Лучший педагог года

Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста о количестве и счете предметов

Зубкова Марина
Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста о количестве и счете предметов

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения, отражается и на развитии детей дошкольного возраста. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. В связи с этим при подготовке к школе важно познакомить ребёнка с основами счёта, основными математическими понятиями. В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разные по характеру ситуации, требующие элементарных математических представлений у детей. Чем лучше ребёнок овладевает ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность.

Публикация «Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста о количестве и счете предметов» размещена в разделах

Основным понятием элементарной математики в детском саду и основной количественных представлений дошкольника является понятие числа. Счет - одно из ведущих понятий в математике.

Счет, по определению А. В. Белошистой, это «действие по значению глагола «считать»; вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел».

Основоположники системы математического образования дошкольников Я. А. Коменский и И. Г. Песталоцци считали, что основы арифметики можно заложить уже на третьем году жизни, когда дети начинают считать до пяти, а впоследствии до десяти.

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К. Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах : на пальцах, орехах, веточках и т. д. Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы.

Представления о количестве и счете у дошкольников начинаются с формирования дочисловых количественных отношений : равенство – неравенство предметов по величине, равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». Только после этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

Счетная деятельность, по мнению Т. И. Ерофеевой, – это «действия с конкретными множествами; это установление взаимно однозначного соответствия между числами натурального ряда и элементами множества».

В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова пишут о том, что «…упорядочение чисел у детей 3 – 4 - летнего возраста происходит следующим образом: увеличивается отрезок запоминания последовательности числительных, дети начинают осознавать, что каждое из слов-числительных всегда занимает свое определенное место, хотя они еще не могут объяснить, почему три всегда следует за двумя, а шесть – за пятью».

Исследователи отмечают, что «в процессе освоения счета и сравнения двух групп предметов по количеству у детей формируется представление о числе как показателе равночисленности множеств на основе выделения общих качественных и количественных признаков. Счет – первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств.

А. М. Леушина охарактеризовала этап формирования счетной деятельности у детей 5-го года жизни – ознакомление детей с образованием чисел (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по три, четыре и т. д.). Дети на данном этапе учатся считать предметы, пользуясь словами-числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (5-6 лет) усваивают счет (прямой и обратный) и в пределах 10.

Е. В. Колесникова отмечает, что «в ходе упражнений по количественному сравнению групп предметов педагог показывает детям разные способы обозначения какого-либо количества».

Л. И. Плаксина считает, что обучение детей 5-го года жизни умению отсчитывать, выкладывать или приносить определенное количество предметов надо сначала проводить по образцу, и только затем – по названному числу.

Таким образом, все авторы отмечают важное значение формирования счетной деятельности у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Задачи нашей работы:

- развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету,

- формировать умение считать до пяти (на основе наглядности,

- формировать представления о порядковом счете, учить отвечать на во-просы «Сколько?», «Который по счету, «На котором месте?»,

- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета,

- развивать умение отсчитывать предметы из большего количества в пределах пяти.

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, для реализации поставленными задач мы разработали перспективный план дидактических игр и упражнений.

Для упражнения детей в сравнении двух групп предметов использовали игры «Выложи столько же», «Овощи на тарелках», «Мухоморы», «Кубики в коробке».

Для развития у детей умения считать в пределах пяти - дидактические игры «Варим варенье», «Осенние листочки», «Арбузное настроение», «Угадай сколько?», «Игрушки на ёлку», «Посчитай звуки», «Чудесный мешочек», «Пуговки», «Ходилочка».

Для упражнения в понимании порядкового значения числа – дидактиче-ские игры «Который по счету, «На котором месте?», «Поезд», «Магазин игрушек», «Солдаты», «Матрешки», «Парковка», «Самолеты».

Проведенные игры способствовали не только повышению эффективности работы по формированию количественных представлений у наших воспитанников, но и развитию интереса детей к математике, счетной деятельности. Приобретенные представления дошкольники использовали в самостоятельной деятельности: в процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Путешествие», «Почта», двигательной деятельности «Самый меткий», «Кегельбан», «Прыгалки», в самостоятельной художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация, в конструировании (отсчет нужного количества деталей) и т. п.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста о количестве и счете предметов
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 11:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД