МААМ-картинки

Из опыта работы воспитателя «Рисование как вид деятельности, способствующий развитию речи»

Альбина Фанузовна Рамеева
Из опыта работы воспитателя «Рисование как вид деятельности, способствующий развитию речи»

Начиная работу над данной темой, я задалась целью, организовать работу с детьми младшего возраста по рисованиютак,чтобы сформировать у них интерес к этому виду деятельности. Развивать художественно-творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, которые в свою очередь способствуют развитию речевых навыков, умений выражать в речевых высказываниях свое отношение к окружающему миру.

Публикация «Из опыта работы воспитателя „Рисование как вид деятельности, способствующий развитию речи“» размещена в разделах

Дети очень любят рисовать и чем они младше, тем интерес выше у них к этому виду деятельности. Малыши любопытны от природы, им хочется все потрогать и попробовать, ведь они еще только открывают мир, хотят его познать, изучить, а рисование это такой интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого у детей развиваются сенсорно-двигательные навыки, умственно и речевая активность, углубляются представления об окружающем мире. Поэтому важно не упустить возможность развивать способности ребенка с раннего возраста. Об этом говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Как же построить эту работу, чтобы получить хороший результат? Прежде всего, я учитывала особенности детей раннего возраста, их психологические и физиологические возможности, ведь у них еще не сформированы многие навыки: дети не умеют правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу давления на бумагу (карандаш- слабо, кисть- сильно, ориентироваться на листе бумаги и не выходить за край листа. Эти неумения расстраивают малышей, и они часто оставляют попытки нарисовать задуманное. И тогда рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки–маляки). А результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, потому что работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Поэтому первое, с чего я начала свою работу — с обучения навыкам детей держать карандаш, кисть, фломастеры; рисовать простые линии и формы. Рисуя палочки и дорожки, вертикальные и горизонтальные линии, кружочки и овалы ребенок видит обобщенные формы, как основу множества образов, учится находить в них сходства с окружающими предметами и явлениями и называть эти определения в речи. Освоив минимальный арсенал изобразительных и речевых умений, ребенок получает возможность передавать на листе элементарные образы, начинает чувствовать себя увереннее в этом увлекательном виде деятельности, пытается произносить слова-определения, а позже – элементарные суждения об изображенном на листе бумаги. В ходе работы я не забывала, что рисование для детей — это прежде всего игра, поэтому занятия проводила в непринужденной, доброжелательной обстановке с использованием сюрпризных моментов, сказочных персонажей. Ну и, конечно, не ограничивала детскую свободу, предоставляла возможность экспериментировать с красками. В процессе обыгрывания сюжета и непосредственно рисования я общалась с детьми, задавала вопросы о процессе создания задуманного образа. Такая организация изодеятельности стимулировала речевую активность детей, а в дальнейшем организовывала настоящий диалог,сначала с игрушечным персонажем, а затем и со взрослым. Кроме того, занятия рисованием способствуют развитию активного и пассивного словаря детей. Увлекшись игрой, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, дети способны усвоить много слов и выражений. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют развитие коммуникативной функции речи.

Сюжеты для рисования исходили из опыта детей (что он знает, что его интересует, что недавно видел или делал, в ходе рисования эти знания расширяются. Рисуя с детьми, я рассказывала о различных явлениях природы (дождь, снег и т. д., животном и растительном мире, о волшебном мире сказок. Соответственно теме подбирала дидактический материал, творческие игры и упражнения на развитие моторики рук, цветового восприятия. Например: в ходе рисования на тему «Зернышки для курочки» использовала упражнение на моторику рук «Мешочки с зернышками», где детям предлагала рассмотреть зернышки, поговорить о них, потрогать. В результате идет развитие тактильных ощущений,дети лучше запоминают цвет, форму, размер, а изобразить можно пальчиком, ведь это один из видов творчества, в котором наряду с эстетическим развитием и развитием восприятия цвета и формы, эффективно развивается мелкая моторика рук, а без этого невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш владеет пальчиком, тем быстрее он развивается, лучше думает и говорит.

Готовые рисунки мы вместе с детьми внимательно рассматривали, обсуждали,старались найти уникальные, необычные.

Вот некоторые из методов, которые я использовала для обучения рисованию :

1. Рисование в воздухе, т. е. изображение линий и фигур в воздухе при помощи указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

2. Использование коробочек с мелкой крупой, песком,солью. Этот прием удобен в использовании, встряхнули коробочку с крупой, фон чистый, можно начинать работу снова.

3. Совместное рисование, когда я вкладывала карандаш в руку ребенка, брала ее в свою и водила по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него, проводить различные линии.

4. Дорисовывание деталей – это процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована часть рисунка, недостающие детали, которые ребенок должен изобразить. Сюжет картинки обыграть и прокомментировать взрослым.

Например, тема «Дождик». Перед началом занятия предлагаю послушать малышам стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветочек, на листок,

Кап, кап, кап!

На дорожку на лужок.

Спрашиваю: «О чем говорится в стихотворении?»

Рисую на листе бумаги, прикрепленном к мольберту, тучу синего цвета.

«Догадались, что это такое? Правильно, это туча».

Затем начинаю рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошел дождик: кап, кап, кап!»

Раздаю малышам листы с заготовками, пастельный мелок или фломастер.

«У вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!»

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждаю детей озвучивать рисунок- «кап, кап». Сюжет картинки обыгрываю и комментирую.

Использование такого приема и дидактических игр позволяют закрепить усвоенные навыки: держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры. При этом есть возможность планировать уровень сложности рисунка в зависимости от возраста и уровня умений детей.

5. Для самостоятельной работы предлагаю дидактические игры из серии «Дорисуй».

6. Самостоятельное рисование-создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных умений, навыков.

Очень большую роль в развитии ребенка играет включение в работу нетрадиционных техник рисования, которые позволяют развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка — использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе: можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы. Происходит развитие наглядно — образного мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей : чем я еще могу рисовать?Что я могу этим материалом нарисовать?

Я применяю несколько нетрадиционных техник рисования на занятиях с малышами:

Рисование ладошкой – нанесение краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание для получения отпечатка. Краску можно наносить несколькими способами. Наносить кисточкой, опускать ладошку в блюдце с краской или на поролоновую подушечку пропитанную краской. Прикладывая ладошку к листу можно сжать или растопырить пальчики, расположить руку вертикально, горизонтально или под углом в зависимости от заданной темы. Возможно дополнить отпечаток необходимыми линиями, мазками опять же в зависимости от выбранного объекта изображения (цветок – стебелек, дерево- листочки).

Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи пальцев. При соприкосновении пальчиков с бумагой остаются цветные круглые пятнышки, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны, наливаются в блюдца, при смене цвета, пальчики моют в баночке с водой и вытирают салфетками. Работу в такой технике можно выполнить целиком, а можно использовать, как часть рисунка (веточка изображается кистью, ягоды- пальцами).

Рисование штампом – нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа, прикладывание штампа красочным слоем к бумаге получение цветного оттиска. При помощи этого способа можно получать как одинаковые оттиски, так и разные по форе, размеру, сочетать их между собой. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора, вырезать шаблоны из овощей, поролоновых губок, а возможно сделать штамп, таким способом. На деревянную палочку или карандаш накрутить тонкий поролон и закрепить его нитью, вот такой интересный художественный инструмент возможно использовать в работе, при этом руки остаются чистыми.

Работа с природным материалом-дети собирают листочки, камушки, веточки и. д, раскрашивают их в зависимости от поставленной цели и создают из них разнообразные композиции, или же наносят на них краску и делают красивые отпечатки на листе, которые можно дорисовать кистью или карандашом.

Рисование свечой и акварельными красками –нанесение свечой рисунка на бумагу, а при помощи кисти и акварельных красок раскрасить рисунок.

• Монотипия предметная – сложить листок пополам, развернуть и в центре нанести цветовое пятно, листок сложить, развернуть получится изображение. Детям следует увидеть образ в этом пятне и по необходимости дорисовать его недостающими деталями.

• Скатывание бумаги — ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу, возможно, раскрасить цветом получившуюся работу.

Дети могут применять несколько различных техник в создании одной работы, ведь каждая из этих техник — маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Немаловажное значение играет организация рабочего места при работе с карандашами, фломастерами, красками. На первом этапе я стол накрывала клеенкой, если использовались краски, а детям надевала фартучки. На столе оставляла только самое необходимое (баночка с водой, кисточка, салфетка, лист, одна краска, фломастер, пастельный мелок или карандаш в зависимости от темы и целей занятия). По мере тог, как дети учились рисовать, количество красок, мелков и других материалов увеличивала. Материалы использовала только хорошего качества и не токсичные, бумагу для рисования брала формата А4, а для коллективных работ А3. Это необходимо для того, чтобы ребенок учился не выходить за грани листа.

Для создания развивающей творческой среды, стимулирующей ребенка на активную деятельность, я организовала в группе уголок творчества, где для детей доступны различные изобразительные материалы, книжки- раскраски, альбомы для рассматривания «Филимоновская и Дымковские игрушки», иллюстрации, игры. Дети подходят, берут нужный им материал, рисуют, лепят, а в ходе творческой деятельности разговаривают, обсуждают свое творчество. Так одновременно идет развитие речи, моторики рук, творческого мышления, воображения, памяти малышей.

Одним из показателей развития детей в изодеятельности является участие в различных выставках детского сада, представление творческих работ на международных и всероссийских конкурсах, где дети неоднократно подтверждали свой талант дипломами, похвальными грамотами.

Развитие ребенка — постоянный процесс. И здесь главными моими помощниками выступают родители. Да, сначала и их нужно было заинтересовать, увлечь. Как? Через индивидуальные беседы, консультации старалась объяснить, какой их малыш неповторимый, способный, несмотря на то, что некоторые родители считали, что еще рано, и не верили в таланты в таком маленьком возрасте. Причем некоторые очень были обеспокоены тем, что их ребенок молчит или плохо разговаривает по сравнению с другими детьми, и скорее нужно обращаться к врачам, а не заниматься рисованием. И каково же было их удивление, когда они увидели результаты: дети рисуют, получают награды в конкурсах, дети говорят, говорят много, чисто, предложениями, используя в речи элементарные термины.

Таким образом,можно сделать вывод, что уровень развития творческого потенциала детей и речевое развитие находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук. А широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребенка разнообразных занятий по художественной деятельности, максимальное внимание к продуктам детского творчества ведет к развитию речи и обогащению словарного запаса детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей. – М,1990 -320 с.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с.

4. Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять рисунок и развивать

творческие способности ребёнка. – СПб. : Речь; Образовательные

проекты; М. ; Сфера, 2010. – 92 с.

5. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников:

6. Пособие для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1980. – 160с.

7. 6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.

8. //Нетрадиционные техники. – М. Творческий центр, 2006. – 187с.

9. 7. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М. :

10. Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

11. 8. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М. :

Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

12. 9. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.

13. 10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с

Публикации по теме:

Система работы воспитателя по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Воспитатель Ильяшенко.

Детское рисование как вид художественно-творческой деятельности Вопросы возникновения и развитие детского рисунка издавна привлекали внимание художников, педагогов, психологов, исследователей детского.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

«Домашние животные». Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы) в средней группе Лексическая тема: «Домашние животные» «Игра - путешествие в деревню» для детей средней группы Тема: «Путешествие в.

Обобщение опыта работы «Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит.

Обобщение опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» Актуальность «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное.

Представление опыта работы по самообразованию по развитию речи детей в младшей группе Опыт работы по самообразованию в 2016 - 2017 учебном году На тему: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки посредством режиссерской.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Развитие речи детей средствами музыкально-театральной деятельности в дошкольном учреждении (из опыта работы) Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном образовательном учреждении я веду занятия по театральной деятельности уже более 15 лет. Все эти годы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы воспитателя «Рисование как вид деятельности, способствующий развитию речи»
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 17:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД