Папки-передвижки

Роль современных технологий в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Алексеева Юлия
Роль современных технологий в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

Слайд №2

Система сенсорного воспитания на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех инновационных процессов, которые в нее внедряются.

Сегодня в сфере дошкольного образования внедряются инновации различного характера. Мне, как педагогу очень важно ориентироваться в пространстве новых педагогических идей.

Публикация «Роль современных технологий в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Поскольку жизнь не стоит на месте и постоянно развивается, то непременным условием является использование как традиционных, так и нетрадиционно-инновационных приемов, методов и технологий сенсорного развития.

Слайд №3

К числу современных образовательных технологий относятся :

Технология информационного обучения;

Технология проблемного обучения;

Технология проектного обучения;

Технология игрового обучения;

• Здоровьесберегающие образовательные технологии;

Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач;

• Личностно-ориентированные технологии.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, среди огромного количества современных технологий подробнее хочу остановиться именно на игровых технологиях.

Слайд №4

Как говорил когда-то Макаренко: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков он в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Объясняю родителям важность игры, считаю её первым шагом социализации ребёнка в обществе. Тщательно продумываю игровое пространство (оно должно быть безопасным, обеспечиваю наличие соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Веду последовательную деятельность по отбору, разработке и подготовке игр.

Слайд №5,6

В своей работе часто использую элементы метода куклотерапии.

При ознакомление детей с сенсорными эталонами, например, использую игровой персонаж – мальчика Петрушку. Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов: «Покажи Петрушке нужный цвет», «Расскажи о геометрических фигурах», «Помоги подобрать домики для матрёшек» и т. д.

Слайд №7

Наибольшей популярностью в моей группе пользуются перчаточные и пальчиковые куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции, постепенно ослабляют нервное напряжение у детей.

Кукла на моей руке, является для ребенка собеседником, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает малыша стать активным исследователем. Ведь кукла может рассказать, показать, просить помощи, похвалить, помочь и т. п. «Покажи зайке, как подобрать окошки для домиков по цвету», «Научи мышонкаправильно собирать пирамидку», «Помоги кукле Маше правильно зашнуровать ботинки». И т. д. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, игровым кукольным персонажем и с окружающим миром. На протяжении нескольких лет работы с детьми младшего дошкольного возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что при таком способе знакомства с сенсорными эталонами, дети обычно справляются с задачами хорошо. С детьми, которые испытывают некоторые затруднения, провожу индивидуальную работу. В ней мне тоже часто помогают куклы.

Слайд №8

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью такого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

- лепка из глины, пластилина, теста: «Матрёшка», «Лесенка для мишки», Улитка» «Миска для котёнка»;

- рисование пальцами, ладошкой, не до конца раскрытым кулачком, кусочком ваты, бумажной «кисточкой», скомканной бумагой, «Пучком» ватных палочек: «Мы рисуем радугу», «Гроздь винограда», «Цветущее дерево» и т. д. ;

- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

- собирание пазлов, картинок из кубиков и т. д.

Слайд №9

В свободной деятельности включаю такие игры, как: «Овощной магазин», где дети не просто разглядывают имеющиеся в магазине овощи, но и ощупывают их, производят с ними различные действия: «собери в корзинку только округлые овощи», «Расставь овощи на полке от меньшего к большему», «Упакуй в пакет только овощи красного цвета».

«Ресторан», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Кукла- модница», где дети подбирают цвет одежды, учатся завязывать шнурки на ботинках или завязки на шапочке.

Дети в моей группе очень любят игры-липучки «Найди пару», «Собери пирамидку от большего к меньшему», «Подбери по форме», а так же игры – шнуровки «Одень куклу Олю», «Лошадка» (где нужно не просто собрать изображение, но и правильно зашнуровать его, чтобы оно не распалось.

Слайд №10

С недавнего времени начала использовать также интерактивные игры для детей младшего дошкольного возраста, такие, как: «Кто что ест?», «Подбери посуду для обеда», «Какие животные живут в теремке?», «Собери в корзинку только красные ягоды», «Кому, что нужно для работы?» и т. п.

