Анастасия Петровна Лоенко
РППС как средство развития познавательного интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
Лоенко Анастасия Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 101»,
город Нижний Новгород
Публикация «РППС как средство развития познавательного интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова и словосочетания: развивающая предметно – пространственная образовательная среда, познавательный интерес, детская художественная литература.
Сегодня во всем мире актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и источнику знаний. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует вдумчивого чтения, напряжения мысли. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека - входя в жизнь в раннем детстве, литература постепенно создает круг его суждений и представлений.
Художественная литература приоткрывает ребенку основы жизни общества и природы, мира человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Важно, чтобы книга как можно раньше вошла в мир ребенка, обогатила его, сделала его интересней, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Приобщение детей к книге, чтению художественной литературы в детском саду начинается с создания предметно-развивающей образовательной среды группы. Красочно оформленный книжный уголок группы всегда привлекает интерес и внимание детей. Его цель - дать возможность каждому ребенку свободно общаться с книгой.
Для создания книжного уголка в нашей группе, мы отвели хорошо освещенное естественным светом место, которое расположено на удалении от игровой зоны. Книжный уголок имеет следующее содержание: оборудованное место для чтения и литературного творчества; разнообразие книг по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); разные типы книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); наглядно – дидактические пособия (расскажи по картинкам, альбомы с иллюстрациями к произведениям, альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей); выделены полочки «Умные книги», «Читаем сами». Имеется подбор художественной литературы, соответствующий Программе и возрастным особенностям детей. Здесь же находятся настольные и дидактические игры по знакомым произведениям. Есть папка, где представлены книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца, алгоритмы для составления рассказов. Эта папка находится в свободном доступе для каждого ребенка.
Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская книг».
Как продолжение книжного уголка оборудовали уголок уединения, где ребенок может полистать детские журналы, посмотреть любимые книги, а также обыграть эпизоды любимых произведений с помощью театра игрушек и «позвонить» по телефону. Дети часто приносят в группу свои любимые книги, в том числе, познавательного характера, ориентирующие их на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Такие книги у нас размещены в специально отведенном месте в ярком лоточке, чтобы привлекать внимание детей.
В книжном уголке дети имеют возможность не только познакомиться и пообщаться с книгами, но и поиграть - собрать пазлы, сложить картинки по литературным произведениям из кубиков, выполнить задания в лэпбуках.
Таким образом, создание развивающей предметно пространственной образовательной среды в аспекте развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста, способствует формированию интереса к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться своими впечатлениями о прочитанном, рассказывают о переживаниях, пересказывают понравившиеся сюжеты, отражают их в продуктивных видах деятельности.
Источники:
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду : /Т. Анохина //Дошкольное воспитание. — 1999. — № 5. — С. 32–34.
2. Гербова В. В., Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: — М. : «Мозаика-Синтез» 2014.
3. Новоселова С. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С. Новоселова. — М. : Просвещение, 2001.
4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений : /Н. А. Рыжова. — М. : Линка-Пресс, 2004.