шарова елена
Конспект занятия по развитию речи «Сказочный дом» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
с использованием технологии ТРИЗ
Тема: Виртуальная игра «Сказочный домик»
Образовательные области: речевое развитие (развитие речи, познавательное развитие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сказочный дом“ с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель: Развитие познавательного интереса старших дошкольников через использование игр ТРИЗ-технологии.
Задачи:
- Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку;
- Активизировать словарный запас детей;
- Развивать связную речь дошкольников;
- Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
- Систематизировать знания детей о явлениях природы;
- Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
- Тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения;
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал: Слайды к игре «Сказочный домик», конверты с заданиями, картинка – мокрый заяц, буквы (т,е,р,е,м,о,к, домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, мнемотаблицы сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок».
Ход занятия:
В. :Ребята, мне вчера пришло письмо от моего друга. Он предлагает нам поиграть в виртуальную игру. Если мы ее пройдем по всем уровням, то получим звание, статус «Лучшая группа-игрок». Но чтобы ее запустить, надо отгадать название игры. Название зашифровано на этом экране. Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет.
Игра «Данетка»
Д: Это живое?
В. : Нет
Д: Это твердое?
В. : Да
Д. : Может деревянное?
В. : Да.
Д. : Это дом.
В. : Да. Ребята – это игра называется «Сказочный домик». А вот и история игры. В этом доме жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Чтобы открылись двери, окна и принцесса проснулась, необходимо пройти все уровни в игре. Правила игры следующие.
Нужно выполнить задание каждого конверта. Конвертов 5, значит и заданий тоже 5.
При выполнении задания на каждом уровне будет открываться окно.
Главное правило – Расколдовать принцессу. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Д. : Да.
В. : Смотрите, все задания спрятаны в конвертах.
Берем конверт № 1.
Помогите тому, кто спрятался в конверте, тогда окно и откроется. Но чтобы узнать, кому нужна помощь, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису.
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит.
Д. : Заяц
В. : Правильно.
Воспитатель достает картинку мокрого зайца.
В. : Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то мы пройдем первый уровень и откроется первое окошко в домике.
В. : Ребята вот и задание -Почему заяц мокрый? Надо назвать как можно больше разных ответов и обозначить у них хорошие и плохие качества.
Д. : Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь, стоял под крышей дома…
Обсуждение с детьми противоречий в погоде
В. : Ребята, как по-вашему, сосулька это хорошо или плохо?
В. : Что хорошего всосульке?
( Ответы детей: она красивая, блестящая, наступает весна)
В. :Следующий уровень. Нам надо выполнить задание из этого конверта. Конверт № 2. Здесь лежат буквы, но они все перемешались. И в названии заколдовано название известной вам сказки. Чтобы поставить буквы по-порядку, надо отгадать загадки о каждой букве.
На одной стоит ноге
На крыше дома буква.
(Т)
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, полоскает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… (Е)
У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана!
(Р)
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, полоскает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… (Е)
Видим мы в Москве метро,
А над входом букву.
(М)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква.
(О)
Половинку от жука
Составляет буква.
(К)
Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по-порядку. Получается слово –теремок.
В. : Вот и еще одно окошко открылось.
В. :Конверт № 3. А следующее задание такое. Задание «Теремок», задание заключается в том, что из карточек с изображением предметов найти сходные по каким-то признакам предметы. Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. На столе лежат карточки с изображением предмета, выберете любую себе. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него. Хозяин пустит только того, у кото есть схожие с ним признаки. Хозяина теремка выберем по считалке…. Я буду выполнять задание с вами.
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
(Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитара и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры).
В. : Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д. : Хорошее.
В. : Ребята, а где может жить улыбка ( Пример: на лице, на кофте, в душе и т. д.)
В. : Посмотрите, еще одно окошко открылось.
В. :Конверт № 4.
А здесь сказка «Красная шапочка». Задание на внимание – найти неверные моменты в сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
Д. : Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
Д. : Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
Д. : К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
Д. : Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
Д. : Не медведя, а волка.
- Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.
- Иду к бабушке и несу ей пирожки.
- А далеко живет твоя бабушка?
- Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
- Ладно, -говорит Волк, -я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой длинной дорожке.
Д. : по самой короткой.
А Красная Шапочка пошла по самой короткой дороге.
Д. : по самой длинной.
Волк прибежал к бабушкиному домику и стучится в дверь:
Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает бабушка.
- Это я, Волк, - отвечает Красная Шапочка
Д. : Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, -отвечает Волк, - я к вам в гости пришла, пирожки принесла.
- Бабушка была здорова и лежала в постели.
Д. : больна бабушка была.
- Дерни за колокольчик, дитя мое, дверь и откроется!
Д. : за веревочку
- Волк дернул за веревочку - дверь и открылась.
- Бросился Волк на подушку и проглотил ее.
Д. : на бабушку.
- Волк улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.
- Скоро она пришла и постучалась:
Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает Волк. А голос у него нежный, звонкий.
Д. : грубый, хриплый.
- Это я, Почтальон Печкин.
Д. : Красная Шапочка.
- Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.
Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под кровать и говорит:
Д. : под одеяло.
- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, сама приляг рядом со мной!
Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:
- Бабушка, почему у вас такие большие губы?
Д. : зубы.
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.
В это время проходили мимо домика полицейские с топорами на плечах.
Д. : дровосеки.
Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. Распороли ему брюхо, и оттуда выскочили семеро козлят.
Д. : Красная Шапочка, а за ней и бабушка - обе целые и невредимые.
В. : Еще одно окошко открылось. Почти все окна открылись. Следующее задание в Конверте № 5
Здесь написано, что надо пересказать свою любимую сказку по составленной модели.
На столе лежат мнемотаблицы сказок : «Заюшкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок». Задание – угадать сказку и рассказать.
Объединитесь в пары, кому какая схема достанется, тот должен угадать и доказать, что это именно та сказка.
В. : Вот и открылись все окна домика, но что бы разбудить принцессу и открыть дверь, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси –лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос. (Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
Вам от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее домик, и она проснулась. Мы закончили игру. И получили звание «Лучшая группа-игрок». О чем говорит это звание? Мы - группа, команда и выиграли только когда были командой. Какие задания нам пришлось выполнить? Значит и в виртуальные игры можно играть в команде. Ура!