Пользуюсь в своей работе так же элементами техники «Бусоград», авторской методики Майи Ивановны Родиной, где на вощёный длинный шнурок нужно одевать пластиковые бусины «Собери бусы», причём сначала дети просто нанизывают бусины, а потом я предлагаю усложнение этой игры «Собери бусы только из бусин – звёздочек», «Собери украшение только из жёлтых бусин», а затем «Собери бусы, чтобы в них чередовались круглые, овальные бусины и бусины сердечки». Теперь дети сами охотно придумывают новые правила для данной игры и соревнуются друг с другом на скорость.

Слайд №11

В группе собран материал на развитие тактильных ощущений, так называемые «Сенсорные коробки»

Сенсорные коробки - это дидактическое пособие для сенсорного развития детей, ёмкость, которого наполнена всякого рода тактильным материалом. Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть во что угодно и которая одновременно подходит детям разных возрастов.

В качестве наполнителей сенсорных коробок использую разнообразные материалы: всевозможные крупы, макароны, мука, природный материал: камешки, ракушки, шишки, плоды каштана, мелкие игрушки и многое другое.

Так же сенсорные коробки использую в Хромотерапии. В этом случае, и коробку и наполнитель подбираю одного определённого цвета. Часто использую сенсорные коробки, наполненные разными предметами из одного и того же материала (например,- из резины или пластика, или состоящие из одинаковых по форме предметов, но сделанных из разных материалов (мячи из пластика, резины, ткани, фетра, связанные из мягкой пряжи или обмотанные грубой нитью).

Так же наполнение коробок объединяю одной определённой темой (например – «Ферма» : животные фермы, муляжи фруктов и овощей, транспорт, фигурки людей – фермеров и т. д., или объединёнными другими общими свойствами (например, - все круглые, все прозрачные, или все притягиваются к магниту).

Слайд №12

Какие инструменты я использую для игрс сенсорными коробками? Всё очень просто:

• лопатки, ложки, половник, шумовку;

• пластиковые стаканчики, ведёрки, упаковки от яиц;

• форму для кексов, ложку или палочки для мороженого;

• воронку, сито;

• щипцы, пинцет;

• игрушечные совки, грабельки, лейки;

• игрушечную посуду и т. д.

Главным назначение таких игр считаю- возможность трогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри сенсорной коробки, обучая и развивая. Коробка не только развивает сенсорные способности ребёнка, она развивается вместе с ребёнком. Её наполнее постепенно делаю всё более и более разнообразным, расширяю список манипуляций с предметами от простого рассматривания и ощупывания к опытам и эксперементированию. Всё чаще ребёнок самостоятельно экспериментирует с содержимым. Такие игры стимулируют развитие познавательных процессов, обогащают сенсорный опыт младших дошкольников и способствуют развитию мелкой моторики.

Всегда придерживаюсь главного принципа сенсорных коробок – не даю ребёнку всё и сразу, потому что очень легко растеряться от обилия деталей в игре. Показываю, во что и как можно играть, обсуждаю разные тактильные ощущения. Ведь часто так мало нужно, чтобы по-настоящему заинтересовать ребёнка!

Слайд №13

В нашем детском саду есть сенсорная комната. Часто играем в ней с детьми.

Сенсорная комната –это специально организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обаняние.

Она оказывает самое сильное воздействие на процесс сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Работу в сенсорной комнате провжу как с группой детей, так и индивидуально.

Сенсорную комнату использую не только и не столько для оказания успокаивающего и расслабляющего воздействия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта.

Слайд №14

Эффект такой комнаты можно объединить в группы, в зависимости от рецепторов, на которые она воздействует:

• Светотерапия и цветотерапия «Свет и цвет» (релаксация с помощью цвета и света);

• Звукотерапия «Звуки природы», «Музыка моего настроения» (релаксация с помощью музыки и звуков);

• Аромотерапия «Волшебнаяаромолампа» (воздействие запахов на психологическое состояние человека);

• Тактильные и двигательные ощущения (занятия в сухом бассейне, песочная терапия, су-ждок терапия; дидактические игры типа:«Узнай наощупь», «Узнай предмет по описанию», «Опиши, я угадаю».)

В нашем детском саду сенсорная комната условно делится на 2 зоны: тёмную и светлую. Тёмная зона сенсорной комнаты помогает расслабиться, снять напряжение и способствует релаксации ( Здесь я использую: упражнения в сухом бассейне, звуки воды, отражения зеркального шара, приятная музыка). В активной светлой зоне планирую выполнение упражнений: «Запомни и сделай так же», «Опиши на ощупь», «Узнай предмет по описанию и найди его в комнате». Именно здесь провожу игровые упражнения с пузырьковой колонной «Поймай пузырьки», сенсорными дорожками «Пройди – не упади», столами для рисования песком «Обведи фигуру», «Нарисуй солнышко» или фиброоптическими светящимися волокнами «Косички», «Сухой душ».

Весёлые игровые задания развивают у моих воспитанников : память, речь, способствуют сенсорному развитию, развитию творческих способностей, наблюдательности, концентрации внимания и улучшают настроение.

Слайд №15

Такая комната имеет широкий спектр показаний к занятиям:

• неврозоподобные состояния;

• адаптационные расстройства;

• нарушения в эмоциональной сфере (замкнутость, страхи, волнение);

• Стресс, психоэмоциональное напряжение;

• мышечное напряжение;

• нарушение в сфере поведения (агрессия);

• синдром гиперактивности и дефицита внимания;

• задержка речевого и психомоторного развития;

• лёгкие формы аутизма;

• нервный тик;

• заикание и многие другие.

Считаю важным принципом – постепенное включение сенсорных ощущений, поэтому индивидуально подбираю упражнения для развития каждого из своих воспитанников.

Несомненно, сенсорная комната является уникальным изобретением и оказывает неоспоримое положительное воздействие на организм дошкольников.

Слайд №16

Ещё одной находкой в сенсорном воспитании младших дошкольников считаю Сендплей терапию.

Sеndplai терапия–это один из видов современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, помогающая в формировании чувственного познания ребёнка.

Сэндплей технологию использую для игр, как в индивидуальной, так и в групповой работе.

В игре часто используем не только песок, но и воду. Её подливаю к песку, чтобы замесить песочное тесто и лепить из него (самостоятельно или при помощи формочек). В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую различные камешки, шишки, ракушки, ветки, длинные пластиковые бусы, разноцветные шнурки и ленты, плоскостные геометрические фигуры, а так же крошечные фигурки людей, животных и сказочных существ из различных материалов. Можно использовать так же миниатюрные дома, мебель, посуду или транспорт.

Слайд №17

Песочная терапия призвана решать следующие задачи:

• способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций;

• формирует чувство комфорта и гармонии с самим собой;

• развивает творческий потенциал;

• формирует образно-логическое мышление;

• тренирует мелкую моторику рук;

• Снимает эмоциональное и мышечное напряжение и многие другие.

Слайд №18

Сэндплей технология помогает ребёнку унять слишком сильное волнение, утомление, печаль, скуку. Вместе с детьми рисуем на песке или рисуем песком: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй заборчик», «Кулачком дорисуй лепестки цветка».

Слайд №19

Выкладываем рисунки на песке с помощью цветных камешков по образцу, по схеме или по замыслу: «Выложи из камешков круг», «Выложи узор по образцу», и т. д.

Закапываем что-то в песок, или ищем в песке запрятанные «клады».

Лепим торты из песка и украшаем их разноцветными камешками, цветными макаронами, посыпаем окрашенным песком: «Используй для украшения только синий цвет», «Используй для украшения только треугольники», «Выбери подходящие формочки для большого торта и маленького пирожного».

А свечки для такого торта можно сделать при помощи ватных палочек, концы которых ребёнок может окрасить, окунув в красную гуашь. В конце концов, - можно создавать свой собственный игровой мир.

Сендплейтерапия хорошо совместима с аромотерапией и музыкотерапией. Часто использую при такой игровой деятельности музыкальное сопровождение. Это способствует достижению наилучших результатов во время проведения деятельности.

Слайд №20

Считаю основной целью игровой технологии – не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Ведь главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей;

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе не только положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов.

Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, играя, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.

Слайд №21

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль современных технологий в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2021 в 18:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД