Лучший педагог года

Сказкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Герасименко Людмила
Сказкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

СПб ГБУСОН центр социальной реабилитации

инвалидов и детей-инвалидов Калининского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Сказкотерапия» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

г. Санкт-Петербург, 2022 г.

Автор-составитель: Г. Н. Герасименко, педагог-психолог

В данном методическом пособии представлены конспекты по сказкотерапии для коррекционной работы с детьми ОВЗ. Конспекты по сказкотерапии направлены на решение основный психологических проблем детей. В частности, по работе с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также на осознание своих проблем.

Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В пособии представлены конспекты занятий, сказки, психгимнастика, пальчиковые игры.

Материалы пособия адресованы педагогам-психологам для применения в коррекционной работе.

Занятие психолога по сказкотерапии : «Королева Капризуля»

Цель и задачи:

- психокоррекция импульсивности;

- способствовать развитию такой черты, как готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых;

- создание благоприятной атмосферы в группе.

Ход занятия:

Психолог:

- Здравствуйте, дорогие дети. Соскучились по играм и сказками? Поиграем?

1. Игра «Веселый мячик»

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Задача: дети становятся в круг и под музыку начинают передавать друг другу мячик, говоря:

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот. (приседает, прыгает и т. д.).

Сказкотерапия.

Сказка «Королева Капризуля»

Цель: раскрыть детям значение понятия «капризуля», способствовать формированию у детей готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых.

Психолог предлагает детям послушать сказку :

«Эта история случилась в магазине игрушек. Поздно вечером, когда свет был выключен, двери закрыты, а все продавцы пошли домой.

- Ох-хо-хо, - вздохнул Мишка, слезая с полки - все бока себе отлежал.

- Вечно он недоволен, - сказала кукла Настя.

- Вам, куклам, не понять, как трудно стоять целый день и не двигаться. Ведь вас постоянно покупатели берут в руки, заводят, чтобы посмотреть, как вы ходите и что умеете говорить.

- На нас уже не обращают внимание с тех пор как в магазин привезли ее, - сказала кукла Настя и кивнула головой на самую красивую куклу.

- Меня зовут Кэтрин, ее величество Кэтрин, - сказала красивая кукла.

- Где машина? Пусть отвезет меня в отдел одежды, посмотрю, что там новенького привезли.

- Никуда я тебя не повезу, - сказала Машина – я такая же игрушка, как и ты, не смей мне приказывать.

Кэтрин начала топать ногами и кричать, а к Машинке подошел Солдатик, который был влюблен в Кэтрин и стал просить, чтобы Машина не возражала Кэтрин. Он пообещал Машинке, что помоет и почистит ее, только пусть она отвезет королеву в отдел одежды. Машинка согласилась, Кэтрин села в нее и поехала.

- И что он в ней нашел, она же обычная кукла, только одета лучше нас и на голове - корона, - вздохнула кукла Маша.

- Не переживайте, мне вы больше нравитесь, - сказал Медвежонок.

- И мне, - сказал Бегемотик.

- А меня возмущает, что эта капризуля командует нами. - воскликнул Робот.

Слова Робота услышала Кэтрин, которая как раз вернулась из отдела одежды.

- Что? Бунт? Солдат, немедленно закрой Робота в коробке, - распорядилась Кэтрин.

- Но он мой друг, я не могу - сказал Солдатик.

- Выполняй! Иначе я больше не буду с тобой разговаривать, - дальше продолжала кричать Кэтрин.

- Извини, друг Робот, я должен это сделать, ведь я ее люблю и боюсь поссориться с ней, - вздохнул Солдатик.

- Да что же это такое, - перешептывались куклы, - неужели никто не может поставить на место эту выскочку?

- Никто не захочет драться с Солдатиком, у него есть ружье и сабля, к тому же он самый сильный, - ответил Бегемотик.

- Достаточно шептать! - закричала Кэтрин, - вы теперь будете выполнять все, что я скажу.

- Почему? - Спросил Медвежонок.

- Потому что я королева. А кто не захочет меня слушать, того Солдатик закроет в коробке и тогда вас никто не купит.

- Какая ты злая. Но что-то и тебя никто не купил, хоть ты и красивая, - сказала кукла Настя.

- Я просто очень дорого стою. Ну все, вы мне надоели своими разговорами. Солдат! Немедленно закрой их всех в коробку, - приказала Кэтрин.

- Извини, Кэтрин, я не могу. Они - мои друзья. Кроме того, если я их закрою, то в магазине не останется больше игрушек.

Кэтрин начала топать ногами и плакать:

- Не хочу никого видеть! Убирайтесь вон!

- Ой, вы только посмотрите, что произошло с нашей королевой. Как она изменилась, ее красота пропала, - сказала кукла Маша.

Услышав эти слова, Кэтрин подбежала к зеркалу. Ее носик стал похож на картофелину, а синие глаза покраснели от слез. Королева заплакала еще сильнее:

— Это все из-за вас! Вы все завидовали моей красоте.

Чем больше Кэтрин плакала, тем больше становилась некрасивой. Ее волосы разлохматились, губы распухли, а на лице появились пятна.

Куклы и игрушки от удивления аж замерли.

- Я, кажется, знаю, что это за чудо, - сказал Медвежонок.

- Говори скорее заклинание, как от этого избавиться и снова стать красивой! - воскликнула Кэтрин.

- Тебе это вряд ли удастся, - продолжал Медвежонок.

- Почему? «Я готова выпить любые горькие лекарства», —сказала королева.

- Лекарство здесь ни при чем. Во-первых, перестань плакать, успокойся. Во-вторых, если хочешь стать снова красивой - забудь, что ты королева, будь приветливой и веселой, помогай другим, а не обижай игрушки.

Кэтрин топнула ногой:

- Ни за что!

Утром в магазин пришли продавцы.

-Посмотрите, кто-то подменил нашу королеву. Уберите ее с витрины и положите на полочку, - распорядился директор.

Никто из покупателей даже не подошел к королеве. А она стояла грустная и о чем-то думала.

Когда магазин закрыли, и наступила полночь, Кэтрин подошла к коробке, где был закрыт Робот и выпустила его.

- Прости меня, - сказала она.

- А где же Мишка, Бегемотик, кукла Настя и кукла Маша? - спросил Робот.

- Их сегодня купили, остались только мы и солдатик.

- Почему ты грустная, королева? - спросил Робот.

- Я не королева, я обычная кукла, - вздохнула Кэтрин.

- Что же произошло, пока я сидел в коробке? - Удивился Робот.

- Я останусь некрасивой и меня никто не захочет купить, - тихо сказала Кэтрин.

- Но ты красивая, посмотри на себя, - ответил Робот.

Кэтрин подошла к зеркалу, посмотрела, и увидела, что ее красота вернулась к ней.

- Что случилось? - Удивилась она.

- У каждого из нас есть не только внешняя, но и внутренняя красота. И когда мы обижаем других, кричим, капризничает, то теряем не только внешнюю красоту, но и внутреннюю, - пояснил Солдатик.

- Чтобы быть красивой надо иметь не только хорошую внешность, но и быть вежливым, благожелательным, терпеливым.

- Спасибо, я всегда об этом буду помнить. Перестану капризничать, приказывать, буду дружить со всеми игрушками.

А на второй день Кэтрин, Солдатика и Робота купили родители для своих детей и в магазин привезли новые игрушки. Но это уже другая история».

Обсуждение сказки

- Что мы можем сказать о кукле Кэтрин, какая она?

- Много ли у нее друзей? Почему?

- Почему Кэтрин стала некрасивой?. Можем ли мы детей, который так же себя ведут, назвать красивыми? Как мы можем их назвать?.

Подвижная игра «Мышиный хоровод»

Цель: совершенствовать слуховое внимание, развивать координацию движений; вызвать у малышей веселое настроение.

Психолог читает детям стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли мышки погулять.

Стали в круг, потянулись,

За ручки взялись, и вот,

Водят, водят хоровод.

Но как же мышкам без забот?

Веселились серые мышки, играли

Пока не услышали, что крадется кот,

Они испугались и в норку сбежали.

На первую строчку подвижные малыши ритмично хлопают в ладошки, затем идут вперед маленькими легкими шагами, выполняют движения в соответствии с содержанием текста.

Последние строки дети останавливаются, прислушиваются и резко приседают, закрыв головы руками (прячутся).

Упражнение «Посмотри в зеркало»

Цель: коррекция детской капризности, развитие невербальной знаковой системы.

Оборудование: зеркальца.

Психолог предлагает детям нахмуриться, надуть губки, скривиться и т. д., а потом посмотреть на свое лицо в зеркало.

- Нравится ли вам отражение в зеркале?

- Измените лицо так, чтобы вам нравилось отражение.

Обсуждение ситуации «Хочу и все»

Цель: коррекция импульсивности, воспитание уважения к интересам и желаниям других людей.

Мальчик с мамой пришли в магазин, чтобы купить туфли. В том же магазине, в другом отделе продавались двухколесные велосипеды.

- Я хочу велосипед, - сказал мальчик.

Мама ответила, что у нее нет денег.

- А мне все равно! - громко закричал мальчик и даже топнул ногой.

Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавцы смотрят на ее сына. Она хотела взять его за руку, чтобы выйти быстрее из магазина, но мальчик подогнул под себя ноги и повалился назад. И вот он лежит на грязном полу, стучит по нему кулаками и ногами, повторяя капризным голосом: «Хочу, хочу и - все!»

Вопросы

- Нравится ли вам поведение мальчика в магазине?. Почему?

- Что вы сделали бы на месте мальчика?.

Итог занятия. Рефлексия.

Занятие по сказкотерапии «Злость-недобрая черта»

Ход занятия по сказкотерапии в детском саду

Психолог: Дети посмотрите на гостей и давайте поздороваемся со всеми.

Психолог: Добрый день! Я очень рада вас видеть. Дети, а вы любите сказки? Давайте дружно скажем наши волшебные слова, чтобы попасть в сказку.

Опять в путь отправляемся,

Уже сказок много знаем!

Влево-вправо повернемся,

Дружно за руки возьмемся,

Наши глазки загораются,

Наши личики улыбаются:

«Сказочные двери открываются,

Замечательная сказка начинается

Игровой этюд «Тень»

Дети сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. Согласны? Я буду вашей феей-волшебницей, а вы будете моими добрыми волшебниками-помощниками (звучит легкая музыка). Становитесь за мной на лесную тропинку, которая поведет нас в сказку, а там живут разные звери. Моя палочка коснется каждого из вас, и вы станете моими тенями.

-Идем как лисичка, которая несет цветочек.

- Идем как мишка, который несет мед.

- Идем как волк, который бросает камни.

- Как зайчик, который прыгает по лесу.

Упражнение «Отгадай сказку»

Психолог. Дети, посмотрите, вот лежит конверт с заданиями. Требуется отгадать сказку по изображению на экране. На слайдах выводятся изображения с сюжетом из сказок. Приложение 5.

Молодцы, дети, справились с заданием.

Идем дальше. Дети, посмотрите, что это у нас лежит на тропинке (маленький домик-теремок).

- Дети, а куда делись зверьки?

- Дети, а как можно помочь зверям?

(построить дом)

Дети, вы знаете, что в сказках бывают разные герои : добрые и злые, мудрые, хитрые, робкие, упорные, трудолюбивые и ленивые, трусливые.

Дидактическая игра «Какие они?»

Дети описывают черты характера сказочных героев :

Лисичка - сестричка (хитрая)

Петушок (трудолюбивый)

Колобок-(веселый)

Зайчик - побегайчик (робкий)

Волчище - серый - хвостище (злой) и т. п. (в соответствии с возрастной категорией)

Психолог: ой, дети, посмотрите, кто это сидит под елкой? Но это же волчонок.

Стихотворение про злого волка

Ему никто не верит,

От лисы и до зайчат,

Сторонятся волка звери,

И дружить с ним не хотят!

Психолог: действительно, малыши: волчонок никому не улыбается, зато на всех скалится и рычит. Давайте друг другу покажем, как волчонок показывает свою злость.

Артикуляционная гимнастика «Волчья злость».

Беседа психолога с детьми «О чувстве злости»

Психолог. Дети, вы уже сказали, что герои бывают разные. Но так же и в реальной жизни есть добро и зло. Подумайте и скажите: что царит там, где все вежливые и обходительные, веселые, приветливые и искренние, добро или зло? (Добро) А вот там, где, наоборот: раздор, ссоры, споры, а может, даже и драки, нет никакой доброты. Какие дети ссорятся, оскорбляют друг друга? (Злые, невежливые, сердитые.)

Конечно, злость, гнев никому не приносит ни счастья, ни радости. Они могут вызвать только плохие чувства: слезы, огорчения, страх, и грусть. Что вы чувствуете, встретив злую собаку. (Боимся) А злые люди вам нравятся? (Нет, с ними неприятно общаться) А драчливые дети? (С такими детьми не хочется играть, дружить)

Как же вы думаете: стоит быть злым и сердитым? Или лучше не пускать злость в свое сердце и стараться в любой ситуации быть вежливым?

Психолог. Но волчонок совсем не понимал этого. Он считал: кто злой, тот сильнее, тот может всеми командовать и везде получит уважение.

С такими мыслями волчонок и забрел в детский сад лесных зверушек. Интересно вам, что случилось дальше? Тогда давайте вместе попадем в эту сказочку. Правда, для этого вам придется превратиться в маленьких вежливых зверушек.

Разыгрывание сказки «Волчонок в детском саду»

П. Увидел волчонок, что лисички строят башню из кубиков, подбежал и разломал ее.

Волчонок. Вот вам, чтобы знали! Не нравится мне ваша башня!

П. Закрыли лисята лицо лапками и заплакали. А волчонок уже направился к ежикам, которые играли в мяч.

Волчонок. Достаточно вам играть! А ну, отдайте мне мяч, говорю!

П. И волчонок силой отнял у ежат мяч. Ежики расстроились, вздохнули тяжело.

А сердитый волчонок уже заприметил зайчат, которые весело прыгали, взявшись за лапки.

Волчонок. А ну, убирайтесь отсюда! Малявки! Устроили тут веселье! Сейчас как дам вам этим мячом!

П. Испугались зайчата, задрожали. Да и попрыгали прочь от злого волчонка

Вместе с ними оставили любимый детский сад и другие звери, ведь с появлением сердитого гостя здесь стало неприятно. Остался волчонок один и загрустил.

Обсуждение сказки с детьми

Как вел себя волчонок в лесном детском саду?

Как вы думаете, кому-нибудь из зверушек волчонок понравился?

Кто из вас хотел бы иметь друга, похожего на волчонка?

Почему он загрустил в конце сказки?

Как вы думаете, почему волк остался наедине со своей злостью?

П. Конечно, зверьки могли бы ответить волчонку злостью: рассердиться и вместе прогнать его. И пошел бы он дальше, снова делая свои пакости. Но все же совсем немного нам жаль неразумного волчонка. Правда? И видимо всем бы хотелось, чтобы он изменился: стал хорошим и вежливым, приветливым и дружелюбным. Тогда наш волчонок нашел бы новых друзей, а сказка о нем стала бы доброй и веселой.

Давайте волчонку поможем избавиться от своей злости.

Творческая переработка сказки

Игровые двигательные упражнения

П. И в знак благодарности вежливому волчонку, решили звери водить вокруг него веселый и дружный хоровод.

П. Вот как все хорошо закончилось. От тепла и доброты даже небо прояснилось: расступились сердитые серые тучи, и появилось солнышко, которое каждому подарило ласковый теплый лучик.

А мы, дети, можем сделать наоборот: сами подарить солнышку по лучику, правда, не настоящему, а нарисованному.

Арт-терапевтическая работа «Доброе солнышко»

Дети дорисовывают солнышку лучики. Педагог уточняет, что цвета должны быть «не злыми» (не коричневыми, не серыми, а «добрыми, яркими (желтыми, красными, оранжевыми)»

В конце занятия дети дарят рисунки гостям.

Конспект занятия психолога в средней группе по сказкотерапии : «Победи свой страх»

Задачи:

- психопрофилактика и психокоррекция детских страхов, неуверенности в себе методами сказкотерапии, психогимнастики.

- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями: мимикой, жестами, пантомимикой.

- развитие активного внимания, связной речи дошкольников через умение выразить свое мнение, умение выслушать содержание сказки.

- способствовать развитию эмпатии, навыков общения в коллективе сверстников.

- воспитывать доброжелательность, уверенность в себе.

Ход занятия по сказкотерапии в средней группе:

Приветствие в кругу.

- Добрый день, мои малыши!

Очень рада Вас видеть!

Я Вам в глаза посмотрю

И приветливо улыбнусь,

И Ваших ладошек прикоснусь.

(Психолог (воспитатель) поочередно здоровается с каждым ребенком взглядом, улыбкой, касаясь своими руками ладошек детей.)

Игровой этюд «Тень»

- Дети, сегодня мы с вами отправляемся в сказку-путешествие. Согласны? Я буду Вашей Феей, а вы будете моими добрыми волшебниками, помощниками. (Звучит легкая музыка).

- Становитесь за мной на лесную тропинку, которая поведет нас в сказку, а там живут разные звери: зайчик, ежик, белочка, лисичка, мишка, волк. Моя волшебная палочка касается каждого из Вас, и вы становитесь моим тенями:

Идем, как лисичка, которая несет цветочек,

Идем, как мишка, который несет мед,

Идем, как волк, который бросает камни,

Идем, как зайчик, прыгающий по лесу.

(Имитация выразительных движений, мимики названных персонажей)

Фея останавливается, поднимает палочку и говорит:

- Мои маленькие волшебники, послушайте, кажется, что кто-то плачет под елкой.

( Прислушиваются все: пантомимика)

- Дети, это маленький зайчик.

(Психолог достает зайчика из-под елки).

- Давайте погладим его, приласкаем, чтобы он успокоился. (Дети по очереди гладят руками зайчика, жалеют его.).

— Вот наш зайчик и успокоился, и хочет рассказать нам, какая история случилась с ним в лесу.

(Включается «таинственная» музыка, легкие аккорды)

- Пришла зима. В лесу тишина легла на снежное одеяло. Давайте сядем поудобнее, чтобы послушать волшебную сказку.

Рассказывание сказки «Зайчик-победитель».

Утром Зайчик выглянул во двор и первым, кого он увидел, была Белочка. Звери с Белочкой дружили. И Зайчик тоже.

Но сегодня. Он посмотрел на Белочку - и его сердце забилось, хвостик задрожал от страха. На Белочке сегодня была шапочка с красным крестиком, белый фартук, а сбоку висела сумка с лекарствами. Это означало, что сегодня всем зверям она будет делать прививки.

Белочка была врачом. Она могла очень быстро добраться до любого зверя, даже когда зимой были большие сугробы и трудно было передвигаться по лесу, Белочка ловко прыгала с ветки на ветку, с дерева на дерево. Поэтому она своевременно могла помочь больному или сделать прививку здоровому зверьку.

Зайчик понимал, что прививки делать надо, чтобы потом не заболеть. Но он все равно боялся.

«Хорошо ежику, - думал он, - он смелый и всегда идет первым на прививку. Приговаривает: «Я не боюсь уколов»

Зайчику очень хотелось быть таким, как Ежик. Но как!

От страха он решил спрятаться от Белочки; прыгнул под елку, и она накрыла его своими большими лапами-ветками. Сидит Зайчик тихо. Вдруг шорох в траве, и у елки остановился Ежик. Он начал как-то странно себя вести, ежик то сильно напрягал, сжимал лапки, закрывал глаза, как будто поднимал что-то очень тяжелое. И говорил: «Это я так очень боюсь!» А потом внезапно разжал лапки и начинал медленно дышать и говорить:

- Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!

Зайчик от удивления аж начал громко икать!

Зайчик. - Я, и не знал, что ты Ежик, тоже боишься. Все считают тебя смелым.

Ежик. - А я и есть смелый. Потому что смелый не тот, кто не боится, - отвечает ежик, а тот, кто может победить свой страх.

Зайчик. - Зачем ты напрягал лапки и все тело?

Ежик. - Потому что страх живет только в напряженном теле, а если расслабиться, то страх быстро покидает тебя, потому что ему больше негде жить. А еще страх очень боится смелых слов. Поэтому я и говорил:

- Я ничего не боюсь!

- Я тоже так хочу! -с завистью прошептал Зайчик. Ну, беги быстро, ищи Белочку и попробуй сделать, как я, - посоветовал Ежик.

Зайчик напряг лапки, сильно закрыл глаза, потом снял с себя напряжение, расслабился.

- Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!

И побежал искать Белочку, чтобы первым сделать прививку.

Не тот смелый, кто не боится, а тот, кто преодолевает свой страх.

Обсуждение с детьми содержания сказки.

- О ком эта сказка?

- С кем дружил Зайчик?

- Кем работала Белочка? Что она делала в лесу?

- Что вызвало страх у Зайки?

- Как Зайчик решил избежать прививки?

- Правильно ли он сделал (поступил?

- Кого увидел Зайчик под елкой?

- Что говорил Ежик? Что Ежик посоветовал сделать Зайчику?

- Кто тебе больше всего понравился в сказке?

- Хотели бы вы быть похожими на наших героев? Почему?

- Случалось ли вам чего-то или кого-то бояться? Как вы себя вели? Кто помог вам преодолевать страх? Что вы чувствовали потом, когда все прошло? Расскажите, как радовалось ваше тело?

- Итак, дети, каждый из нас хоть иногда испытывает страх и это вполне естественно. Но надо учиться побеждать, преодолевать свой страх, как его победил наш Зайчик в сказке.

- Дети, а кого в сказке можно назвать смелым?

- Да, и Ежика, и Зайку, потому что они победили свой страх. Потому что смелые не те, кто боится, а те, кто преодолевают свой страх.

5. Упражнение «Я не боюсь»

- Дети, страх живет только в напряженном теле, а если расслабиться, то страх быстро покидает нас, потому что ему больше негде жить. А еще страх боится смелых слов: «Я ничего не боюсь!»

- Давайте попробуем это показать через выразительные движения и мимику:

Психогимнастический этюд «Я не боюсь»

Дети с психологом выполняют.

Напряглись, ладони сжали в кулаки, затаили дыхание, а теперь расслабили все тело, руки, ноги и сказали поочередно.

«Беги от меня страх, я ничего не боюсь!»

(Психолог подходит к каждому ребенку, кладет руки на ладони ребенка и они говорят слова).

- А сейчас, давайте пойдем дальше по тропинке, время нам возвращаться в детский сад, и возьмем с собой зайчика, который победил свой страх.

Прощание в кругу «Всем-всем до свидания!»

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 27 марта 2022 в 14:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД