Получи документы

Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи

Ирина Подлесная
Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи

Консультация для педагогов

«Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи».

Основной вид деятельности дошкольников – игра: он живет в ней, это его мир, его действительность. А. С. Макаренко придавал игре большое значение: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и надо пропитать этой игрой всю его жизнь». (Макаренко А. С. "О моем опыте".)

Игра интересна ребенку, а все новое, что он узнает играя, станет понятней и надолго сохранится в его памяти.

Публикация «Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Игра благотворно влияет на здоровье ребенка, на формирование всех психических процессов. Известный психолог Д. Б. Эльконин в своих исследованиях делает вывод:

«…игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». (Эльконин Д. Б. Детская психология)

Дети, речевое развитие которых протекает без отклонений, успешно организуют игровую деятельность, постепенно проходя все ее этапы. Дети-логопаты испытывают такие же потребности в игре, как и их сверстники, однако не всегда могут организовать сюжетно-ролевую игру. Это обусловлено особенностями речевого, моторного, эмоционального развития детей с нарушениями речи. Для них характерны общая скованность и зажатость в движениях, нередки дискоординация, двигательная расторможенность, парезы, слабость мышц и повышенный мышечный тонус.

Психическое развитие у детей с нарушениями речи имеет свои особенности: слабо развиты произвольное внимание, основные виды памяти, снижена познавательная деятельность, восприятие носит фрагментарный характер. Речевой дефект приводит к таким изменениям в психической сфере, как негативизм, повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость.

Неумение организовать игру, выразить свою мысль, боязнь показаться смешным приводит к невозможности совместной деятельности со сверстниками. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре, неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении затрудняют включение в коллективную игру. Задача взрослого – помочь ребенку правильно организовать игру, направить его деятельность, помочь договориться с другими детьми о правилах и способах решения конфликтных ситуаций.

Огромное значение имеет игра как способ обучения, особенно это относится к дидактическим играм, специально создаваемым в целях обучения и воспитания детей.

Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, фантазию, воображение, освобождают от утомительной умственной работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.

При подготовке к занятиям педагогу необходимо учитывать, что дидактическая игра не должна быть только развлекательным моментом. Только та игра, которая сочетается с напряженным трудом, способствует активизации умственной деятельности. Дети с нарушениями речи нуждаются в особом подборе наглядных пособий, использование которых вовремя проведения игры или организации игрового момента не должно отвлекать детей от занятия, а органично вливаться в структуру процесса коррекционного обучения.

Роль взрослого в организации игры детей с нарушениями речи неоспорима не только в свободной, но и в учебной деятельности. В первом случае ребенок, получая поддержку со стороны старших, учится сам организовывать игру, проигрывать различные ситуации, управлять собой, подчиняясь общим правилам игры, решая конфликты, адаптируясь, как личность. Во втором случае взрослый, одновременно развивая высшие психические функции детей с нарушениями речи, делает процесс обучения интересным, понятным, а значит полноценным и максимально усвоенным.

Развитие речи – одна из важнейших задач развития и воспитания ребенка в раннем и дошкольном детстве. Предлагая детям речевые игры, необходимо знать особенности становления речи в определенном периоде жизни ребенка т подбирать игру, соответствующую этим периодам.

В раннем возрасте игры направлены на развитие различных функций – предпосылок речи.

Потешки, песенки, стишки и считалки представляют собой основу для развития всех сторон деятельности и психики малыша. В народном фольклоре («Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Потягушеньки») нередко сочетаются речь и движения, что закладывает начало формирования ритмической организации речи. Игры-манипуляции (складывание пирамидки, кубиков, катание мяча, игры с водой во время купания) позволяют познавать свойства и качества предметов, а также пополнять словарный запас соответствующей лексикой.

В младшем дошкольном возрасте большое значение приобретают игры, направленные на дальнейшее знакомство детей с окружающим миром. Здесь на помощь приходят произведения классиков детской литературы (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, Е. Благинина и др.). Любое стихотворение, детская песенка становятся игрой при умелом и грамотном использовании. Взрослый выступает в роли волшебника, превращающего обычное стихотворение в игру, сказку, где участником становится и ребенок.

В среднем дошкольном возрасте основное направление в развитии речи – накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. Речевые игры «Скажи наоборот», «Угадай, что это?», «Кто летает?», «Дедушка и внучата» и другие помогают детям выделять существенные признаки предметов, определять и описывать их местоположение по отношению к себе и другим предметам, называть действия, совершаемые предметом.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи – произнесению звуков, интонационной выразительности, правильному построению сложных предложений и использованию предлогов. (Игры «Что ты слышишь?», «Хлопки», «Поймай слово», «Исправь предложение»)

В процессе подготовки к школе работа по развитию речи приобретает дифференцированный целенаправленный характер. Речь ребенка становится развернутой, последовательной, логически завершенной; произносительная сторона достигает высокого уровня: он правильно произносит все звуки речи, пользуется интонационными средствами выразительности, умеет изменять темп и громкость речи. Первостепенное значение приобретает формирование тех функций, которые обеспечивают плавный переход ребенка из дошкольного детства в начальную ступень обучения. Игры, развивающие способность к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу, в непринужденной и интересной форме подготовят дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова (игры «Слова-перевертыши», «Телеграф»).

Вот примеры игр для дошкольников разного возраста.

Игра «Поймай зайчика»

Цели: учить пониманию обращенной речи (понимание и употребление предлога НА, развивать общую моторику.

Малышу показывают солнечного зайчика, предлагая с ним поиграть. При попадании солнечного зайчика на различные предметы обязательно оречевляют его местоположение: «Зайчик на стене», «Зайчик на ковре», «Зайчик на диване» и т. д. перед игрой читают стихотворение В. Кудлачева «Зайчики».

Солнечные зайчики –

Прыг, прыг, скок,

Прыгают, как мячики –

Прыг, прыг, скок…

Игра «Скажи наоборот»

Цель: уточнять и обогащать словарный запас различными частями речи.

Называют слова одной части речи, предлагая ребенку подобрать слово «наоборот»- с противоположным значением.

Горячий – холодный.

День – ночь.

Тьма – свет.

Легко – тяжело и т. д.

Игра «Угадай, что это?»

Цели: обогащать словарный запас, выделять основные признаки предмета, развывать мышление, связную (фразовую) речь.

Перечислив основные признаки и свойства предмета, просят ребенка угадать его название, например: красное, спелое, сочное, растет на дереве – яблоко. В этой игре целесообразно также использовать загадки с последующим разъяснением ответа:

Зимой белый,

Летом серый,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

После отгадывания обязательно проговорите, почему именно этот ответ правильный – заяц бывает белым зимой, серым – летом, потому что шерстка меняется, заяц передвигается прыжками, питаться любит морковкой. В случае успешного выполнения задания предлагают ребенку придумать загадку самому – это интересно и познавательно.

Игра «Кто летает? (бегает, ползает, плавает, скачет)».

Цели: уточнять и расширять словарный запас, формировать фразовую речь.

Взрослый произносит короткие фразы: «Сорока летает», «Журавль летает», «Стрекоза летает». На каждую правильно произнесенную фразу ребенок поднимает руку, но в случае неправильной фразы (например, «Окунь летает») руку поднимать не нужно. Поменявшись ролями, предоставьте ребенку возможность самостоятельно планировать свое высказывание.

Игра «Дедушка и внучата»

Цели: развивать связную (фразовую) речь, общую моторику, обогащать словарный запас.

Ребенок – «дедушка», взрослые - «внучата». «Внучата» говорят «дедушке»:

- Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем!

Взрослые выполняют воображаемые действия.

Ребенок – «дедушка» задает вопросы в прошедшем времени:

- Вы собирали грибы?

- Вы собирали цветы?

- Вы собирали ягоды?

Игра «Поймай слово»

Цели: формировать фонематический слух, подготавливать к обучению грамоте, уточнять словарь.

Обращаясь к ребенку, взрослый говорит: «Я буду называть игрушку (посуду, одежду, животных и т. д.). как только услышишь слово со звуком С, хлопни в ладоши и поймай этот звук». В следующий раз можно предложить поменяться ролями.

Игра «Исправь предложение»

Цели: формировать связную речь (правильное построение высказывания с использованием сложноподчинительных союзов и союзных слов).

Произносится «неправильное» предложение, ребенок должен его исправить.

Я взял на прогулку велосипед, потому что хочу есть.

Я взял на прогулку велосипед, потому что хочу на нем кататься.

Дети взяли книжки, чтобы раскрасить их.

Дети взяли книжки, чтобы почитать их.

Игра «Телеграф»

Цели: обучать слоговому анализу слов, подготавливать детей к обучению грамоте.

Взрослый предлагает дошкольнику поиграть в телеграф: называет слова, а ребенок отстукивает ритм слова (количество слогов). Сначала целесообразно называть простые двухсложные слова (во-да, ма-ма, ок-но, затем постепенно усложнять речевой материал (кро-вать, клум-ба). Далее учить отхлопывать трехсложные слова (ма-ши-на, ба-ра-бан) и односложные (дом, дверь) слова. После того как дошкольник сможет безошибочно отхлопывать ритм заданного слова, предлагает ему поменяться ролями.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи
Опубликовано: 14 декабря 2019 в 16:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД