Папки-передвижки

Системный подход в работе с кадрами как необходимое условие внедрения ФГОС до

Татаренко Ирина
Системный подход в работе с кадрами как необходимое условие внедрения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях модификаций, происходящих в настоящее время в системе дошкольного образования, встала необходимость разработки и изменения системы оценки качества дошкольного образования. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Публикация «Системный подход в работе с кадрами как необходимое условие внедрения ФГОС до» размещена в разделах

Актуальность изменений доказана и тем, что оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении представляет собой один из инструментов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

В связи с этим вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций актуальны сегодня как никогда. ФГОС ДО и профессиональный стандарт педагога в качестве основного требования, предъявляемого к профессиональной деятельности педагога, выдвигает умение организовать детские виды деятельности в режиме дня ребенка. Организация детских видов деятельности имеет одну, но очень важную задачу – организовать ее так, чтобы ребенок не остался безучастным исполнителем этой деятельности, а был активным субъектом собственной деятельности. Примерные образовательные программы дошкольного образования предлагают сегодня варианты и формы организации детской деятельности. В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательная организация выбирает и с учетом выбранной Примерной образовательной программы дошкольного образования реализует содержание и формы педагогической работы с детьми. Многообразие форм организации педагогического процесса и вариативность содержания дошкольного образования, является основным направлением реализации ФГОС ДО.

Очевидна необходимость приведения в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения. Следует понимать и принимать необходимость разработки локальных актов учреждения, уточнения должностных инструкций сотрудников. На основе учета особенностей своего дошкольного образовательного учреждения, возможностей педагогического коллектива, запросов и возможностей родителей продумать алгоритм разработки образовательной программы дошкольного образования [3].

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняются методы работы с кадрами, характер которых зависит от степени профессиональной зрелости, творческой направленности, сплоченного коллектива. Сейчас стоит важная задача организовать методическое сопровождение деятельности педагогов, оказать им практически значимую помощь в реализации федеральных государственных стандартов.

Качество подготовки современного педагога оценивается через такие показатели как компетентность, самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны [1].

Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС ДО, для этого необходимо провести анализ кадровых условий.

Педагогический состав нашего учреждения достаточно молодой, высокообразованный и одновременно перспективный. Укомплектованность штата педагогическими работниками – 100%, высшее образование имеют 84% педагога, 21% высшую квалификационную категорию. Доля педагогов, прошедших курсовую подготовку по изучению ФГОС ДО составила 80%.

Приступая к анализу кадровых условий, нами было проведено анкетирование педагогических кадров, направленное на изучение особенностей профессионально-педагогической деятельности воспитателей ДОУ, на котором изучались особенности профессиональной компетентности воспитателей детского сада, выявлялись трудности и проблемы, встречающиеся в их профессиональной деятельности.

Исходя из анализа полученных данных, можно сделать вывод, что педагоги имеют проблемы и вопросы по реализации ФГОС ДО, нуждаются в курсовой подготовке и проведении методических мероприятий по вопросам реализации ФГОС.

Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГОС.

Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки маршрутной карты педагогической деятельности – системы последовательных мер по их подготовке.

Маршрутная карта направлена на:

• Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС в ДОО.

• Формирование новых ценностно-смысловых установок и эффективной мотивации участников образовательного процесса ДОУ к внедрению ФГОС

• Направление педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения более высоких квалификационных категорий.

• Организация профессионального общения педагогов через Интернет, участие в работе видеоконференций, сетевых сообществах, действующих при кафедре дошкольного образования, сети районных и городских методических мероприятий.

Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

Маршрутная карта поможет педагогам: глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования; овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход; проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС ДО в МБДОУ; выбрать программы, учебно-дидактические пособия; расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

Исходя из представленных целей, задач и направлений методической работы в ОО по введению ФГОС можно определить и формы методической работы.

На сегодняшний момент следует говорить о тех формах, которые способствуют эффективности и результативности освоения ФГОС ДО [4] :

1. Репродуктивные: практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары – практикумы, тренинги.

2. Эвристические: проблемные семинары, проблемно-проектные семинары, организационно – деятельные игры.

3. Эвристико – продуктивные: фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок.

4. Продуктивные: научные конференции, теоретические семинары, единый методический день и др.

Предложенные формы и методы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы общества, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога.

Итак, можно с уверенностью сказать, что педагог – ключевая фигура реформирования образования, при этом он должен обладать следующими качествами [2] :

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы : культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т. д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными, необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др., дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это стандарт деятельности не только одного педагога, это стандарт деятельности всего педагогического коллектива. И каждый педагог образовательной организации должен понимать, что от его профессиональной квалификации и качества выполнения трудовых функций зависит качество образования и гарантия развития каждого ребенка, что, безусловно, поможет осознать необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта, рефлексия педагогической деятельности активизирует профессиональное саморазвитие воспитателя дошкольного образовательного учреждения и позволяет определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога [3].

Новые образовательные стандарты призваны удовлетворить запросы государства, общества и семьи и мы стремимся эти запросы удовлетворять.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». Принято Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрено Советом Федерации 26 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149753/

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России №544н от 18

октября 2013 г.

3. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2009. – Режим доступа: https://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=184

4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: комплексный подход [Текст] : учебное пособие. – М. : Моск. психол. -соц. ин-т, 2005. – 132 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие. – Ростов н/Д. :Феникс, 1997. – 480 с.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

«Жить, чтобы быть человеком». Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса МБОУ «Гаспринская средняя школа №1» Программа курса «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Системный подход в работе с кадрами как необходимое условие внедрения ФГОС до
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 15:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системный подход в работе с кадрами как необходимое условие внедрения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Татаренко Ирина (УИ 1310374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД