Приложение МААМ

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Людмила Тарбаева
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Проблема сенсорного воспитания в дошкольной педагогике, занимает одно из самых центральных мест, на всех этапах её развития. Ребёнок сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. На каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль.

У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность позволили определить тему исследования: «Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Цель исследования: рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей младшего возраста.

Задачи исследования:

1) рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей младшего возраста,

2) определить содержание и методы сенсорного воспитания детей младшего возраста,

3) привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей младшего возраста,

4) изучить психолого-педагогические исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста; 5) изучить уровень и показатели сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и другое. Восприятие - является более сложным познавательным процессом, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается, действует. У детей в раннем возрасте формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

С целью изучения воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста проводилось исследование в СП д/сад «Ладушки». Период проведения с октября 2021г. по апрель 2022г. В исследовании принимали участие дети от 3 до 4 лет в количестве 10 человек.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего возраста была взята методика Венгер Л. А., методика Стребелевой Е. А. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнении, направленных на последовательное развитие у детеи восприятия цвета, формы и величины предметов.

Образовательная деятельность с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащённом необходимым оборудованием, позволяющем проводить дидактические игры на развитие всех сенсорных способностей. Развитию сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества взаимопонимания.

Я предполагаю, что при активном использовании дидактических игр и упражнений, результаты станут лучше.

Основываясь на результатах диагностики, показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития детей, и большое количество детей с низким уровнем развития, в экспериментальной группе детей, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей младшего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов

Сенсорное развитие осуществляла, не только с дидактическими играми, так и в ходе режимных моментов.

Например, в утренние часы, проводила индивидуальную работу, предлагала детям дидактический материал для игр: «Занимательная коробка», «Большой - маленький», «Разложи по цвету», игры с матрёшкой (разобрать матрёшку и сделать хоровод больших матрёшек на одной лужайке, а маленьких на другой).

На родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету: "Сенсорное воспитание ребенка". После анализа анкетных данных родителям на собрании была дана консультация по развитию сенсорных способностей детей младшего возраста. В процессе практического исследования мы убедились, что дидактические игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя признаки предметов. В результате использования дидактических игр сенсорного характера было замечено, что многие малыши научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.

В ходе контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы младшего возраста о цвете, форме, величине благодаря использованию специально подобранных дидактических игр.

Так же мной было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – на занятиях со строительным материалом, в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Таким образом, наша цель достигнута, все поставленные задачи решены.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Сенсорный куб»Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Сенсорный куб» Цель: Развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Задачи: • развивать у детей сенсорные способности.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 17:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тарбаева (УИ 3385897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД