Папки-передвижки

Развитие элементарных представлений об экологической культуре у детей младшего дошкольного возраста

Елена Яковенко
Развитие элементарных представлений об экологической культуре у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание и образование детейчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Публикация «Развитие элементарных представлений об экологической культуре у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно и именно поэтому, важно своевременно развивать экологическую культуру маленькой личности.

Отсутствие же экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малышей,т. е учить играя.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных). Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Угощаем лесных жителей», «Магазин «Фрукты и овощи»» и др.

Игры-экспериментирования

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала.

Подвижные экологические игры. помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни ; отражают явления живой и неживой природы; проводимые на свежем воздухе, укрепляют иммунитет ребенка.

Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры. Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.

В работе используем наглядный и словестные методы.

1. Наглядный.

Наблюдение - ведущий метод экологического воспитания. Наблюдений за объектами природы, за сезонными явлениями (за погодой, рассматриваем небо, уточняем характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяем степень тепла и холода, за ростом и развитием растений в уголках природы, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе. Наблюдение - это главный способ формирования конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе.

Ежедневно, во время прогулок или же из окна группы (если погода не позволяет вывести детей на улицу) обратить внимание детей младшей группы на небо, найти солнце на небе, облака или тучи, говорить о дожде, снегопаде, ветре. При этом давать правильное словесное определение всем явлениям : «Солнце на небе ярко светит – даже смотреть трудно. Оно яркое, тёплое, высоко на голубом небе». Или: «Небо серое, всё в облаках, солнца не видно, может пойти дождь», и так далее. Для того чтобы наблюдение было более ярким привлекать сказочных персонажей как: Старичка-лесовичка, Дедушку Ивана из сказки «Репка». По ходу наблюдения, персонажи задают вопросы, дают поручения и малыши с большим интересом, а главное с желанием отвечают им на вопросы, готовы выполнить поручения все сразу. Наблюдая красоту природы, отметить, какие органы чувств человека задействованы в наблюдении – это зрение и слух. Что при помощи наших глаз мы видим и замечаем всё, что нас окружает, а с помощью слуха – слышим звуки и голоса природы.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Наглядным методом также является рассматривание картин природного характера, папок и альбомов на темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Растения», пейзажи и репродукции известных художников.

2. Словесный: В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. В группе можно говорить о разном, у детей в этом возрасте достаточно развита речь, и имеется опыт общения с окружающими. Диалоги могут быть разнообразными, как например, о человеке как о части природы. Обсуждаем, что человеку нужно, для того чтобы жить, в том числе называем органы и части тела, акцент делается в разговоре, что части тела и органы должны быть здоровыми, и выясняем, что же для этого нужно делать: - Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Или же: - Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь? Почему они болят? Как надо за ними ухаживать? Почему нужно чистить зубы? Дети ведут обсуждение, обмениваются мнениями.

Донести до сознания экологического воспитания детям 3-4 лет, помогают литературные произведения, охватывающие прекрасное природы, а так же её обитателей. В первую очередь это русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и другие для младшей группы, а так же: С. Маршак «Усатый-полосатый»; В,Сутеев «Кто сказал мяу»; и другие прекрасные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. А также потешки, поговорки, загадки, народный фольклор, народные приметы и очень многое другое.

Беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. Они должны быть очень разнообразными, конечно же, с учетом возрастных особенностей детей. С младшими детьми, это на закрепление знаний о признаках времени года; беседы на темы «Как мы играем зимой», «О птицах», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко»; о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций). Практический: экспериментирование и опыты - это самая любимая по моим наблюдения совместная с воспитателем деятельность детей. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводить опыты: разнообразные опыты с водой в разных её состояниях (твёрдом и жидком); воздухом (ветер); с песком; землёй и многое другое. Что позволяет детям ближе познакомиться со всеми свойствами живой и неживой природы. При экспериментировании и опытах дети лучше запоминают и усваивают данный материал, так как они могут его обследовать. Обследование объектов: овощей, фруктов, природных материалов (шишки, кора, веточки, вода, лед, снег и другое, выявление их сенсорных характеристик,

В младшей группе, отмечать в календаре природы погоду: ветер – символ наклонившегося дерева, ясная погода – солнышко, дождь – капельки и другое. Составлять из разрезных картинок – целое, это могут быть цветы, фрукты, овощи, а также составление картинок из пазл.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению используют интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.

При формировании гуманного отношения к природе необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных представлений об экологической культуре у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 мая 2020 в 18:42
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие элементарных представлений об экологической культуре у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яковенко (УИ 1134208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД