение навыков и умений, а предполагает активное достижение мира, тогда проектная деятельность в детских садах будет иметь большую педагогическую и дидактическую ценность.

Главное правило проектной деятельности – познание окружающего мира должно приносить радость. Тогда все увиденное, воспринятое останется не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 15:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД