МААМ-картинки

Реализация практик, основанных на нормализации жизни в условиях психоневрологического интерната для детей

Виляйкина Валентина Николаевна
Реализация практик, основанных на нормализации жизни в условиях психоневрологического интерната для детей

Пояснительная записка

Суть принципа нормализации жизни заключается в том, что жизнь ребенка в психоневрологическом интернате должна быть организована «настолько нормально, насколько это возможно». Это означает, что важные области жизнедеятельности должны быть организованы как можно более естественно с учетом привычного для всех людей дневного, недельного, годового ритма и др. Этот принцип акцентирует внимание на то, что необходимо создавать доступную среду для жизнедеятельности детей в психоневрологическом интернате и изменение социальных установок окружающих на их функциональные возможности. Реализация прав и свобод ребенка в психоневрологическом интернате напрямую зависит от объема и качества системы его повседневной поддержки. В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществление сопровождения таких детей требует значительных ресурсов и специальных знаний. Нормализация и повышение качества жизни детей в психоневрологическом интернате через формирование у них навыков, необходимых в повседневной жизни, а также через обучение работников интерната навыкам организации развивающей среды и качественного ухода за ребенком в повседневной жизни; активизация местного сообщества в стремлении защищать права детей, способствовать их полноценному участию в жизни сообщества. Программы помощи детям, применяемые в работе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» :

Публикация «Реализация практик, основанных на нормализации жизни в условиях психоневрологического интерната для детей» размещена в разделах

1. Программа «Развивающий уход»;

2. Программа развития профессиональных компетенций у персонала;

3. Программа обучения и поддержки волонтеров;

4. Создание модели развивающей среды.

Задачи:

1. Обеспечение эффективной реализации программ осуществляется благодаря мониторингу основных показателей эффективности, характеризующих результаты деятельности работы по программам. Важным условием успешности является гибкость и быстрое реагирование на изменение внешних контекстов осуществления проекта, а также учет степени удовлетворенности основных участников проекта;

2. Обеспечение методических, кадровых, материально-технических ресурсов для реализации эффективных практик по нормализации жизни детей в психоневрологическом интернате;

3. Оценка эффективности реализации программ помощи детям, применяемые в работе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»;

4. Рефлексия участниками деятельности по реализации программ.

Целевая группа: Дети в психоневрологическом интернате в возрасте от 4 до 19 лет, имеющие разный уровень развития, воспитывающиеся в краевом государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».

Программа «Развивающий уход»

Цель: повышение качества жизни несовершеннолетнего через развитие и поддержку самостоятельности и независимости.

Задачи:

Поддержка повседневной активности в соответствии с возрастом и интересами ребенка;

Формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения.

Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.

Формы: индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Соблюдаются следующие принципы:

принцип уважения личности ребенка;

принцип индивидуального подхода;

принцип развития собственной активности ребёнка;

принцип социальной интеграции;

принцип комплексного воздействия.

Содержание программы:

1. Изучение и соблюдение правил общения с детьми в психоневрологическом интернате :

• прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать;

• убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом;

• постарайтесь говорить мало и не быстро;

• после своих реплик оставляйте паузы для ответа;

• если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался;

• важно не забывать обращаться к ребенку по имени.

2. Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации :

• сосредотачивать взгляд на предмете и прослеживать его перемещение;

• отказываться и соглашаться;

• выбирать.

Уход за ребенком должен содержать такие обязательные элементы, как переодевание, купание, умывание и чистка зубов, причесывание, пользование туалетом и т. д.

Критерии оценки:

1. Положительные показатели физической нормализации (полноценная еда; регулярный стул; суточные ритмы (сон, бодрствование и пр.);

2. Положительные показатели функциональной нормализации (как ребенок спит, ест, передвигается);

3. Положительные показатели социальной нормализации (развитие, возможность получать образование, общение с другими людьми, усвоение общественных норм поведения);

4. Положительные показатели общественной нормализации (активное участие в общественной жизни).

Программа развития профессиональных компетенций у персонала

Цель: выявление и обобщение знаний среди сотрудников интерната об эффективных условиях нормализации жизни детей в психоневрологическом интернате.

Задачи:

1. Помочь сотрудникам осознать необходимость позитивных перемен в сторону значительного повышения качества условий жизни и социального окружения воспитанников – его чувствительности, отзывчивости, эмоциональной и физической доступности.

2. Повышение профессиональных компетенций у сотрудников интерната в условиях реализации принципа нормализации жизни детей.

3. Обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки сотрудников в части реализации принципа нормализации жизни детей.

Формы: проведение комплекса обучающих семинаров, тренингов для сотрудников интерната с привлечением специалистов успешно реализующих практики работы с детьми, проведение супервизий.

Критерии оценки:

1. Последовательность выполнения конкретных действий ухода и сотрудничества с ребенком;

2. Установление с ребенком контакта, внимание к его сигналам, распознавание их и своевременное адекватное реагирование;

3. Предоставление времени ребенку для проявления активности и самостоятельности, поддержка и поощрение его активности и участия.

Разделы программы

3. Суть принципа «Нормализация жизни» - лекция;

4. Развивающий уход:

• правила общения с детьми в психоневрологическом интернате; базовые навыки, лежащие в основе коммуникации – тренинг, семинар;

• повседневная двигательная активность– тренинг, семинар;

• ЛФК– тренинг, семинар;

• кормление и самостоятельная еда– тренинг, семинар;

• переодевание– тренинг, семинар;

• купание– тренинг, семинар;

• умывание и чистка зубов– тренинг, семинар;

• причесывание– тренинг, семинар;

• пользование туалетом– тренинг, семинар.

5. Поддерживающая и альтернативная коммуникация как средство нормализации жизнедеятельности детей – тренинг, семинар.

6. Обучение навыкам использования интерактивных коммуникационных досок, книг «разговоров», коммуникационных устройств с синтезатором речи, визуальных опор – тренинг, семинар.

Создание модели развивающей среды.

Цель: обеспечение возможности детям в психоневрологическом интернате наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его физических возможностей и интеллектуальных способностей, склонностей, интересов, уровней активности.

Задачи:

1. обеспечение максимального комфорта и безопасности для каждого ребенка;

2. создание возможности права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней.

Содержание

1. Зонирование помещений (для сна, еды, занятий, игр, гигиенических процедур);

2. Доступность среды (индивидуальный подбор мебели, посуды, корректирующих устройств);

3. Создание алгоритмов повседневных действий (кормление, одевание, гигиена, прогулка).

Моделируя комфортную или развивающую среду для ребенка в психоневрологическом интернате, необходимо учитывать перечисленные ниже составляющие.

Физическое окружение:

• удовлетворенность базовых физиологических потребностей;

• оптимальная влажность, чистота и температура воздуха;

• размер помещения;

• сенсорная насыщенность;

• необходимые предметы и порядок их хранения;

• доступность среды.

Социальная сфера:

• отношения с близкими взрослыми;

• отношения с другими людьми;

• коммуникация;

• наблюдение и участие в деятельности окружающих людей;

• события в жизни ребенка;

• взаимодействие с другими детьми;

• правила и роли.

Критерии оценки:

1. Соответствие предметно-развивающей среды группы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;

2. В развивающей среде отсутствуют стрессообразующие факторы, создана доброжелательная атмосфера;

3. Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития;

4. Среда безопасна.

Программа обучения и поддержки волонтеров

Цель: создание условий для формирования у волонтеров компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с детьми в психоневрологическом интернате.

Задачи:

1. Формирование позитивных установок у волонтеров на добровольческую деятельность;

2. Организация специального обучения волонтеров основам волонтерской деятельности с детьми;

3. Привлечение волонтеров к разработке и реализации социально значимых проектов;

В интернате создан волонтерский центр «Надежный взрослый» (разработано положение о волонтерском центре «Надежный взрослый», план работы центра, с целью привлечения волонтеров для социального патронирования детей, а также организации культурно-досуговой деятельности. Сотрудники интерната проводит мониторинг образовательных учреждений, волонтерских организаций города на предмет восстановления связей и привлечения новых добровольцев.

Содержание работы:

1. Разработка и реализация программы подготовки добровольцев к волонтёрской деятельности «Школа волонтера»;

2. Инструктаж – тренинг (установление эмоционального контакта с воспитанниками);

3. Презентация «Особенности работы с детьми в психоневрологическом интернате»;

4. Реализация мер поддержки добровольческой деятельности.

Критерии оценки:

1. Желание активно сотрудничать с детьми в психоневрологическом интернате;

2. Реализация социально-значимых мероприятий, направленных на повышение качества жизни детей в психоневрологическом интернате.

Дети-инвалиды должны быть обеспечены возможностью в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми.

Деятельность по проекту соответствует существующим в Российской Федерации нормативным и правовым актам :

Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»,

Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»,

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Публикации по теме:

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Анализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 3 частьАнализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 3 часть Согласно плану общеобразовательного учреждения, на 2016-2017 учебный год, во исполнение приказа Департамента образования и молодёжной.

Анализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 1 частьАнализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 1 часть «В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке,.

Анализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 2 частьАнализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 2 часть Решая задачу Совершенствование системно-деятельностного подхода образовательного процесса, педагоги МО постарались поставить работу на.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулкиРазвитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Реализация проекта «Готовимся встречать Новый год» для детей 4–5 лет и их родителейРеализация проекта «Готовимся встречать Новый год» для детей 4–5 лет и их родителей Самое прекрасное состояние – это ожидание и подготовка к празднику. От того, как люди готовятся к Новому году, зависит и праздничное настроение.

Выставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детейВыставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детей Одна из эффективных педагогических форм работы, как известно, является домашнее задание. В феврале родителям было дано мною заданию смастерить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация практик, основанных на нормализации жизни в условиях психоневрологического интерната для детей
Опубликовано: 28 января 2020 в 12:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД