Анна Агуреева
Опыт работы «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста посредством ознакомления с цветом»
▼ Скачать + Заказать документы
"Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста посредством ознакомления с цветом"
Внимание педагогов, психологов, физиологов во всем мире обращено к
проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен. С психолого- педагогической точки зрения ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие.
Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста посредством ознакомления с цветом“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Научные труды Н. М. Щелованова, Н. М. Аскариной, Д. Е. Эльконина, Л. С. Выготского, Э. Г. Пилюгиной, С. Н. Теплюк и др. помогли открыть огромные потенциальные возможности развития детей, доказали большое значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка.
В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное развитие сенсорики.
Проанализировав умение детей различать цвета : на 1г 9мес – 2 года – дети должны подбирать по образцу и слову взрослого предметы схожие по цвету. Здесь очень важно, чтобы задание было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано и целесообразно, например подобрать одного цвета парные предметы (варежки, носочки, ботинки) отличая их от других, имеющих иной цвет (к красным носочкам подбирают красные ботинки, отличая их от синих, желтых и т. д.) Я поняла, что данная проблема в моей группе существует. Чтобы работа проходила в системе разработала перспективный план, включая в него дидактические игры и упражнения. Проработала вопрос предметно – развивающей среды, привлекла родителей, которые были отзывчивы на просьбы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Они приносили интересную детскую литературу, а также игры. Тем самым вносили элементы нового и пока еще неизвестного в игровую деятельность детей.
Учитывая разную степень подготовки детей, начинала с того, что учила детей находить предмет по образцу, или по такому же предмету. Например, с помощью дидактической игры «Разложи предметы по цвету», используя синий и красный цвета. Игры с грибочками с целью закреплять умение группировать грибочки по цвету (красный, синий). Затем работала над запоминанием одного цвета (например, красного, а все остальные обозначала словом «другой». Ставила на одинаковом расстоянии перед ребенком две пластмассовые машинки, различающихся только цветом : красного и желтого. Показывала на машинку красного цвета : «Это красная машинка. Где красная? Возьми красную машинку». Хвалю действия ребенка. Аналогично провожу упражнения с другими игрушками (одна из которых – красная). Родителей прошу, чтобы дома, в гостях, на прогулке обращали внимание ребенка на предметы красного цвета : «это красная кофта», «наденем красные штанишки», «покатился красный мяч» и т. д. Чтобы закрепить полученный навык, необходимо многократное повторение на разных парах игрушек или предметов. Это относится к тем детям, которые выделяют красный цвет уже на первом занятии. К следующему цвету можно перейти лишь после того, как малыш будет безошибочно находить красные предметы среди других, причем не только одного, но и разных видов (например, красный зайчик и синий волк). Далее, на занятиях упражняла детей в различении красного и синего цвета, потом был проведен ряд занятий с изменением цветов, их увеличением, изменением используемого материала («Прокати шарики с лоточками», «Кружочки по местам!», игры с цветными палочками и др.) В повседневной жизни обращала внимание на цвет одежды, цвет предметов в групповой комнате, не забывала о цвете и на прогулках. Убедившись, что большинство ребят может узнавать цвет по образцу и действовать с ним, мы перешли к более сложному приему – показу предмета с названием цвета. Знакомила (а с некоторыми просто закрепляла) детей с названием цвета в следующем порядке : красный – синий, синий – желтый, желтый – зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои маленькие воспитанники могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету). Постепенно дети стали сначала узнавать цвет, затем называть его и только потом соотносить с группой таких же по цвету предметов. Следующим этапом было: знакомство детей с синим цветом, затем желтым, зеленым. Все эти игры повторялись и вне занятий, давались словесные указания : «В синюю коробку положи синие шарики, в желтую – желтые». Но уже без показа образца. К трем годам дети в основном усвоили названия 4-х основных цвета. На закрепление материала использую игры и упражнения с детьми на определения и называния цвета. Игра «Заборчик» на выявление умения чередовать предметы по цвету в определенной последовательности. Перед ребенком выкладываются в ряд цветные палочки в определенной последовательности (8 палочек красного цвета и 8 палочек синего цвета). Нужно «построить» заборчик в следующей последовательности называя цвета : красный – синий – красный – синий. А затем предложить ребенку самостоятельно продолжить работу - заборчик. Игра «Подбери по цвету» на выявление восприятия цвета и умения называть основные цвета. Предлагаю детям картинки с изображением животных: кошка в синем шарфике, собачка – зеленом, мышка – красном, зайчик – желтом.
Затем предлагаю выбрать для каждого персонажа машинку соответствующего цвета шарфика и назвать цвета. При беседах с родителями рекомендовала им в повседневной жизни обращать внимание ребенка на такой признак предмета, как его цвет; в разговорах и беседах закреплять уже известные цвета, обращать внимание на новые; при совместном рассматривание книг подробнее останавливать взгляд малыша на предмете, цвет которого у него «западает», несколько раз повторить название цвета – но главное, чтобы это доставляло ребенку радость, а не стало для него обузой.
В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате воспитательно-образовательной работы с использованием дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.