Получи документы

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Гущина Екатерина Геннадьевна
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Театр один из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие для них персонажи (медведь, заяц, собака и др., которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей, что позволяет пересмотреть, изменить систему работы по развитию творческих способностей дошкольников. Современному педагогу следует знать и помнить, что образование XXI века – это образование через ощущения, и игра – это метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии, а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, исчезнет, испариться.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

Для развития творческих способностей детей старшей группы была разработана программа «Театральные ступеньки». Цель: развивать творческие способности детей в театрализованной деятельности.

Среди задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности основными выступили :

создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.)

приобщение детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т. д.)

создание условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими)

активизация творческой самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата в детском коллективе.

При организации театрализованной деятельности с детьми мы опирались на следующие принципы:

принцип психологической комфортности, который характеризуется созданием благоприятных условий, в которых дети чувствуют себя максимально комфортно и свободно, получают удовольствие от самой деятельности

принцип творчества, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности

принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать способы действия

принцип интегративности, который характеризуется связью с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной) и с различными видами искусства (драматическим, изобразительным).

Для развития эмоций, чувств, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков мы использовали театрализованные игры, которые сделали жизнь детей интереснее и содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и общения. Возникла необходимость расширить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду (театрализованный уголок под названием «Сказкин дом»). Совместно с детьми и родителями изготовили разные виды театров : театр ростовых кукол, театр на гапитах, на спажках, конусный, пальчиковый, на ложках, магнитный, плоскостной, театр перчаток, бибабо, теневой, театр резиновой игрушки, природный театр и декорации и атрибуты для постановки спектаклей. Сделали гримерную, костюмерную и ширму. Материалы уголка мы постоянно меняли и обновляли.

Все материалы театрализованного уголка помогали нам на занятиях по художественной литературе при знакомстве детей с произведениями, со средствами художественной выразительности.

Для развития творческих способностей в образовательной и совместной деятельности мы использовали с детьми такие приемы: придумывание новых концовок известных сказок, простейших рифм, составление моделей сказок, особое внимание уделяли речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развивали речевое дыхание, свободу речевого аппарата, учили владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией и разнообразной интонацией.

Для развития актерского мастерства использовали дидактические игры, знания об основных эмоция (веселье, грусть, страх, гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение); учим различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств.

В процессе изобразительной деятельности рассматривали иллюстрации к сказкам, рисовали сюжеты, иногда полностью меняя творческий замысел художника, дополняли рисунки новыми персонажами.

Использовали специальные игры-этюды – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста или прозы для подготовки к постановке спектаклей и выступлению на сцене. Вначале определяли характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и формулировали его речевую характеристику. Каждый персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Мы старались своей актерской активностью не подавлять робкого ребенка, не превращать его только в зрителя. Старались не допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Не делили детей на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Такие формы работы по театрализованной деятельности помогали формированию следующих умений и навыков детей :

Дети научились владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Научились умению передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Научились проявлять интерес, желание к театральному искусству.

Научились самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.

Научились взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Помимо театрализованных занятий, большое внимание уделяли тому, чтобы театрализованная деятельность организационно пронизывала все режимные моменты: могла включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, могла осуществляться в самостоятельной деятельности детей, органично включалась в работу различных кружков.

В вечернее время проводились диалогово-игровые ситуации с целью творческого развития ребёнка средствами театрализованной деятельности : 1) имитационная игра: «Картина зазвучала», «Картина ожила», где детям предлагалось распределить роли, взять на себя роль (река, дерево). 2) диалоги – беседы, позволяющие понять эмоциональное состояние ребёнка во время проигрывания представления; 3) манипулятивные игры: «Изменчивые лица слов», читаем художественное произведение и предлагаем найти слова с другими назначением, подобрать схему мимики лица, изобразить состояние на своём лице; 4) методы художественного развития : «Вхождение в ситуацию», дети описывают своё состояние от увиденного.

Театрализованная деятельность детей более успешна при вовлечении в нее родителей. Поэтому большое внимание мы уделяли информированию взрослых о важности театрализованной деятельности для развития дошкольников. В групповом родительском уголке имеются материалы соответствующего содержания: папки-передвижки «Театр в жизни ребенка», «Театр в ДОУ», «Тук-тук, кто там? Заходите в гости к нам», фотовыставка «Мы – артисты». Еще более значимым являлось привлечение родителей к участию в творческих вечерах и праздниках в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д.

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду предоставляет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самовыражения, создает условия для воспитания творческой направленности личности.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 24 июня 2020 в 12:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД