Людмила Тарбаева
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Проблема сенсорного воспитания в дошкольной педагогике, занимает одно из самых центральных мест, на всех этапах её развития. Ребёнок сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. На каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль.
У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность позволили определить тему исследования: «Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
Цель исследования: рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей младшего возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей младшего возраста,
2) определить содержание и методы сенсорного воспитания детей младшего возраста,
3) привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей младшего возраста,
4) изучить психолого-педагогические исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста; 5) изучить уровень и показатели сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и другое. Восприятие - является более сложным познавательным процессом, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается, действует. У детей в раннем возрасте формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
С целью изучения воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста проводилось исследование в СП д/сад «Ладушки». Период проведения с октября 2021г. по апрель 2022г. В исследовании принимали участие дети от 3 до 4 лет в количестве 10 человек.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего возраста была взята методика Венгер Л. А., методика Стребелевой Е. А. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнении, направленных на последовательное развитие у детеи восприятия цвета, формы и величины предметов.
Образовательная деятельность с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащённом необходимым оборудованием, позволяющем проводить дидактические игры на развитие всех сенсорных способностей. Развитию сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества взаимопонимания.
Я предполагаю, что при активном использовании дидактических игр и упражнений, результаты станут лучше.
Основываясь на результатах диагностики, показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития детей, и большое количество детей с низким уровнем развития, в экспериментальной группе детей, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей младшего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов
Сенсорное развитие осуществляла, не только с дидактическими играми, так и в ходе режимных моментов.
Например, в утренние часы, проводила индивидуальную работу, предлагала детям дидактический материал для игр: «Занимательная коробка», «Большой - маленький», «Разложи по цвету», игры с матрёшкой (разобрать матрёшку и сделать хоровод больших матрёшек на одной лужайке, а маленьких на другой).
На родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету: "Сенсорное воспитание ребенка". После анализа анкетных данных родителям на собрании была дана консультация по развитию сенсорных способностей детей младшего возраста. В процессе практического исследования мы убедились, что дидактические игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя признаки предметов. В результате использования дидактических игр сенсорного характера было замечено, что многие малыши научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.
В ходе контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы младшего возраста о цвете, форме, величине благодаря использованию специально подобранных дидактических игр.
Так же мной было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – на занятиях со строительным материалом, в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
Задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Таким образом, наша цель достигнута, все поставленные задачи решены.