Наталья Пуканова
«Развиваем речь играя». Проект для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развиваем речь играя»
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Актуальность проекта : Умение общаться – важная составляющая правильного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта не может происходить без общения и взаимодействия с другими людьми. Самым главным средством развития ребенка младшего дошкольного возраста становится возможность понимать и воспроизводить речь. Речь становится средством общения не только со взрослым, но и с другими детьми. В современном мире все чаще происходят нарушения в сфере общения, все чаще у детей возникают трудности в коммуникации. Это тесно связано с «технологизацией» жизни, когда реального, живого общения становится меньше и все чаще ребенок предпочитает планшет или компьютер игре со сверстниками. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в младшем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы, развивать собственно речевые умения (вступать в общение, умение поддерживать и завершать его, умения речевого этикета.
Публикация «„Развиваем речь играя“, Проект для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2022
Эта проблема подвела к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей младшего возраста через игровую деятельность.
Вид проекта : интегративный, коммуникационный.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-апрель 2021-2022.)
Цель: повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.
Задачи:
-способствовать обеспечению качественного и количественного накопления слов, необходимых для содержательного общения;
- активизировать словарь
-создать условия для овладения значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира
- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи; способности понимать произведения художественной литературы; поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
Способствовать формированию умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
Гипотеза: если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в различные игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.
Этапы проекта :
I этап – проектирования : изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор игр для развития артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, обогащения словарного запаса и развития собственно речевых умений.
2 этап – практический: введение в деятельность детей артикуляционных, дыхательных, пальчиковых, дидактических, подвижных, сюжетно-ролеых, коммуникативных игр, направленных на развитие речи, проведение консультаций с родителями, создание дидактического материала родителями совместно с детьми.
3. Обобщающе-результативный этап
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Коммуникация»
• развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
• развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
• формирование связной речи – диалогической и монологической ;
• практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Социализация»
• развитие игровой деятельности;
• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
• приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
• развивать литературную речь.
Образовательная область «Здоровье»
• развивать координацию речи с движением;
• формировать речевой выдох;
• развивать мелкую моторику рук.
Образовательная область «Познание»
• сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
• совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения.
Реализация проекта
Октябрь
Работа с детьми:
Игра «Пузырь» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Артикуляционные игры :Окошко, Чистим зубки, Чашечка, Дудочка.
Коммуникативные игры
«Ласковое имя» Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
«Сапожок» Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними
«Добавь слово» Цель игры: Развивать речь, находить нужное по смыслу слово (глагол).
Игра- ситуация «Готовим для кукол обед» Цель: учить запоминать последовательность приготовления определенного блюда, использовать воображаемые действия, акцентировать внимание на взаимоотношениях людей; вводить в игру новые персонажи, закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Губанова Н. Ф стр. 12,
«Зайка заболел» Цель: знакомить детей с профессией медсестры (делает прививки) воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, закреплять умение выполнять игровые действия; содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры. Губанова Н. Ф стр. 24
Работа с родителями:
Родительское собрание "Особенности развития речи детей младшего возраста " Цель: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Ноябрь
Работа с детьми:
«Бабочка – лети» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Чей кубик поднимется выше?» Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Артикуляционные игры:
Заборчик, Маляр, Грибочек
Коммуникативная игра «Кто пришел к нам в гости?» Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Д. и. «Один - много» Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа.
Игра -ситуация «Сервируем стол» Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре. Губанова Н. Ф стр. 13
«Оденем куклу Машу на прогулку» Цель: закрепить последовательность одевания и раздевания куклы; развивать умение детей играть с партнером-игрушкой; воспитывать заботливое отношение к кукле, прививать культуру общения. Губанова Н. Ф стр. 11
Развивающая игра лото «Цветы» Цель: развивать слуховую память, способствовать уточнению и активизации словаря.
Пальчиковая игра «Яблоки».
Работа с родителями:
Консультация «Роль семьи в активизации речи ребенка». Цель: Вовлечение родителей в деятельность по обогащению и активизации речи. Привлечение внимания к важности грамотной речи при общении с ребенком дома.
Декабрь
Работа с детьми:
Игра на развитие слуха «Волшебная палочка».
Артикуляционная игра Гармошка
Коммуникативная игра «У птички болит крылышко» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Совершенствовать доказательную форму речи.
Игра- ситуация «Наводим чистоту в комнате» Цель: учить выполнять игровые действия в соответствии с замыслом; развивать и обогащать речь детей. Губанова Н. Ф стр. 16, «Куклы обедают» Цель: развивать ролевую речь детей и умения вести диалог с партнером; учить определять ассортимент блюд, учить сервировать стол к обеду. Губанова Н. Ф стр. 13
Развивающая игра лото «птицы» : развивать слуховую память, способствовать уточнению и активизации словаря.
Пальчиковая игра «Зайчик»
Работа с родителями:
«Воспитываем любовь к книге».
Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка и ее влиянии на речевое развитие.
Январь
Работа с детьми:
«Соревнование лыжников» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Артикуляционные игры Качели, Часики, Шарик
Игра на развитие слуха Доскажи словечко».
Коммуникативная игра «Кто лучше разбудит?» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Игра ситуация «Машина едет по улице» Цель: побуждать детей к действиям, согласно сюжету; связывать сюжетные действия с названием роли. Губанова Н. Ф стр. 16
«Моем посуду» Цель: закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, побуждать детей к действиям, согласно сюжету. Губанова Н. Ф стр. 14
Игра «Что в чем».
Цель: Закрепить название частей предмета.
Развивающая игра лото «Домашние животные» Цель : развивать слуховую память, способствовать уточнению и активизации словаря.
Пальчиковая игра «Мишка»
Работа с родителями:
Консультация «Когда бывает скучно» (предложить игры по обогащению и активизации речи, в которые можно поиграть по дороге домой).
Цель: Расширение педагогического опыта родителей через знакомство с речевыми играми. Обогащение детей и родителей опытом эмоционального общения.
Февраль
Работа с детьми:
«Футбол» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Артикуляционные игры Барабанщик, Парашют
Игра на развитие слуха «Далеко-близко».
Коммуникативная игра «Передай мяч» Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.
Игра «Кто больше назовёт действий».
Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).
Игра- ситуация «Модная прическа» Цель: расширять у детей представления о труде работников парикмахерской; использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их; развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. формировать умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни; закреплять знания о правилах поведения в общественных местах. Губанова Н. Ф стр. 28
«Кукла Маша стирает» Цель: развивать умение планировать игровые действия, вступать в ролевое взаимодействие; воспитывать самостоятельность и творчество в игре. Губанова Н. Ф стр. 15
Развивающая игра домино «Транспорт» Цель : развивать слуховую память, способствовать уточнению и активизации словаря, развитие логического мышления
Пальчиковая игра «Моя семья»
Работа с родителями:
Консультация - практикум «Роль дидактической игры в обогащении речи детей младшего дошкольного возраста!»
Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры.
«Домашняя игротека»
Цель:
Знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Задание на февраль: Учить внимательно рассматривать картину, предмет, составлять рассказ по образцу;
Март
Работа с детьми:
«Приятный запах» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Артикуляционная игра Месим тесто
Игра на развитие слуха «Придумай слово».
Коммуникативная игра Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева) Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Игра «Для чего нужен предмет?»
Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.
Игровая ситуация «Делаем покупки» Цель: учить исполнять свою роль, следуя сюжету. поощрять использование в игре предметов заместителей, воспитывать желание играть в коллективе. Губанова Н. Ф стр. 23
«Постоим домик для Зайки» Цель: знакомить детей с профессией строителя, развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу. Губанова Н. Ф
Развивающая игра лото «Овощи» Цель: развивать слуховую память, способствовать уточнению и активизации словаря.
Развивающая игра пазлы «Игрушки» Цель: развивать слуховую память, способствовать уточнению и активизации словаря, развитие логического мышления
Пальчиковая игра «Пароходик»
Работа с родителями:
«Домашняя игротека»
Цель: Знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Задание на март: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, сравнивать предметы, делать выводы;
Апрель
Работа с детьми: «Одуванчики» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Артикуляционная игра Футболист
Игра на развитие слуха «Шумящие коробочки»
Коммуникативная игра «Охота на тигров». (Авторы Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Игра «Кто откуда?» Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.
Игровая ситуация «Самолет отправляется в полет» Цель: учить объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, используя воображаемые действия; вводить в игру новые персонажи, акцентировать внимание на взаимоотношениях людей. Губанова Н. Ф стр. 20
Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»
Работа с родителями:
«Домашняя игротека» .
Цель: Знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Задание на апрель: Закреплять умение образовывать существительные родительного падежа, единственного и множественного числа, согласовывать слова в предложении;
III этап – заключительный: презентация работы над проектом на педсовете. Музыкальное развлечение «В гостях у бабушки Варварушки»
Литература:
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
3. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
4. Развиваем речь играя, Часть 1, Пилат И. И., Кныш В. А., 2018
5. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Вторая группа раннего возраста. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016.
6.[Электронный ресурс].
Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/16/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-oznakomleniya-s