Лучший педагог года

Конспект занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»

Вера Шукшина
Конспект занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»

Тема : «Семейные обычаи на Руси».

Группа : старшая.

Образовательная область: социально – коммуникативная.

Цель: Расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях.

Педагогические задачи:

Образовательные:

• Закреплять знания старинных русских имен.

• Обогатить словарный запас существительными.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

• Развивать мелкую моторику рук при изготовлении игрушек – оберегов зайчика, солнышка.

• Развивать у детей навыки связной речи.

Воспитательные:

• Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины

Форма организации совместной деятельности: совместно – совместная.

Практическая задача для детей:

Изготовление оберегов. Учить работать в группе для получения общего результата.

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;

Индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»;

Выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»;

Знакомство с техникой складывание бумаги «гармошкой»;

Знакомство детей с оберегами и их предназначением.

Оборудование:

Видеозапись с младенцем, запись русской – народной мелодии, белая и жёлтая бумага, ножницы, фломастеры, алгоритмы изготовления солнышка и зайчика.

Основные источники информации: Д и Н. Зима «Тайна имени»; On Women.ru > znachenie-imeni-mariya.html ; Славяне сайт >obereg-diya-rebenka/ .

Сценарий совместной деятельности

Этап Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанника Методы,

формы,

приёмы Прогнозируемый результат

1 Постановка детьми проблемной задачи и принятие её всеми участниками. Ребята у меня радостная новость, родилась внучка. Видеофильм с младенцем.

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Мою внучку назвали Машей

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока девочка маленькая, её все будут называть как?

А когда она вырастет, то её уже будут называть, как?

- Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

- Молодцы.

- А вы знаете, что обозначает имя Мария?

Это имя обозначает «госпожа».

А, что означают ваши имена? - Молодцы, какие у вас интересные имена!

Раньше в старину пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.

- Дети, а что такое оберег?

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.

- Существуют традиционные детские обереги для новорожденных.

- Вы знаете какие?

Это колокольчик – считалось, что звук серебряного колокольца (или их множества) отгонял злых духов от малыша; коняшка – деревянный конь - качалка (напольные маленькие качели); кукла-пеленашка – обережная кукла, которую клали всегда в постель грудному ребенку; солнышко; зайчик.

- Дети, а вы хотите тоже сделать Машеньке подарок, чтобы он оберегал её от бед?

- Я предлагаю вам объединиться в две подгруппы по цвету ваших смайликов на одежде.

Дети смотрят видеосюжет с младенцем.

Маша, Машенька. Мария Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Предположения детей.

Дети рассказывают о значении своих имён.

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед

Предположения детей. Да.

Дети объединяются и занимают места за столами.

Наглядный приём

Словесный репродуктивный

(приём общения)

Наглядный

Мотивирование детской деятельности

Настрой детей на позитивное общение во время совместной деятельности.

Дети высказывают предположения.

Дети рассказывают о своём имени

Дети рассматривают обереги на слайде и учатся любоваться красотой созданной руками человека

2 Процесс совместной деятельности: анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, и собственное решение; совместная деятельность детей и взрослых по реализации задачи. 1 подгруппа – белый смайлик.

Изготовление «Зайчика» алгоритм выполнения зайчика.

- Перед каждым лежит лист белой бумаги разного размера, и схема выполнения зайчика. Ваша задача сделать игрушку зайчика для маленькой Машеньки. Она будет оберегать ребёнка. Родители повесят или положат игрушку в кроватку или коляску.

Дети договариваются между собой, кто какую часть туловища будет складывать (способом «гармошка», а затем соединяют между собой, дорисовывают глазки, нос, рот.

2 подгруппа – жёлтый смайлик.

«Солнышко».

- Перед каждым лежит лист жёлтой бумаги и алгоритм выполнения солнышка. Ваша задача сделать солнышко для маленькой Машеньки. Оно будет оберегать ребёнка. Родители повесят или положат солнышко в кроватку или коляску.

Дети работают за столами, выполняют практическое занятие. Воспитатель следит за осанкой, даёт словесную инструкцию.

Дети договариваются между собой, кто будет вырезать круг – лицо солнышко, а остальные лучики (складывают бумагу в виде «гармошки», а затем по очереди приклеивают к кругу.

Дети по алгоритму изготавливают обереги для младенца.

Словесный метод.

Продуктивный метод

Ситуация выбора

Погружение в творческий процесс

Творческий процесс

В процессе совместной деятельности, дети договариваются о дальнейших действиях в изготовлении оберега

3 Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка. - Какой подарок делала ваша группа?

- А ваша группа?

- Получились у нас подарки - обереги для Маши?

А теперь давайте подарим Машеньке наши подарки - обереги и пусть каждый пожелает ей что-нибудь хорошее.

- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

-Зайчика.

- Солнышко. Ответы детей.

- Никогда не болей, будь здорова.

- Расти крепкой да умной.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добра, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Словесный метод

Наглядный метод

Актуализация чувств ребенка

Оценочный метод Дети рассказывают, какие обереги делали они для младенца и оценивают свой результат

Дети говорят пожелания Машеньки

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Серпухов — частица малая Руси» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Серпухов – частица малая Руси» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Игры и забавы на Руси» Цель образовательной деятельности: Знакомство детей с обычаями и традициями на Руси через игры и забавы в зимнее время года. Образовательные.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Планирование в средне-старшей группе на неделю «Семья и семейные ценности» ТЕМА: «Семья и семейные ценности» (05.11.2019 – 08.11.2019г.) ЦЕЛЬ: расширять представление детей о семье и родственных связях; вызвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 14 января 2020 в 11:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД