Юлия Андреевна Усова
Развитие познавательных способностей детей раннего возраста посредством использования ковролининга
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»»
Тема практики:
«Развитие познавательных способностей детей раннего возраста через использование ковролининга».
Воспитатель:
Усова Юлия Андреевна
Пгт. Славянка
Приморского края Хасанского района
2023-2024 гг
Цель проекта:
Публикация «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста посредством использования ковролининга» размещена в разделах
развитие у детей познавательных способностей через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, речевой с помощью ковролинографа.
Задачи:
1. Дать элементарные представления детям о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов).
2. Учить выбирать предметы по размеру и различать их (большой, маленький, способствовать узнаванию предметов по форме, цвету, величине, как наиболее характерным внешним признакам и свойствам.
2. Развивать игровой опыт каждого ребенка.
3. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.
4. Поддерживать первые творческие способности детей.
5. Развивать у детей мелкую моторику рук.
6. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. Доминирующий метод: игровой, обучающий, практико – ориентированный.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май, 2022 год).
Планируемый результат:
1. Дети имеют элементарные представления о сенсорных эталонах (цвет, величина, форма предметов).
2. Дети умеют выбирать предметы по размеру и различать их (большой, маленький); узнают предметы по форме, цвету, величине, как наиболее характерным внешним признакам и свойствам.
2. У детей развит игровой опыт.
3. Дети имеют представление об окружающей действительности.
4. Дети имеют первые творческие способности.
5. У детей развита мелкая моторика рук.
6. Дети доверительно относятся к окружающим, с желанием вступают в контакт не только с близкими, но и с другими людьми.
Проблема.
Актуальность данной проблемы сохраняется вследствие того, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей и ручной моторики рук. У детей речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Решение проблемы.
Возрастные аспекты развития познавательной деятельности и познавательных способностей исследовались такими отечественными специалистами, как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. и др. Они утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого впоследствии постепенно замедляются, именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Задача педагогов, на что нас нацеливает ФГОС ДО, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтоб использовать их в разных жизненных ситуациях.
Метод ковролинографии относится к той современной методике, где ребёнок в процессе игровой деятельности развивает наглядно действенное мышление, что соответствует возрасту. Актуальность этого метода состоит в том, что для детей раннего возраста необходимо создавать условия для речевого развития и мелкой моторики рук, сенсорного развития.
Ковролинограф - это комплекс развивающих игр на ковролине. Это пособие сделано на основе методики В. В. Воскобовича (ковролин и игровой материал с липучками). Можно выстраивать организованную образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально: по формированию сенсорных эталонов, по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи. Все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей. К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Для таких движений требуется сноровка и развитая мелкая моторика. Сейчас дети освобождены от сложных процессов, выходит, что раньше мелкая моторика рук у детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны. Актуальность этого метода состоит в том, что для детей раннего возраста необходимо создавать условия для речевого развития, мелкой моторики рук и сенсорного развития. Метод ковролинографии является универсальным средством для решения этой проблемы.
Результативность работы с ковролиннингом заключается в совершенствовании интеллектуальных способностей у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь);
Развивает творческие способности дошкольников;
Развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле;
Развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.);
Умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе;
Развивает умение действовать соответственно правилам игры.
Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.
Можно сказать, что ковролиновый комплекс – это современный вариант школьной доски, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру.
Условия и ресурсы реализации:
Метод ковролинографии включает в себя пособие, состоящее из каолинового полотна, выполненного по принципу фланелеграфа, но в отличие от него ковролиновое полотно с использованием текстильной застежки имеет большее сцепление и помогает избежать неприятных сюрпризов в виде сползания определенных деталей. Игрушка легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо, приложить усилия. Для активных малышей, у которых движения еще несовершенны, очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время образовательной или самостоятельной деятельности.
Так же для каждого ребенка есть отдельный ковер, где ребенок может самостоятельно развить свои способности.
Как и любое творческое занятие, ковролинограф не имеет строгих ограничений, и вы можете использовать самые разные материалы, которые есть под рукой. Фигурки можно сделать из фетра, картона или ткани. Также можно использовать атласные ленты, пуговицы, прищепки и веревку. Все это вносит разнообразие, новизну и динамичность и поддерживает интерес детей на протяжении всего времени.
С помощью ковролина я провожу игры и занятия по формированию сенсорных эталонов. Это дидактические игры направленные на закрепление цвета, формы, величины: «Подбери заплатку», «Разложи по полочкам», «Разноцветный паровозик». Целью является: способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов, формировать умение группировать геометрические фигуры, развитие внимания и памяти.
«Мама и малыши», «Дикие животные», «Домашние животные» : дать элементарное представление детям о домашних животных. Учить детей различать и называть домашних животных. Формировать у ребенка доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми. Развивать у детей мелкую моторику рук.