Папки-передвижки

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии

Зухра Каримова
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии»

Моя задача как учителя-логопеда — учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность каждому ребёнку поверить в свои силы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры. Среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

Публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии» размещена в разделах

Как добиться хорошей результативности в коррекции речевых нарушений при посещении ребёнком индивидуальных занятий 2-3 раза в неделю, ведь большинство детей имеют тяжелое нарушение речи.

Изучив принципы, изложенные в ФГОС выделила для своей работы приоритетные:

Принцип индивидуализации.

Индивидуальная работа – это основа коррекционной работы с детьми с речевыми недостатками. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать?

Конечно ИГРА. Игра даёт возможность следовать принципу признания ребёнка полноправным участником образовательного процесса.

Для качественной индивидуальной работы использую разнообразные приемы и методы.

Принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка и ДОУ.

Родители – мои главные помощники (т. к. общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей.

Через разнообразные формы работы даю возможность родителям осознают важность и значимость речевого развития ребёнка, а затем в совместном сотрудничестве ребёнок+учитель-логопед+родитель мы идём по пути исправления речевых проблем и приходим к желаемому результату. Считаю, что ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Большинство детей, зачисленных на логопедическую группу, имеют сложные речевые расстройства. И часто без специального побуждения имеют низкий познавательный интерес, и проявляют недостаточную речевую активность.

Поэтому, считаю нецелесообразным проводить только индивидуальную и подгрупповую формы организации коррекционно-образовательного процесса фронтальные формы работы очень важны при коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопедической группы.

При проведении фронтальных занятий важно понимать, что коррекционно-логопедическая работа в ДОУ должна соответствовать принципу развивающего обучения.

Целью принципа развивающего обучения является развитие ребенка. Поэтому при проведении фронтальных занятий особое значение я уделяю современным — образовательным технологиям.

Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы привёл меня к использованию адаптированных методик ТРИЗ.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — технология не нова, но очень актуальна и востребована на современном этапе для достижения детьми целевых ориентиров. ТРИЗ для дошкольников – система коллективных игр и занятий, которая ведёт ребёнка к преодолению речевых проблем через развитие мыслительной деятельности. Взаимосвязь речи и мышления давно доказана. Методика ТРИЗ даёт возможность активно мыслить, размышлять, что способствует мощному толчку к формированию речевой активности, обогащению и активизации словаря, формированию грамматических конструкций, что так актуально для детей с речевыми нарушениями.

Мы педагоги часто даём ребёнку готовую информацию, не заставляющую думать. Методика ТРИЗ предлагает усвоение речевого материала не путём простого воспроизведения, а на основе развития творческого воображения и решения мыслительных задач.

Мною было составлено перспективное планирование по использованию творческих заданий и методов ТРИЗ, и была сделана попытка адаптировать и внедрить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ, в проведение фронтальных коррекционно-образовательных занятий.

Методы ТРИЗ использую частично.

Метод аналогий – это поиск сходных черт у различных предметов или явлений, это получение новых знаний о предмете или его функциях, путём переноса на него существенных признаков другого предмета.

Так шапка может превращаться в крышу, парашют, сумку для переноса тяжестей.

Метод аналогий делиться на символическую, прямую, личную и фантастическую.

Я в своей работе использую символическую и личную аналогии.

Символическая аналогия даёт возможность ребёнку овладеть умением видеть в схематичном изображении-образ и наоборот учит какой –либо образ изображать символически. Подводит детей к тому, что даже с помощью линий можно нарисовать характер, сказочного героя своего друга или воспитателя.

Постепенно дети переходят к самостоятельному схематичному изображению опорных таблиц, «схем-помогалочек», для составления рассказов и пересказов, которые заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы (который ребёнок составил сам) делает пересказы и рассказы чёткими, связными и последовательными.

Учителя - логопеды и педагоги часто используют в своей работе мнемотехнику, но когда ребёнок сам является создателем (иногда только ему понятного изображения, процесс работы со схемой идет намного интересней и продуктивней

Личная аналогия (эмпатия) – даёт возможность попробовать войти в образ какого-либо объекта и рассуждать с его точки зрения.

Эмпатия даёт огромный простор творчеству стимулирует не только речевое развитие, но и эмоциональную интонационную окраску речи.

Достаточно трудный для детей с общим недоразвитием речи тризовский метод. К нему нужно переходить, когда у детей пополниться словарный запас, уйдут сложности в речевом оформлении своих мыслей.

Всем знакомая сказка «Курочка ряба» станет совсем другой, если её рассказать от имени деда. А сейчас попробуйте хотя бы мысленно войти в образ яйца, которое били-колотили, и наконец, уронили и разбили, или в образ чистого пола на который упало это яйцо — получается новая сказка.

Мы с моими воспитанниками используем личную аналогию, в контексте разных лексических тем и превращаемся с детьми в разные фрукты и овощи, которые спорят между собой, кто из них лучше. Фантазируем, о чем могут разговаривать между собой птицы, или снежинки, которые кружатся в снегопаде.

Так проходят занятия по развитию связной речи занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям и в ходе живого общения овладевает умением, грамматически правильно строить предложения, выстраивать диалоги, участвовать в дискуссиях.

В итоге дети осваивают алгоритм составления загадок, записывают их с помощью опорных таблицы посредством символической аналогии.

В результате активизируется и пополняется атрибутивный словарь, формируются представления о переносном значении слова. В итоге дети с общем недоразвитием речи в игровой и интересной для них форме преодолевают свои речевые трудности.

Морфологический анализ

При использовании этого метода у педагога должен быть девиз: «Ни я проверю твои знания, а ты сам сотворишь что-то новое!» И дети создают новых животных, птиц, растения, сочиняют новые сказки.

Для этого использую морфологические таблицы, где по вертикали и горизонтали в клетках располагаются картинки, или схемы каких -либо объектов или их частей. Произвольно выбирая картинки, можно создавать разные фантастические объекты.

Используя морфологические таблицы можно создать необычное животное (например, животное с головой зайца, туловищем крокодила, хвостом лисы и ногами жирафа).

А потом сочинить про него свою историю (как зовут, место обитания, средства питания, взаимоотношения с другими животными).

С помощью морфологического анализа, дети придумывали новые игры, новую одежду, мебель для игрушек.

Планомерная работа с использованием адаптированных методов ТРИЗ даёт положительные результаты в работе с детьми. Наблюдается положительная динамика, как в интеллектуально-речевом, так и личностном развитии дошкольников. В результате работы по данным методикам речь стала логичной, последовательной, более образной и эмоциональной. Самым главным достижением, считаю заинтересованность детей к этому виду деятельности. Дети с интересом составляют рассказы, непохожие на другие, учатся слушать товарищей, чувствуют свой успех и стремятся к большему.

.ТРИЗ-технологии пробуждают интерес к овладению связной речью, способствуют более эффективному обучению. Кроме этого, их использование соответствует социальному заказу на развитие творческой, разносторонне развитой личности.

В результате проведения занятий с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, через мышление развиваются все речевые процессы.

Поэтому практика по данному направлению будет применяться мною и в дальнейшей моей работе. Буду осваивать другие методы ТРИЗ.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии
Опубликовано: 10 октября 2021 в 17:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии» (включая файлы) размещена пользователем Зухра Каримова (УИ 672394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД