МААМ-картинки

Развитие элементарных математических представлений с помощью развивающих игр

Татьяна Решедько
Развитие элементарных математических представлений с помощью развивающих игр

Большую роль в педагогической системе работы с дошкольниками играет математическая подготовка. Исследования А. С. Метлиной, Е. И. Тихеевой, А. А. Столяра и других показывает, что у детей дошкольного возраста формирование математических представлений оказывает влияние на развитие психических процессов, содействует развитию мышления, восприятия и всей познавательной деятельности в целом. Многие дети испытывают трудности при формировании математических знаний в школе, потере интереса к этому предмету. Это объясняется не совсем верными методами, которые используют в своей работе педагоги в работе с детьми.

Публикация «Развитие элементарных математических представлений с помощью развивающих игр» размещена в разделах

Е. И. Тихеева, основываясь на своем опыте работы с детьми, считала, что научиться считать они должны в процессе игры. Поэтому игру, как метод обучения необходимо вводить по мере того, как числовое представление «извлечено детьми из самой жизни».

Одним из факторов развития, по мнению А. А. Столяра, элементарных математических представлений у дошкольников является игра и прежде всего, это развивающая игра.

В процессе игры, дошкольники вычитают, складывают, решают разного рода логические задачи, которые формируют логические операции. Игры развивающего характера способствуют активизации работы мысли, они расширяют кругозор, дают представления об окружающем мире.

Основная цель развивающих игр – развитие детей. Характерной особенностью данных игр является набор задач, который ребенок решает с помощью квадратов, пластилина, кубиков и т. д. Задания необходимо давать ребенку в виде: четкой инструкции, чертежа, рисунка, модели и т. п., данным образом знакомя дошкольников с разнообразием способов передачи информации.

Способ решения задачи будет представлен вниманию ребенку не в абстрактном виде, а в виде узора, кирпичиков, рисунка.

Это даст возможность сопоставить наглядное задание с решением и проверить правильность выполнения задания.

Как форма развития, развивающая игра содержит в себе познавательное и игровое направление. Узнавая новое, дети играют. Пополняется и активизируется словарь у детей, развивается связная речь, способность правильно выражать мысли.

При всем многообразии задач, которые стоят в развивающей игре, необходимо, чтобы они оставались оригинальными, интересными, предоставляли ребенку свободу для творчества, и были привлекательными.

Среди всего многообразия творческих подходов и игр, которые нам уже известны, появилась интересная группа игр, авторов: Б. П. Никитина, А. А. Столяра, В. В. Воскобовича.

Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича представляет собой взаимодействие детей и взрослого через реализацию игрового сюжета с использованием игр. Задачи, которые решает данная технология:

1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, совершенствование воображения, памяти.

2. Познание свойств, отношений, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.

3. Накопление познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.

4. Поддержание детской самостоятельности, инициативности в игровой и творческой деятельности.

5. Развитие гибкости мышления, умение находить нестандартное решение.

6. Развитие связной речи, становление коммуникативной культуры.

Одна из групп развивающих игр – это универсальные игровые обучающие средства. Данный вид игр служит дидактическим пособием во время НОД, в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей. В основном это игры, направленные на математическое развитие через освоение геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. К данной категории игр можно отнести игры на трансформацию («Змейка», «двухцветный и четырехцветные квадраты Воскобовича, плоскостное моделирование («Чудо-соты», «Чудо-крестики», составление целого из части («Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо-цветик»).

Игра с 2-х цветным квадратом Воскобовича помогает детям усвоить разные геометрические формы, основные цвета, формирует умение ориентироваться в размере геометрических фигур, в микропространстве (в дальнейшем на листе бумаги, в тетради, конструировать плоскостные и объемные фигуры, развивает логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, мелкую моторику, речь.

Знакомя дошкольников с квадратом можно предложить такие задания :

«Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);

«Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);

«Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;

«Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)

Игра «Прозрачный квадрат» («нетающие льдинки», состоит из прозрачных пластин с разными по форме и размеру цветными элементами. Данная игра помогает освоить название и форму геометрических фигур, их размер, формирует представление о соотношении целого и части. Игра поможет освоить навыки конструирования предметных силуэтов путем наложения или приложения пластинок; освоить умение анализировать, сравнивать, проявлять творчество, разовьет память, речь, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Во время проведения НОД по формированию элементарных математических представлений прозрачные квадраты помогут провести анализ геометрических фигур, соотнести части и целое.

Задания могут быть самыми разными. Например, подумайте, чтобы получился квадрат, какую фигуру надо добавить? Какую часть она составит от целого квадрата? Из равных или неравных частей был сложен квадрат? Сложите свой вариант квадрата из двух, четырех равных частей.

Задание может быть и таким: выложи такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, почему задание выполнил именно так, заверши ряд из пластинок, что их объединяет - поможет дошкольникам освоить умение классифицировать пластины по признакам (форма, величина, основные свойства)

Игра Кораблик "Брызг - Брызг"- это игровое поле в виде корабля. Игра способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики, мышления, дает представление о высоте, пространственном расположении предметов, высоте и количестве предметов, условной мерке, цифровом ряде, количестве предметов, порядковом номере.

При индивидуальной работе с детьми можно дать следующие задания:

• Разбери флажки по цвету. Какого цвета флажков больше, а какого меньше?

• Сколько флажков на первой и т. д. мачте?

• Ветер сорвал все флажки. Наденьте флажки на мачты. Но есть правило — голубые и фиолетовые флажки будут повернуты вправо.

• Расположить цветовые ряды по вертикали, горизонтали и диагонали.

• Диктанты с разными вариантами, например, прикрепи на 4 мачту вверху голубой флажок.

• Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со 2 и 3 мачт. (или 4 и 1) Какого цвета будут флажки и сколько их. Из каких чисел состоит число 5?».

"Математические корзинки" - поможет дошкольникам уточнить счет, уяснить состав чисел, а так же понять смысл сложения и вычитания. Дети вкладывают в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей - грибов.

С помощью развивающих игр Никитиных дошкольники формируют свое умение в счете, операциями с дробями, элементами черчения. Игры направлены на развитие логики, пространственного воображения, сообразительности и т. п.

Особенности игр Б. П. Никитина:

1. Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр - от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень большой диапазон трудностей: от детей 2-3 лет до непосильных порою среднему взрослому

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать.

6. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, возможно, он еще не дорос, не созрел, и надо подождать.

7. Решение задачи престает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это дает возможность визуально сравнить «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Игра «Сложи узор» состоит из 16 кубиков и направлена на формирование элементарных математических навыков, хорошо развивает способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Игровое пособие «Дроби».

Сравнивая между собой разные части целого, ребенок усваивает понятия «больше» и «меньше». Кроме того, впоследствии ему легче будет понять принципы деления и умножения. Еще в детском саду детей можно начинать знакомить с математическими терминами.

Игровое пособие «Уникуб».

Эти универсальные кубики вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет.

К развивающим играм математического характера можно отнести: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, математические мозаики, пазлы.

Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов. Эти игры знакомы взрослым и детям: «Танграм», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пифагор» и т. д.

Цель игр: формировать умение детей составлять новые фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Методист А. А. Столяр в своих работах описал проблемы развития логического мышления школьников. Он явился основоположником создания теории единого подхода к обучению математике. Для детей старшего дошкольного возраста в книге «Давайте поиграем» он разработал ряд игр на развитие логического мышления. В книге автора приведены ряд игр, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, и др.) В книге представлены игры для детей пяти, шести лет, насыщенные математическим содержанием. Следует отметить, что важным условием развития элементарных математических представлений является обогащенная предметно-пространственная среда. В каждой возрастной группе должны быть интересные развивающие игры, разнообразный игровой материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений во время НОД и в свободной и совместной деятельности - закрепление уже имеющихся представлений. Обязательным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль развивающих игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников» Доклад на родительское собрание Роль развивающих игр в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников. «Без.

Формирование элементарных математических представленийФормирование элементарных математических представлений К. Д Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития.

Игры на развитие элементарных математических представлений для старших дошкольников «Подбери игрушку» Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество игрушек. Содержание.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений" Для умственного развития детей существенное значение.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений дошкольников» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности посредством логико-математических игр Представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя Курбановой Г. Ф. «Формирование элементарных математических.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида "Югорка" «Использование.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр» Усвоение математических знаний на разных этапах дошкольного обучения вызывает существенные затруднения у многих детей. Одна из причин, порождающих.

Эссе «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников: основные моменты» «Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется». (И. Гёте) Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных математических представлений с помощью развивающих игр
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 14:22
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД