Получи документы

Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок

Казакевичус Анастасия
Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок

СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка        

2 Учебно-тематический план по реализации программы       

3 Методические программы        

4 Практические выходы        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

   

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и детей к чтению. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя его компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Устное народное творчество – это особый вид искусства. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор – это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка.

Актуальность:

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью  родного языка.

Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий  педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

? Воспитание звуковой культуры речи.

? Обогащение словаря.

? Формирование грамматического строя речи.

? Развитие монологической и диалогической речи.

? Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Цель программы:

Раскрыть влияние русских народных сказок на развитие речи детей раннего возраста. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по развитию речи детей с помощью русских народных сказок.

Задачи:

Задачи программы:

1. Показать детям красоту русского языка через устное народное

творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др. ;

2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие,

обогащать словарный запас детей.

3. Последующее использование усвоенного материала в игровой и речевой деятельности детей.

4. Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей.

5. Развитие интереса детей к устному народному творчеству

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических и сюжетно – ролевых игр на развитие речи для детей раннего возраста. Разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – создание в группе развивающей среды и оформление картотеки.

4 этап – работа с родителями: консультации по теме проекта;

Возраст участников : 2 – 3 года (первая группа раннего возраста)

Срок реализации программы: 1 год

Формы реализации программы:

— учебная деятельность на игровой основе;

— досуги;

— консультативная работа с родителями.

 Учебно – тематический план по реализации программы

«Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» на 2020-2021 учебный год.

Месяц

Работа воспитателя

Работа воспитателя с детьми

Работа воспитателя с родителями

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с

детьми и родителями по

теме: «Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок»;

2. Постановка целей и

задач по данной теме;

3. Составление

перспективного плана по

теме самообразования

1. Определить уровень развития речи у детей, выявление трудностей.

1. Знакомство с

родителями,

выявление творческих

способностей

родителей.

Октябрь

1. Подбор   методической

литературы по теме;

2. Изучение  методической

литературы.

1. Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3. Чтение детям русских

народных сказок;

4. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток, колыбельных

1. «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС».

2. Памятка для родителей «Правила, которые делают чтение привлекательным для ребенка».

Ноябрь

1. Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»;

2. Создание    картотеки

потешек  для  работы  с

детьми;

1. Чтение русских народных сказок.

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Пальчиковая гимнастика «Репка», инсценировка сказки «Репка».

5. Дидактическая игра расскажи сказку по картинке.

1. Оформление папки

- передвижки на тему:  

«Воспитание сказкой».

               Декабрь

Изучение темы:

«Театрализованные игры

как средство развития

речи детей»;

1. Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек.

3. Чтение сказок.

4. Отгадывание загадок по сказкам.

1. Составление

рекомендаций для

родителей по

использованию  

театрализованной

деятельности

дома;

2. Пальчиковые игры на основе сказок. Изготовления пальчикового театра.

Январь

1. Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

2. Обустроить уголок

ряженья;

1. Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3. Дидактическая игра «Узнай

сказку, по картинке

(иллюстрации)», «Угадай, из

какой потешки прочитан

отрывок?»;

Настольно-печатные игры по

мотивам русских народных сказок (разрезные

картинки, лото);

4. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных

1. Работа с родителями по пополнению уголка русскими народными сказками.

Февраль

1. Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании

детей»;

2. Пополнить книжный

уголок детскими книгами

согласно возрастным

особенностям.

3,Подбор и изготовление дидактических игр.

1. Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры - драматизации);

5. Настольно-печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото)

6. Подвижная игра «У медведя во бору».

1. Консультация

«Как правильно читать сказку ребенку»;

2. Буклет «Особенности развития речи детей раннего возраста».

                                            Март

1. Изучение темы:

Настольно-печатные

игры по русским народным

сказкам;

1. Использовать потешек в

режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек.

3. Дидактическая игра «Узнай

потешку по картинке

(иллюстрации)», «Угадай, из

какой потешки прочитан

отрывок?»;

4. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

5. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры -

драматизации);

6. Настольно-печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото)

7. Отгадывание загадок.

1. Какие сказки читать ребенку на ночь? Консультация для родителей.

Апрель

1. Изучение темы:

«Использование

хороводных игр»;

1. Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры -

драматизации);

5. Настольно-печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото);

5. Разучивание игр «Мыши

водят хоровод»,  «Жили у

бабуси»

6. Дидактическая игра «Выложи сказку».

7. Собери пазлы.

1. Изготовления Лэпбука по русским народным сказкам.

Май

1. Отчет по проделанным работам

1. Использовать потешки

в режимных моментах;

2. Разучивание и

проговаривание потешек;

3. Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

4. Учить детей обыгрывать

знакомые сказки (игры -

драматизации);

5. Настольно-печатные игры

по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото)

1. Выступление на

родительском

собрании с отчётом о

проделанной работе

за учебный год

Методические программы

Методы и приёмы, используемые в  проекте:

1. Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин.

2. Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми раннего возраста.

3. Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.

Практические выходы

Подготовка материалов для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».

Оформление папки - передвижки. Тема: «Воспитание сказкой».

Пополнение центра  театрализованной деятельности новыми видами театра;

Составление картотеки игр-потешек на все случаи жизни;

Изготовление лэпбука.

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Подготовка консультаций для родителей, буклетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г.  «Фольклор для маленьких», с. 51

3. Журнал «Дошкольное воспитание» : №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей», с. 9

4. Гербова В. В. Развитию речи в детском саду. Младшая группа. М. : Мозаика-Синтез,2017г.  Е. С.

5. Наглядно – дидактические пособия. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез,2008г.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М. ,2005.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Игры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возрастаИгры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возраста Игры-драматизации способствуют развитию речи детей раннего возраста, формированию у них коммуникативных навыков, познавательной активности,.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Конспект занятия по развитию речи для группы раннего развития «В гостях у русских народных сказок» Занятие по Развитию речи для группы раннего развития " В гостях у русских народных сказках" Цель: С помощью разных приемов помочь детям.

Летняя оздоровительная программа «День русских народных сказок»Летняя оздоровительная программа «День русских народных сказок» Целый день за выполнение заданий дети получают жетоны. Вконце дня жетоны подсчитываются. У кого больше тот победил. 1. Перед завтраком.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Рецензия на квест-игру «По страницам русских народных сказок» Рецензия на организованную образовательную деятельность. Тема: «По страницам русских народных сказок». Направленность: познавательное развитие,.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русских народных сказок «Морозко» Дорогие мои коллеги! Я предлагаю Вам сценарий спектакля, в котором у меня актерами были только педагоги. Получилось настоящее сказочное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок
Опубликовано: 2 июля 2023 в 16:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД