Анна Андреевна Кузьмина
Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Если вы можете это вообразить, вы можете это сделать.
Уолт Дисней
Воображение — это способность человека к созданию нового образа, основываясь на ресурсах своей памяти. Ребёнок младшего дошкольного возраста ещё не может обладать хорошим воображением, так как у него маленький опыт жизненных ситуаций и небольшой объём усвоенной информации. Он может фантазировать, только имея перед глазами предмет — опору для представления новой ситуации. Дети более старшего возраста в своих фантазиях уже могут опираться на прочитанную сказку, просмотренный мультфильм или что-то другое. Комбинируя в своём воображении ситуации из разных источников, ребёнок создаёт что-то своё, что ему нужно сейчас.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Польза развития воображения :
• Воображение позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир. В своих фантазиях он моделирует ситуации, отличающиеся от обыденной жизни. Проживая их в своём внутреннем мире, дошкольник получает интеллектуальный и эмоциональный опыт, которого ему не всегда достаточно в реальной жизни.
• Не имея развитого воображения, ребёнку будет сложно учиться, так как обучение чаще всего строится на представлении какой-то учебной ситуации, опыта или задачи.
• Воображение имеет и защитную функцию. В случае сложных жизненных ситуаций оно позволяет ребёнку легче их пережить, найти внутренние ресурсы.
• Работа учёных, исследователей, людей творческих профессий основывается на умении создать новое, то, чего ранее не существовало. Без этого немыслим технический прогресс и развитие человеческого общества. Данное умение закладывается в детстве и зависит от воображения.
Виды воображения
Выделяют следующие виды воображения :
• Пассивное — мечты, которые не будут или не могут быть осуществлены. К этому же виду относятся сны, грёзы.
• Активное — это то, что человек хочет создать, воплотить в жизнь.
• Продуктивное (творческое) — создание чего-то совершенно нового.
• Репродуктивное — использование идей, предложенных другими, объединение их во что-то новое.
В зависимости от прикладываемых волевых усилий воображение может быть активным или пассивным
Так как ребёнок не обладает большим запасом знаний и опыта, то его воображение чаще относится к творческому, но может носить и репродуктивный характер, например, когда дошкольник использует образ просмотренной сказки и переносит полученные идеи на себя или близких. Даже если его фантазии повторяют чьи-то, сам ребёнок этого не знает. Он воспринимает свои идеи как совершенно неповторимые, неизвестные никому, кроме него. Воображение в жизни дошкольника занимает гораздо больше места, чем у взрослого. Воображение, тесно связанное с образным мышлением, имеет важное значение в искусстве, в процессе художественно-творческой деятельности
Игры и приёмы для развития воображения дошкольников разных возрастных групп ДОУ
Выделяют следующие группы игр по развитию воображения :
• Словесные:
o словесный разбор какой-то темы;
o продолжение сказки или придумывание рассказа;
o игры со словами.
• Предметные: игры с использованием предметов, в том числе ролевые.
• Настольные: игры за столом с соблюдением определённых правил, могут использоваться фишки, карточки и другие атрибуты.
Изобразительная деятельность развивает воображение детей
Игры для дошкольников младших групп
Варианты упражнений с воспитанниками младших групп (1,5–4 года) можно рассмотреть на данных примерах:
• Бакулина Татьяна «Игры на развитие воображения для детей младшего дошкольного возраста» :
o «На что похожи наши ладошки» — создание рисунка на основе обведённых ладошек.
o «Камешки на берегу» — придумать, на что похожи камешки, сочинить историю про свой камешек.
o «Что это такое?» — дети говорят, на что похож тот или иной цветной круг.
• Стенина Юлия «Развитие воображения младшего дошкольного возраста в игре» :
o «Незаконченный рисунок» — требуется дорисовать картинку.
o «Угадай, кто я» — один ребёнок с помощью жестов изображает какой-либо предмет или животное, остальные отгадывают.
• «Комплекс игр и упражнений по развитию воображения у детей дошкольного возраста» :
o «Какая игрушка?» — педагог предлагает детям, глядя на картинку, придумать, на какую игрушку похожа изображённая на ней фигурка.
o «Дети на прогулке» — малыши учатся создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.