Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности

Наталья Самарина
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности

В настоящее время государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

В основе ФГОС ДО заложены такие принципы, как:

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОУ с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Стремление к формированию любознательного, инициативного, активного и самостоятельного ребенка возможно через проектную деятельность, которая основывается на личностно-ориентированном подходе.

Особенность развития познавательной инициативы дошкольников через организацию проектной деятельности заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Основной целью проектной деятельности в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого мышления и воображения;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию;

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;

- формирование предпосылок поисковой деятельности;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Одно из важных условий работы над проектами с детьми дошкольного возраста – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающую среду в группе выстраиваю таким образом, чтобы была возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, а также возможности поиска ответов на вопросы, возникающие у воспитанников.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформила и оборудовала «уголок экспериментирования».

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для них всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогает педагог.

Уместным будет вопрос: Как же возникают темы для проектов?

В поисках тем для проектов я обращаю внимание на интересы и вопросы детей, косвенно стимулирую интерес детей, через создание развивающей предметно-пространственной среды.

Например:

1) дети ежедневно сталкиваются с водой: умываются, играют, обливаются проект «Секреты воды»;

2) события, о которых рассказывает ребенок и тем самым вызывает интерес у других детей. Девочка рассказала ребятам, что у ее бабушки на окне всю зиму растет зеленый лук проект «Огород на окне».

Мальчик рассказал, как собирал вместе с мамой яйца в курятнике проект «Такие необычные куриные яйца»;

3) проблемные ситуации, в которые попадают дети. Девочка потеряла пуговицу от платья проект «Чудо-пуговица»;

4) дети задают вопросы: «Откуда берутся снежинки?» проект «Снежинки»;

5) стимулирующие материалы, которые дети приносят из дома. Ребенок пришел с часами на руке проект «Часы, измерение времени»;

6) создание предметно-развивающей пространственной среды. Оформила выставку книг С. Я. Маршака в книжном уголке ко дню рождения поэта проект «Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака»;

7) в процессе образовательной деятельности. После занятия по изобразительной деятельности «Дымковская роспись» у детей возникло много вопросов проект «Дымковская игрушка».

Пригодность темы для проектной деятельности определяю по следующим условиям:

- тема предполагает достаточно времени для работы над проектом, при этом непродолжительные проекты расширяю на этапе планирования;

- тема затрагивает предметы и явления, которые дети могут непосредственно наблюдать и исследовать;

- можно организовать и реализовать обучение через опыт.

Отправной точкой проекта является его планирование. Для аккумулирования идей задаю детям следующие вопросы:

Что вам интересно в этой теме?

Что вы уже знаете по этой теме?

Что вы хотите узнать? Какие у вас есть вопросы?

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Познание мира с помощью органов чувств, способность удивляться, искать, сомневаться, пробовать и совершать поступки – все это предпосылки для того, чтобы ребенок знакомился с миром и составил о нем представление. Если образовательный процесс представляет собой не простое усвоение навыков и умений, а предполагает активное достижение мира, тогда проектная деятельность в детских садах будет иметь большую педагогическую и дидактическую ценность.

Главное правило проектной деятельности – познание окружающего мира должно приносить радость. Тогда все увиденное, воспринятое останется не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 15:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

7 марта. День рождения телефона

За время своего существования телефон эволюционировал до неузнаваемости. Современный мобильник никоим образом не похож на громоздкий старинный телефонный аппарат: крутишь ручку, снимаешь трубку и просишь...

Фотоотчет «Конфетница в подарочек для любимых мамочек» в подготовительной группе
В преддверии "Международного Женского Дня" у нас с ребятами подготовительной группы произошёл необычный разговор "Что подарить мамочкам на праздник? "....
Фотоотчёт о весенних утренниках в средних группах «Домовёнок Кузя и волшебный букет...
Фотоотчёт о весенних утренниках в средних группах «Домовёнок Кузя и волшебный букет Весны» В нашем детском саду «Золотая рыбка» завершились весенние...
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе...
Тема: «Воздух-что это? » Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое...