Консультация «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»

Параскун Диана
Консультация «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»

Параскун Диана Викторовна

МБДОУ Детский сад "Звёздочка" города Заозерного

«Развивающие игры Бориса Павловича Никитина».

«Вы хотите, чтобы ваши дети были

Способными и талантливыми? Тогда

Помогите им сделать первые шаги по

Ступенькам творчества, но…не

Опаздывайте и, помогая…думайте сами».

Б. П. Никитин. Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребёнка. Методика (педагогическая технология) Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно даётся в школе. Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент – начало новой игры. Он требует от взрослых особых педагогических приёмов. Позже, когда ребёнок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно. Частью системы Никитиных являются развивающие игры.Главное в них - творчество: ребёнок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.

Каждая игра – это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика.

Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

1. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е.в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

2.Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости).

3. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке. 4. Решение задачи предстаёт перед малышом не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

5. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

6. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

Развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приёмов мышления. Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под своего ребёнка, соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному».

Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым. Они многофункциональны и учат детей получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать. Порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Используя в занятиях с ребёнком развивающие игры Б. П. Никитина, следует придерживаться определённых принципов:

1. Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребёнок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, ещё не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Павловичем Никитиным развивающие игры описаны им в книгах,– «Ступеньки творчества или Развивающие игры», «Развивающие игры» и др.

Вот несколько самых популярных игр.

Игровое пособие «Сложи квадрат».

Состоит из квадратов, разрезанных на кусочки различной формы. Игра представлена тремя уровнями сложности, причем чем выше уровень, тем больше составных частей в квадрате. На первом уровне надо складывать квадрат всего из 2-3 деталей. На последующих уровнях изменяется форма и количество частей квадратов. Когда все эти задачи освоены, можно усложнить игру, высыпав и перемешав детали двух или трёх наборов. При этом ребёнку нужно будет учитывать, что каждый квадрат (соответственно и его части) раскрашен в свой цвет – обратите на это внимание в самом начале игры.

Знакомство с игрой можно начать с 9-10 месяцев и позже. Для начала используйте детали квадратов для изучения цвета, формирования навыков счёта. Не забывайте описывать и называть фигуры,из которых состоят квадраты: «Это треугольник (трапеция и т. д., он синего цвета. Давай посчитаем, сколько у него углов… а сторон?» (при этом изучаем форму, названия и свойства фигур). Покажите, что треугольники и другие фигуры бывают разной величины (осваиваем понятие «размер, величина»). Также детали игры можно использовать для собирания не только квадратов, но и других различных фигур и форм – при этом вводим понятие «целое» и «часть». Игра поможет развить у ребёнка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу – понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат. Кроме того, развивается мелкая моторика пальчиков – ведь для малышей ещё так не просто аккуратно и точно сложить из мелких деталей квадрат; а так же фантазия, творческие и комбинаторные способности детей.

«Кубики для всех»

Игра учит мыслить пространственными образами (объёмными фигурами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учить мыслить «объёмными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертёж.

Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов.

Занятия начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути,малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна, которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный.

Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребёнок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. составлением заданий для взрослых.

«Уникуб»

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трёхмерного пространства, развитие пространственного мышления позволит ребёнку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребёнок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 – разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад.

Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. Чтобы предлагать ребёнку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков «поезд» и «башню», может ли уложить «площадку», построить «дом» или «лесенку».

Задания в «Уникубе» трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребёнка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже 2-3, в зависимости от возможностей малыша.

Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словестное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, что малыш может сложить и «малый куб синего цвета» (из 8 «синих трёшек») и «большой куб красного цвета» (из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме,как задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребёнка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в устной форме, так и в форме рисунка.

И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идёт самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший – лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, «неприступный лёд» будет сломан. Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдёт решение, но наберитесь терпения… и обязательно похвалите ребёнка за успех. И помните – иногда подсказка взрослого равносильна обиде.

«Сложи узор»

Игра состоит из 16 кубиков грани которых окрашены различно в 4 цвета и карточек с заданиями. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и способность к комбинированию.

1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Отдельные серии разложены по пакетам с буквами А, Б, В, Г, Д.

2.Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. 3. Придумывать новые узоры. Используя разное число кубиков и разную по цвету и форме окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

Игровое пособие «Дроби»

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трёх фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребёнок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный круг.Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С её помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

«Точечки»

Пособие состоит из 44 квадратов.

Красные – точки от 0 до 11, расположенные линейно;

Жёлтые – точки от 0 до 11, расположенные по окружности и в центре;

Зелёные – точки от 0 до 11, расположенные по треугольнику;

Белые – цифры от 0 до 11.

Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации.

«Точечки можно показывать ребёнку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.

Задания к игре: - Разложить квадраты по цвету.

Для этого надо:

Перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы были видны точки;

Собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло четыре стопки;

Разложить квадраты в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. - Разложить квадраты по порядку. По цвету (рядами);

Вынуть из каждого ряда квадрат без точки; Рядом с квадратами без точек положить квадраты с одной точкой (того же цвета);

Разложить красные квадраты по порядку (сколько сможет ребёнок). - Разложить все квадраты по порядку. Если ребёнок умеет считать до 10, ему можно предложить разложить сначала один ряд с точками (красный или жёлтый, а затем перейти к раскладыванию двух и трех рядов одновременно.

Для того чтобы ребёнку было легче выполнить это задание,можно помочь ему вопросами:

Где лежит квадрат с пятью (шестью, семью, восемью и т. д.) точками?

Кто сумеет положить рядом квадраты с цифрами и квадраты с точками по порядку?

Кто быстрее разложит все квадраты по порядку?

Время раскладывания всех сорока четырёх квадратов в этом в этом случае – решающий критерий. Здесь не только происходит самосовершенствование, но, главное, начинает формироваться навык быстрой систематизации беспорядочно перемешанных предметов. (Подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам, связанным с систематизацией и каталогами).

Можно придумывать новые задания.

Советы:

Когда ребёнок осваивает эту игру, следует использовать все возможности для обучения счёту: «Принеси ещё три чайные ложки», «А сколько у тебя белых пуговичек на курточке?», «Давай сосчитаем сколько у нас ступенек на крылечке?», «Достань, пожалуйста, из корзинки ещё четыре картофелины» и т. д.

Игра «Внимание»

«Внимание» - это 60 квадратов с разнообразными фигурами различной сложности. Каждая серия состоит из 5 картинок.

Игра развивает внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности.

В этой игре детям на несколько секунд показывают фигуру, а потом ее прячут. Малыши должны нарисовать фигуру, как можно точнее. Им нужно «схватить» и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, а иногда и угол между ними. Для того чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его воспроизвести мысленно, а потом уже переносить на бумагу.

Для игры детям нужны мягкие карандаши, заточенные под углом 25-30 градусов (они не так быстро ломаются, и бумагу в клетку. Обязательно должно быть два-три запасных карандаша. Дети садятся так, чтобы им был хорошо виден рисунок и было удобно рисовать. Им нужно объяснить, что фигуры надо изображать размером в две-три клетки, располагая вдоль одной линии по горизонтали или вертикали. Затем со словами «Внимание» показать на несколько секунд фигуру и потом спрятать.Оценивать рисунок можно учитывая: пропуск линий или излишнее их число; четкость линий; правильность окружностей и т. п. всё это должны решать вместе со взрослыми и дети. Проверяя рисунки, дети учатся сами находить ошибки и оценивать их.

Игра «Внимание – угадай-ка»

В этой игре каждая серия состоит из 4 картинок, но в них заложена какая-то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди (как в игре «Внимание») только 3 первые фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка, уловив закономерность.

«Рамки и вкладыши Монтессори»

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори. Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок в центре каждой вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. Набор состоит из 16 фигур. Игра развиваетдетей в нескольких направлениях:

1. Вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).

2. Готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, умение проводить линии, различать границы фигур и видеть линииконтуры.

3. Знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур.

Задания к игре могут быть такими:

- найди вкладыши к рамкам и вставь их. - обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это немного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче обводить круг и эллипс, очень трудно звёздочку.

- обведи вкладыш.

- раскрась фигуру цветным карандашом.

- сделай фигуры с двумя контурами. (3 способа: контур и рамку; двумя связанными карандашами; один по рамке, а другой используя шайбу).

- узнай фигуру на ощупь.

- сделай орнамент из фигур.

- вставь вкладыши в рамки на ощупь.

- разложи рамки и вкладыши по сортам.

Задание это не большое и не сложное, но предлагать его нужно детям, которые хорошо считают до 10 и знают что такое угол, треугольники, шестиугольники и т. д.

«КБСАМ» (конструкторское бюро самостоятельного активного мышления)

Эта игра с конструкторами «механик».

Знакомит ребёнка с многообразным миром современной техники, устройством и работой машин и механизмов, ребёнок постигает «секреты» соединения деталей друг с другом, узнает их свойства, развивает свои способности, но…в основном исполнительские. Развивают мелкие мышцы кисти руки ребёнка. Учит быт внимательным, точным и аккуратным.

Игра «Кирпичики»

Эта игра своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но главное развивает пространственное мышление ребёнка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий по которым надо строить модель.

В игре выполняется три вида заданий:

- построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям;

- сделать чертежи по построенной модели;

- сконструировать новые модели и составить чертежи к ним.

Игра «Обезьянки»

Цель игры – развить внимание ребёнка, научить его точно копировать действия ведущего. Ведущим могут быть сами дети, правда это потребует от них большой находчивости и сообразительности.Игру можно усложнять разными способами: к двум кирпичам добавить третий, тогда модели станут не только сложнее, но и разнообразнее. Можно один из кирпичиков заменить кубиком, цилиндром и т. д.

Публикации по теме:

Консультация «Развивающие игры для детей 1,5 года и старше. Развитие сенсомоторных навыков» Сегодня – подборка развивающих игр, которые очень полезны детям от 1,5 лет не только для развития моторики, но и наблюдательности, воображения,.

Консультация «Развивающие игры с дошкольниками» Развивающие игры с дошкольниками. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через.

Консультация для родителей «Развивающие игры. Геоборд» Всем нам известно,что существует множество разнообразных игр, что бы увлечь детей. Но игры должны быть не только увлекательными но и полезными.

Консультация для родителей «Развивающие игры для детей 1,5–2 лет» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и счастливым. Только это не происходит по мановению волшебной палочки, этому предшествует.

Консультация для родителей «Развивающие игры по математике для детей дошкольного возраста» В соответствии с современными требованиями дидактические игры используются для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни дошкольников» Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них - игра, а игра - их мир. Нужно полнее использовать способность детей воспринимать информацию.

Консультация для родителей в средней группе на тему «Летние развивающие игры» Консультация для родителей на тему: «Летние развивающие игры» Лето – прекрасная пора и отличная возможность, чтобы отдохнуть, оздоровиться.

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста» Министерство образования Свердловской области Каменского городского округа Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

Предметно-пространственная среда: игры Никитина Б. ППредметно-пространственная среда: игры Никитина Б. П Опытные воспитатели ещё помнят те времена, когда появилась книга «Ступеньки творчества или Развивающие игры» Никитина Б. П. Помню, как.

Выступление для семинара «Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры П. П. Никитина» Борис Павлович Никитин (21 января 1916 — 30 января 1999) — советский и российский педагог-новатор. Родился.

Автор публикации:
Консультация «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»
Опубликовано: 10 октября 2019 в 14:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки