Герасимова Татьяна
Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста».
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности.
Исходя из задачи, в центре внимания педагогов ДОУ должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.
Публикация «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться.
Вопросы развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста являются на сегодняшний день наиболее актуальными. Это связано в первую очередь с тем, что познавательно-исследовательская деятельность выступает как залог результативности образовательной деятельности в целом.
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативы.
Целью взаимодействия ДО с семьей является создание условий для успешного развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.
Такие формы организации общения способствуют установлению теплых неформальных отношений между педагогами и родителями и более доверительных отношений между родителями и детьми. Таким образом, возможно максимально вовлечь родителей в образовательный процесс. В результате отмечается повышение уровня компетентности родителей. Большинство родителей активно принимают участие в мероприятиях проектной деятельности, в различных конкурсах, мастер классах, понимая значимость совместной работы с детьми. Кроме того, выстроенная система работы, организующая образовательный процесс как партнерскую деятельность педагога, детей и их родителей способствует созданию эмоционально-комфорту пребывания воспитанников в ДОУ.
У детей постепенно формируется потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживается интерес, способствующий всестороннему развитию дошкольников, что ведет к успешному развитию ребенка, его адаптации в обществе.
Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы воспитателей группы с родителями воспитанников по познавательному развитию, на учебный год.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
на 2019-2020 уч. год Возрастная группа : 6-7 лет
Направление работы с детьми: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста.»
Цель работы с родителями: создание необходимых условий для развития ответственных партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области познавательного развития их детей, а так же интереса к развитию у детей поисково-познавательной активности.
Задачи работы с родителями:
1. Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
2. Информировать родителей о форме организации исследовательской работы, знакомить с исследовательскими методами обучения дошкольников.
3. Привлечь к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
4. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
Формы работы Месяц
Предшествующая первому собранию работа
1. Оформление папки – передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
2. Анкетирование родителей «О способах воспитания в семье».
3. Повышение родительской компетенции в вопросах подбора игрового материала для детей старшего возраста. Психолого– педагогическое просвещение родителей. (консультации, буклеты, памятки)
4. Познакомить родителей с ФГОС дошкольного образования, целевыми ориентирами социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка в разных образовательных областях.
Первое родительское собрание
Тема собрания: «Психофизиологические особенности детей 6-7 года жизни». сентябрь
Последующая работа
1. Организация фотовыставки «Наша жизнь в детском саду», «Дети и природа», «Мы играем».
2. Привлечь родителей к процессу пополнения развивающей среды группы, подбор игр и пособий соответственно возрасту и интересам детей. Внесение атрибутов, предметов-заместителей для игр и игровых ситуаций, конструирования.
3. Вовлечь родителей в совместную деятельность. Организовать сбор материалов и оборудования для групповой лаборатории.
Предшествующая второму собранию работа
1. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»
2. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Повышение педагогической культуры родителей
3. Практикум «Обучение родителей правилам организации игр»
4. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности» (Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.)
Второе родительское собрание
Тема собрания: «Игра- путь к познанию окружающего мира» декабрь
Последующая работа
1. Мастер-класс для родителей «Чем заняты дети?» (игротека ТРИЗ) знакомить родителей с инновационной технологией, моделями мышления ТРИЗ.
2. Привлечь родителей к пополнению игротеки уголка «Познавайкин Мир», (семейные авторские игры, пректы)
3. Консультация: «Игра или экспериментирование» «Умные игры для дома».
4. Организация детско-родительского проекта «Лучшая елочная игрушка для группы своими руками».
Предшествующая третьему собранию работа
1. Практикум по теме : «Опытно экспериментальная деятельность в жизни детей старшего дошкольного возраста».
2. Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
3. Опросник для родителей :
• Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
• Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
• Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
• Как ваш ребенок относится к книгам?
• Как часто вы читаете своему ребенку?
• Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
• Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.
4. «Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
5. Подготовка с детьми открытого мероприятия по познавательному развитию «Мы-исследователи» (демонстрация опытов и экспериментов «Вода вокруг нас», «Воздух-невидимка»
Третье родительское собрание
Тема собрания: «Как поддерживать познавательную активность ребёнка» февраль
Последующая работа
1. Семинар – практикум «Роль семьи в развитии познавательного интереса дошкольников»
2. Подборка и рекомендации родителям литературных и интернет-источников для организации проектной, исследовательской деятельности с детьми. («Метод трёх вопрсов»)
3. Изготовление коллекций «Виды бумаги», «Виды ткани», «Зелёная аптека», «Семена», коллекция камней, ракушек. И т. п.
4. «Конверт «Дружеских вопросов» (Повысить интерес родителей к развитию у детей поисково-познавательной активности. Просветить родителей о многообразии опытов и экспериментов с явлениями неживой природы, которые можно провести в домашних условиях).
Предшествующая четвертому собранию работа
1. Провести совместный тренинг «воспитатель-ребенок - родители», обобщить итоги проведенной работы, продолжать развивать интерес родителей к развитию познавательной активности в исследовательской деятельности
2. Фотовыставка «Наши успехи». Показать результаты деятельности детей.
3.. Презентация «Занимательные опыты на кухне» Представление совместной опытно-исследовательской деятельности с детьми.
4. Организация выставки, детских, детско-родительских проектов по экологиии, моделей «конструкторского «БЮРО» на тему «Транспорт», «Космос» и т. п.
Четвертое родительское собрание
Тема итогового собрания: «О наших успехах и достижениях». (компьютерная презентация о деятельности детей в течении года, анализ образовательной деятельности) май
Последующая работа
1. Консультация для родителей «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета».
2. Творческий детско-родительский проект «Чем пахнут ремёсла. Профессия исследователь».
3. Итоговое мероприятие-развлечение «Праздник Почемучек» (развивать положительные эмоции, способствующие налаживанию межличностных отношений, создать хорошее настроение и способствовать сплочённости коллектива)