МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Проект «Орф-феечка»

Светлана Олеговна Гусева
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Проект «Орф-феечка»
▼ Скачать + Заказать документы

Гусева Светлана Олеговна, МКДОУ детский сад «Северяночка» села Гыда Тазовского района, музыкальный руководитель

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности «ОРФ-ФЕЕЧКА»

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности, Проект „Орф-феечка“» размещена в разделах

Аннотация. В статье раскрываются пути и средства развития творческих способностей в дошкольном детстве, возрастные особенности творческого развития дошкольников в целях выявления, поддержки и развития одарённых детей. Рассматриваются возможности системы элементарного музицирования немецкого музыканта, композитора и педагога К. Орфа в этом процессе. Предлагается программа музыкально-творческого развития дошкольников, разработанная автором с опорой на основные идеи и технологические подходы к процессу музыкального воспитания К. Орфа.

Во времена быстрых перемен, подобных нашему, обществу необходим человек, который чувствует себя достаточно способным и уверенным, чтобы ориентироваться в постоянно изменяющемся окружающем мире, обладающий гибкостью и независимостью мышления, верой в свои силы и идеи, мужеством пробовать и ошибаться, пока решение не будет найдено. Именно эти качества являются определяющими показателями творчества, творческих способностей или креативности и необходимым условием успешной адаптации человека к окружающему миру и комфортному существованию в нем. [1, с. 2].

Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ, созданных человечеством. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, обеспечивая процесс социализации, присвоения подрастающим поколением общечеловеческой культуры.

Творчество характеризуется как способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации, как творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать совокупность мыслительных и личностных качеств человека в целом или его отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. [4, с. 6].

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, Были выделены также такие общие критерии творческих способностей как готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, независимость мнений и оценок, особая чувствительность к явлениям окружающего мира. [1, с. 7].

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Это – индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, по мнению исследователей, необходимо начинать в дошкольном детстве, чтобы обеспечить условия для последующего развития человека, его успешной творческой деятельности, к которой способен любой ребёнок. [2, с. 5].

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от знакомых ему способов действий, экспериментирует и создает нечто новое для себя. Важной особенностью детского творчества является тот факт, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. При этом накопление опыта и знаний определяется как необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Исследователи утверждают, что с психологической точки зрения дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть непреодолимое желание познавать окружающий мир. Это объясняется тем, что мышление дошкольников более свободно, чем мышление взрослых, что оно еще не задавлено стереотипами, оно более независимо. И от того, насколько эти возможности будут использованы, зависит творческий потенциал взрослого человека. [1, с. 3]. Педагог должен выступать не просто как взрослый, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу, создаёт для него оптимальные педагогические условия.

В этом отношении система элементарного музыкального воспитания немецкого музыканта, композитора и педагога К. Орфа представляет особый интерес с точки зрения практически полного решения проблемы творческого музыкального воспитания и обучения. Она опирается на принцип природосообразности (т. е. максимально приближенна к возможностям и интересам ребенка, соединяя музыку, слова и движения, дает возможность оптимально и комплексно подходить к развитию творческих способностей.

В понятии «элементарное музицирование», введенном Орфом, слово «элементарное» имеет смысл «первичное», ведущее свое начало от самых основ, доступное каждому, но не примитивное. Музицирование понимается как органичная взаимосвязь музыки, движения и речи, т. к. любое интонационно-ритмически произнесенное слово – это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движением. [5, с. 12]. Чередовать речь и пение пританцовывать и сопровождать все это игрой на музыкальном инструменте или использовать различные предметы быта, для детей так же естественно, как и просто играть.

Орф считал, что дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою музыку. Он придумал музыкальную игру-импровизацию элементами музыки, создающую «ситуацию творчества», которая дает толчок творческому развитию на годы вперед. При этом Орф предлагает творить не только ребенку, но и педагогу и утверждает, что главное – не создание ребенком «музыкальных шедевров», а сам творческий процесс, дающий возможность самовыражения через двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации, умело направляемые педагогом. Все предложенные детьми варианты принимаются и воплощаются, не подвергаясь негативной оценке и критике.

Детские импровизации в Орф-педагогике являются коллективными. Именно эта их особенность позволяет каждому ребенку найти в ней свое место, независимо от уровня его музыкальных способностей. Дети ставятся в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность. Коллективное музицирование, как коммуникация, включает в игровое общение не только детей, но и взрослых.

Подходы Орфа к музыкальному воспитанию не только всесторонне учитывают психофизиологические особенности и возможности маленьких детей, но и ставят во главу угла глубокое уважение личности ребенка, что является той психологической базой, на которой возможно организовать процесс развития творческих способностей детей, дают широкие возможности для выявления, поддержки и развития одарённых детей.

Рассмотрим основные элементы системы К. Орфа.

Двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела, является одним из главных средств в концепции Орфа. Простейшие движения, доступные малышу становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Постепенно двигательное мастерство и умения детей совершенствуются, расширяя и возможности для творческого применения движений. Результат детской творческой игровой деятельности в Орф-педагогике – различные виды элементарных форм импровизации как наиболее естественного для детей вида творческой деятельности. [9, с. 12].

Речевые упражнения также одно из важнейших педагогических средств К. Орфа. При изучении музыкального ритма с детьми важно оттолкнуться от ритма слов, опираясь при этом на знакомое. Они важны для музыкального воспитания, прежде всего, потому, что речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. Ритм, заключенный в словах, фразах прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Дети могут использовать голос для создания различных звуковых эффектов. Арсенал звуковых средств образует активный «инструментальный» словарь ребенка. Эти звуки также используются детьми в озвучивании сказок и стихов, и в качестве аккомпанемента к движениям.

Основой, источником речевых упражнений является детский фольклор: считалки, потешки, прибаутки и др. Это виды элементарной поэзии, которые ложатся в основу детской песни и игры. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных вариантов их исполнения.

Инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Игрушки, окружающие детей, на первоначальной ступени должны стать детскими музыкальными инструментами, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Возможностей для звукотворчества очень много. Почти все, что окружает нас, может звучать.

В работе с детьми дошкольного возраста также используются шумовые ударные инструменты, разновидности которых имеются в изобилии у каждого народа. Техническая легкость игры на них, способность тотчас же откликаться на прикосновение располагают и побуждают детей к игре, а далее – к простейшей импровизации. [10, с. 12].

«Звучащие жесты» (термин Г. Кеетман, ещё одно средство, широко применяемое в системе К. Орфа. «Звучащие жесты» – это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов.

Программа творческого развития дошкольников «Орф-Феечка», рассчитанная на работу с детьми дошкольного возраста, педагогами ДОУ, родителями, разработана на основе технологических подходов К. Орфа к развитию творческих способностей дошкольников, для выявления, поддержки и развития одарённых детей.

Цель проекта - выявление, поддержка и развитие одарённых детей дошкольного возраста, совершенствование их творческих способностей с использованием технологий Карла Орфа.

Задачи проекта :

- выявлять, оказывать поддержку и развивать творческие способности одарённых детей дошкольного возраста;

- способствовать развитию основных психических функций детей : восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения, воли;

- создавать мотивацию к проявлению творческих способностей;

- приобщать родителей к совместному творчеству с детьми;

- формировать у детей потребность проявлять творческие способности в различных видах деятельности;

- воспитывать в детях уважение и внимательное отношение к творческим проявлениям окружающих.

Одним из основных принципов работы по проекту является частая смена полей активности детей на занятии и их интеграция, включающая следующие составляющие:

1) движение (основные виды движения, танец);

2) речь (артикуляционные и речевые упражнения, декламация);

3) голос (вокализация, пение);

4) ритмика («звучащие» жесты, игра);

5) музыкальные инструменты (инструменты К. Орфа, предметы и материалы). [3, с. 12].

В соответствии с этим проект включает 5 разделов : 1 раздел – Фея Движения. Двигательные навыки, освоение простейших танцевальных движений, элементарные танцы. 2 раздел – Фея Голоса. Вокальные, интонационные навыки. Пение по слуху, с сопровождением и а capрella. 3 раздел – Фея Знаний. Теоретические знания. 4 раздел – Фея Звука. «Звучащие» жесты, инструменты К. Орфа, приёмы звукоизвлечения. 5 раздел – Фея Воображения. Развитие психических функции детей : восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения, воли.

В каждом разделе программы присутствует Фея Вдохновения – творческая деятельность, предполагающая выполнение детьми творческих заданий, импровизаций в предлагаемых видах деятельности.

В ходе работы происходит активизация всех видов деятельности : развитие моторики (общей, мелкой, речевой); непосредственно двигательные реакции; развитие речи (интонационная выразительность, обогащение словарного запаса, дикция); осознание и понимание музыкально-теоретических понятий; развитие психических функций организма (эмоциональность, память, внимание, воображение, мышление, познавательные процессы); воспитание художественного вкуса, творческого исполнительства, импровизации.

Работа с детьми проводится по 30-35 минут в игровой форме с использованием проблемных ситуаций – необходимо кому-либо помочь, научить или показать, как надо сделать и т. п.

1. Вступительная часть начинается с разминки: вхождение в единый метро-ритм того стихотворения, которое будет разучиваться на этом занятии (покачивания, перенесение веса тела с одной ноги на другую, махи руками, дыхательные упражнения с руками, игру типа «Ритмическое эхо» (упражнения с применением звучащих жестов с использованием элементов ритма стихотворения по фразам).

2. Основная часть состоит из 3 направлений и предполагает:

• непосредственно работу над текстом и движением (речь и движение);

• инструментовку ритма стихотворения звучащими жестами;

• инструментовку с использованием музыкальных инструментов.

• создание единой формы, композиции, в которой сочетаются речь, движение и инструментовка.

3. Заключительная часть предполагает решение проблемной ситуации и рефлексию (дети выражают свои чувства, эмоции, которые возникли у них в ходе занятия, рассказывают, что им понравилось делать, что нового они узнали или чему научились).

Все музыкальные инструменты, атрибуты, используемые в работе, располагаются так, чтобы дети имели к ним свободный доступ и сами могли выбрать себе инструмент по своему желанию. Репертуар, музыкальный и поэтический материал многофункционален. На занятии можно работать как над одним и тем же стихотворением, так и используя ранее изученные стихотворные формы.

В соответствии с этим каждое занятие состоит из следующих видов работы: Двигательная разминка. Упражнения с текстом. Использование звучащих жестов. Оркестровка звучащими жестами, работа над метрической пульсацией. Оркестровка шумовыми инструментами. Игра. Создание композиции – «единой формы» занятия, когда в конце занятия все его компоненты – разминка, речевые упражнения, звучащие жесты, оркестровка, двигательные навыки и упражнения, танцевальные и голосовые импровизации – объединяются в композицию [3, 12].

Единая форма создаётся в течение занятия и является итогом активной творческой работы с литературным и музыкальным материалом. Все виды работы, включающие движение, речевые и артикуляционные упражнения, пение, оркестровку, театрализацию, взаимосвязаны между собой посредством использования речевого материала (потешек, считалок, стихотворений). Например: мы берем стихотворение «Наша Маша» Е. Благининой. Для создания единой формы, используя текст этого стихотворения, мы работаем над дикцией и артикуляцией, затем пропеваем его, озвучиваем музыкальными и шумовыми инструментами, сопровождаем пение движениями, используем элементы театрализации. В конце занятия мы исполняем созданную модель, что и является построением единой формы.

Организация работы по программе предполагает привлечение к процессу развития творческих способностей дошкольников воспитателей и родителей. С этой целью с ними проводится специальная работа, заключающаяся в привлечении внимания к проблеме творческого развития, а также в ознакомлении их с методами и приемами организации этого процесса в музыкальной деятельности с опорой на технологии К. Орфа. Работа осуществляется в рамках семинаров, консультаций, тренингов, бесед.

Совместная деятельность взрослых и детей в этом направлении не только способствует развитию творческих способностей детей, но и помогает общению, сближению, налаживанию контактов друг с другом.

Практическая значимость Программы заключается в следующем:

Программа может использоваться: для выявления, поддержки и развития одарённых детей, для создания ситуаций успеха, стимулирующих творческие проявления и самореализацию дошкольников через музыкально-творческую деятельность, благоприятствующих появлению идей и мнений; для оптимизации творческого процесса; для развития у детей чувства психологической защищенности.

Обозначенные в программе виды взаимодействия всех участников творческого процесса, способствуют созданию эффективных педагогических условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста, в качестве которых можно выделить [3, с. 2] :

- соблюдение главного принципа гуманистической педагогики «вместе с ребенком, а не над ребенком».

- отношение к ребенку, как к самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально-творческих проявлений, учет индивидуальных особенностей ребенка;

- поощрение детей в их попытках браться за сложные задачи, вера в ребенка;

- создание атмосферы творчества, увлеченности деятельностью, сотрудничества, атмосферы доверительного общения, сопереживания.

- обогащение яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта и обучение способам действий как основа для замыслов и их воплощения.

- пространство для творческой деятельности, оснащенное всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей, свобода выбора и передвижения.

- подбор репертуара с учётом возрастных особенностей детей, основанный на использовании фольклорного материала, который по своей природе предполагает естественное взаимодействие в единой композиции пения, движения, игры на инструментах

- проведение занятий в игровой форме, с использованием активных методов обучения – «обучением в действии» (К. Орф, ребенок – соавтор и творец, педагог – консультант и помощник детей.

Основные трудности при работе по проекту связаны с тем, что дети на первых занятиях не воспринимали неформальную, свободную, раскрепощающую атмосферу, в которой проводятся занятия, с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности, страхе высказывать своё мнение и проявлять самостоятельность в музыкальной деятельности. Так, у детей вызвала удивление атмосфера свободного творческого взаимодействия, возможность выбора музыкальных инструментов, находящихся в поле деятельности детей. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боятся высказывать свои мысли и проявлять чувства, ожидая услышать отрицательную оценку своим действиям или вызвать смех других детей.

Первоначально дошкольники недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру. Творческое сотрудничество экспериментатора в музыкальной деятельности, развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Мы заметили, что дети стали смелее высказывать свои мысли и выражать свои чувства, обращение со взрослым приобрело формы партнёрства, появилась искренность в общении детей между собой, воспитанники стали считаться с мнением других детей, подчеркивали достоинства замысла и творческих проявлений других. Экспериментатор оказывал реальную помощь в случае затруднений или обращений за советом.

Особая атмосфера занятий, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывали все участники творческого процесса, привлекла детей к занятиям музицированием. Широкое применение коммуникативно-двигательных игр особенно пришлось по душе детям. Исходя из простого, элементарного принципа доступности всем творческого музицирования с инструментами, игрушки, окружающие детей, на первоначальной ступени становились детскими музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, которые пробуждали творческую мысль, помогали детям понять, откуда и как рождаются звуки. Звуки, их извлечение из разнообразных предметов, импровизация доставляли детям особое наслаждение. В ходе формирующего этапа психологического эксперимента значительное место занимала работа с детьми, в которой мы стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

С целью раскрепощения таким детям предлагалось поучаствовать в том виде музыкальной деятельности, в котором он хочет. Мы ненавязчиво общались с ребёнком, предлагая побыть в роли воробушка, или ведущего; предлагал те или иные способы игры, звукоизвлечения, исполнения танцевальных движений. В совместной деятельности дошкольников со взрослым педагог высказывался о достоинствах тех или иных творческих проявлениях как этих детей, так и других детей, демонстрируя их достижения. Через некоторое время было заметно, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, самостоятельность в подключении к совместной деятельности.

Постепенно двигательные, игровые умения детей совершенствовались, расширяя и возможности для творческого самостоятельного применения движений. У детей стали нивелироваться комплексы единомыслия, появилась возможность на занятии самим попробовать и увидеть, как бесконечно разнообразны могут быть даже обычные шаги. Педагог побуждал детей находить индивидуальное решение и поощрял разномыслие, позволяющее найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи. Применение такого подхода дало хорошие результаты в развитии творческих способностей детей.

Взрослый специально демонстрировал свой эмоционально-положительный настрой. В результате занятия давали детям заряд положительных эмоций, помогали раскрепоститься и проявить свой творческий потенциал. Занятия, в которые вовлекались другие персонажи, где происходило игровое общение с детьми, включающие в себя неожиданные повороты событий, смену ситуаций и ролей, стали для дошкольников источником творческого взаимодействия, раскрытия своих возможностей, создания ситуации успеха. Дети радовались каждой новой встрече, с удивительным вдохновением и радостью откликались на возможность общения. Творческое музицирование, сам творческий процесс, необходимый детям, дал возможность для их самовыражения.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности, в которой дети принимали самое непосредственное участие: все предложенные ими варианты принимались и воплощались, не подвергаясь негативной оценке и критике. Именно эта их особенность позволила каждому ребенку найти свое место, независимо от уровня его музыкальных способностей. Для детей ребенка очень важным стало само участие в сотворчестве.

Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера незапрограммированного для ребенка творчества стали главными принципами в деятельности детей. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые экспериментатором, вошли в систему обучения и воспитания через творчество.

Использование элементарных движений в танцах и играх, несложного остинатного аккомпанемента в инструментальном сопровождении к пению, неординарное использование игрушек, бытовых предметов, позволили нам создать педагогические условия для занимательного музицирования – пения и танцев с инструментами и предметами, превращая их в творческий, увлекательный процесс создания детских «шедевров». В ходе работы всесторонне учитывались возможности маленьких детей, во главу угла ставились глубокое уважение личности ребенка, следование принципу «для ребенка, а не над ребенком». Это явилось той психологической базой, на которой организована творческая деятельность детей на основе игры в целях выявления, поддержки и развития одарённых детей.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Проект «Орф-феечка»
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 09:24
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Проект «Орф-феечка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Олеговна Гусева (УИ 62588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД