Папки-передвижки

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников

Комарь Анастасия
Сказка как средство экологического воспитания дошкольников

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место я уделяю экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Публикация «Сказка как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.

Поэтому целью моей работы с детьми 5-6 лет в этом направление стало:

- формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;

- сопереживание живому организму.

Мною были поставлены следующие задачи:

- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать чувство эмпатии к объектам природы;

- посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;

- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5-6 лет;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Ожидаемый результат:

- эмоциональное восприятие окружающего природного мира;

- освоение экологических норм поведения в природе.

Методика работы со сказкой :

I этап – детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

II этап – дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения.

III этап – овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одной из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации.

IV этап – использование детьми полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности.

Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною был составлен список экологических сказок, которые смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.

При составлении списка сказок я провела их тщательный отбор, связанный с их содержанием, потому что для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, способствующих стать отправной точкой для обсуждения и возможностью ребенка высказать и обосновать свое мнение.

При подборе сказочных произведений мной учитывались:

• возрастные особенности детей;

• имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;

• имеющийся у детей литературный опыт;

• тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок экологического содержания;

• художественная ценность сказочных произведений с экологических позиций.

После подбора экологических сказок первым этапом было составление цикла наблюдений в природе в зависимости от сезона (дары природы, комнатные растения, домашние и дикие животные, живая и неживая природа, птицы). Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию экологического содержания сказки.

Во время наблюдений я решала конкретные задачи:

- способствовать развитию чувственного восприятия природы, эмоционального отношения к ней;

- обеспечить формирование представлений об особенностях жизни, роста и развития обитателей различных экологических систем; о зависимости их существования от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ;

- побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;

- выполнять трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

При взаимодействии с детьми в процессе наблюдения стремилась:

- заинтересовать детей природным объектом;

- организовать восприятие объекта при получении согласия детей;

- дать детям возможность удовлетворить возникшее любопытство;

- проявить заинтересованное отношение к высказываниям детей по поводу увиденного;

- выразить свое собственное простое и искреннее отношение к объекту;

- отметить общее эмоциональное и индивидуальные проявления детей;

использовать в процессе наблюдения общение с другими детьми и взрослыми.

Наряду с организацией наблюдений, можно использовать другие формы работы, способствующие накоплению детьми эмоционально-чувственного опыта общения с обитателями экологической системы.

Среди них : рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т. п., просмотр кино- и видеофильмов, дидактические игры, речевые логические задачи, труд в природе, рисование, лепка, аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений.

II этап

Знакомство со сказкой

Задачи:

- подводить детей к пониманию экологического содержания сказки, опираясь на непосредственный эмоционально-чувственный опыт, приобретенный в процессе наблюдения за объектами природы, с которыми дети встречаются в сказке;

- способствовать развитию у детей интереса и чуткости к образному языку сказки;

- обеспечить расширения знаний о художественном слове, его эмоциональной окраске;

- способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;

- поощрять желание детей вживаться в образ, передавать его эмоционально и выразительно.

Читая детям сказку выразительно и эмоционально (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности).

Проводила беседу по заранее подготовленным вопросам экологического содержания, направленным на уточнение последовательности событий и понимание содержания сказки.

В ходе работы со сказкой наблюдала за характером поведения эмоциональных проявлений детей, отмечала их заинтересованность сказкой.

Во время беседы постоянно обращалась к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

III этап

Путешествие по сказке

Задачи:

- побуждать детей к видоизменению экологического содержания сказки;

- поощрять позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение экологических проблем;

- поощрять умение внимательно выслушивать ответы товарищей, давать оценку с экологических позиций.

Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении экологической проблемы или принятие на себя одного из сказочных образов («Жучок Саша»). Использовала различные приемы: речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла.

Придуманные детьми вместе со взрослыми сказки включала в различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструкторскую, театрализованную и др.

IV этап

Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок экологического содержания

Задачи:

- способствовать развитию у детей интереса к творческому рассказыванию, желания фантазировать и сочинять сказки о природе;

- побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок о природе;

- побуждать к развитию продуктивности творческого рассказывания сказок экологического содержания, умения создавать несколько вариантов сочинения на одну тему.

Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю работу в данном направлении.

Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений! В этом будет и частица моей заслуги…

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 15 июня 2022 в 18:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД