Оксана Витт
«Русское народное чудо». Праздник для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47»
«Русское народное чудо»
Праздник для детей старшего возраста
Разработано:
Витт О. А.
музыкальным руководителем
1 квалификационной категории
Пермский край
г. Березники, 2014 г.
Публикация «„Русское народное чудо“, Праздник для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2014
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о быте и традициях русского народа.
2. Учить понимать красоту и ценность русского фольклора.
3. Активизировать познавательный интерес, внимание, память детей, развивать связную речь.
4. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
5. Создавать радостное настроение.
Оборудование: шапочка Ворона, шишка, коврики, скакалка, синтезатор, музыкальный центр, красные нитки.
Муз. репертуар: Игры «Ворон»
«Леший»
«Удочка»
«Змея»
Песни «Пошла млада за водой»
«На зелёном лугу»
Действующие лица: Ведущий, Кикимора, Бомка, Лихо Одноглазое – взрослые.
Ход:
Вед. : Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Я рада приветствовать вас!
Как много светлых улыбок
Я вижу на лицах сейчас.
Сегодня праздник нас собрал :
Не ярмарка, не карнавал!
Июльский летний день в году
Не отдаст детей в беду.
Предлагаю поиграть, будем Ворона выбирать.
«Ворон» русская народная игра
В конце игры Кикимора из-за угла кидает в детей шишкой
Вед. : Ой! Что это такое? Кто в нас решил шишками покидаться?
Входит Кикимора
Кикимора: Я – Кикимора - крохотная старушка небольшого роста.
Вед. : Ребята, Кикимора одевается в рвань и лохмотья. Ходит с распущенными волосами. Может обитать в хлеву, во дворе, на чердаке и за печкой.
Кикимора: Я редко показываюсь людям. Оставаясь, невидимой даю о себе знать шумом и различными проделками. Топаю, стучу, могу посудой погреметь, а то и побить её.
Вед. : Так ты пришла нам мешать?
Кикимора: Нет, я пришла к вам поиграть! Есть у меня игра одна, Леший научил меня.
«Леший» русская народная игра игра
На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Леший идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за лешим. И так леший может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только леший говорит: «Внимание, охотники», звери и леший стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.
Кикимора: Никого я не поймала. Пойду в лес дремучий, может там кого и встречу.
Уходит
Вед. : Ну, а мы гулять пойдём, хоровод заведём.
Хоровод «Пошла млада за водой»
Входит Бомка
Вед. : Ребята, посмотрите! А это кто ещё такой!
Дети: Не знаем!
Бомка: Вы что, меня не знаете? Да я же Бомка, в народной традиции – страшилище, которым пугают детей. Обитаю я в пустых постройках, в лесной глухомани, в тёмных углах, под кроватями, за печками, в шкафах.
Вед. : Это страшилище с растрёпанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью около домов и дворов, хватает и уносит детей. Ты никак явился забрать наших детей?
Бомка: Очень уж люблю непослушненьких! Они такие вкусненькие!
Вед. : Ты что, Бомка? Наши дети очень послушные и умные!
Бомка: А это я сейчас проверю! Отгадайте мои загадки.
1. Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё – беда:
Она их главная еда. (Трава)
2. Сама холодная, а людей обжигает. (Крапива)
3. Он и мачеха, и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)
4. В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)
5. Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо (василёк) .
6. Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки) .
7. То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик).
Бомка: Что ж, умненькие да разумненькие, сейчас с вами поиграю, и кто ловкий я узнаю.
«Удочка» рус. нар. игра
Все ребята становятся в круг, а Бомка в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по земле, делая круг за кругом под ногами играющих.
Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
Бомка: Убедили вы меня, оставляю вас пока!
Бомка уходит
Вед. : Что ж, веселье продолжаем, снова песню запеваем!
Песня «На зелёном лугу»
Входит Лихо Одноглазое
Вед. : Ой! А это что за чудо? И скажите вы откуда?
Л. О. : Я – Лихо Одноглазое. Название «Лихо» восходит к прилагательному «лишний», так обозначался тот, кого следовало избегать.
Вед. : В сказках Лихо действует в образе худой женщины огромного роста с одним глазом, иногда приобретающей черты великанши. Она живёт в глухой лесной чаще, куда случайно попадает герой. Вначале Лихо радушно принимает героя, но потом пытается его съесть.
Давайте сердитое Лихо рассмешим небылицами.
Л. О. : А что это такое?
Вед. : А вот послушай!
Реб. : Лошадь ела сало, а мужик овёс.
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Реб. : -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Реб. : Фома, что из леса не идёшь?
-Да медведя поймал!
-Так веди его сюда!
-Да он не идёт!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
Реб. : Сынок, сходи за водицей на речку.
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу ешь.
-Что ж, раз мать велит – надо идти!
Л. О. : Потешили вы меня. Теперь я вас потешу русской народной игрой.
«Змея» рус. нар. игра
Я змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом?
- Да, конечно же хочу!
По окончании игры «голова» ловит «хвост»
Вед. : Лихо- Однаглазое, а ребята про тебя стихотворение знают.
Реб. : Ведьма суп варить решила.
Змей сушёных покрошила,
Развела большой костёр и поставила котёл.
Между сосен и полянок собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор
Отыскала мухомор.
Для приправы – бузины, для отравы – белены,
Волчьих ягод пол-корзины и отличной свежей тины…
Супчик выше – то, что надо, целых 20 литров яда!
Л. О. : Ох и люблю же я гостей встречать и вкусным супчиком угощать.
Вед. : Да! Вот так и попадайся тебе. Да нет, лучше вовсе не встречаться с тобой в глухой лесной чаще. А то и жди чего недоброго.
Чтобы ты нас не пугала,
Добрым словом вспоминала
Предлагаем поиграть
Свою удаль показать.
Наши гости из детских садов № 10, 12 познакомят вас с русскими летними народными играми.
Дети играют
Вед. : Нечистая сила чаще всего появлялась накануне народных праздников. 2 августа - Ильин день. В традиции праздника входит : коллективные трапезы, заклание быка или барана.
Предлагаю вспомнить пословицы, вязанные с Ильиным днем:
• Илья грозы держит.
• Илья словом дождь держит и низводит.
• Илья наделяет хлебом.
С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.
Ребята, раньше в старину, чтобы защититься от злых духов, люди изготавливали обереги. Сегодня самый простой мы с вами сделаем. Нужно завязать красную шерстяную нитку на руке на семь узелков. Сам по себе красный цвет считается защитным, а в сочетании с узелками становится сильным оберегом. Завязать нужно нитку своими руками и не отрезать в конце, а оборвать или откусить лишнее.
Изготовление оберега
Мы наш праздник завершаем,
Всем добра лишь пожелаем!