«Сказочный мир русской деревянной игрушки». Проект

Наталья Маковеева
«Сказочный мир русской деревянной игрушки». Проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №14 «Чебурашка»

143968 Московская область, г. Реутов, ул. Некрасова, д. 8

Тел. 8(495)528-97-08

Проект художественно-эстетический, творческий, исследовательский (познавательный, групповой, долгосрочный.

«Сказочный мир русской деревянной игрушки».

Разработала воспитатель:

Маковеева Н. И.

2019 г.

Содержание

Пояснительная записка

Визитная карта

План реализации проекта

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Пояснительная записка

Актуальность

Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особенно актуальная сегодня.

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Проблема.

По результатам опроса родителей на тему «Любимые игрушки детей» выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки, конструкторы ЛЕГО, интерактивных животных, кукол и других. Поэтому мы решили познакомить детей с народной деревянной игрушкой.

Тема проекта была инициирована детьми. Самый большой и живой интерес у них на выставке народной игрушки на экскурсии в музей нашего города вызвала очень известная игрушка «Куры на кругу», движущиеся с помощью шарика под кругом. Стоило только раскачать и куры принимались торопливо клевать зернышки в строгой последовательности, по очереди.

Выслушав разные вопросы детей, мы направили познавательно исследовательскую деятельность на поиск ответов на вопросы: «Что же это за игрушки, «Где их мастерят, из чего делают?», «Кто и что нам поможет узнать об этих игрушках

Цель проекта.

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с народной деревянной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать материал и делать выводы.

Задачи проекта.

Познавательно-развивающие. Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить с искусством резной и точеной деревянной игрушки, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать игрушки разных народных промыслов.

Воспитательные. Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Развивать у детей художественный вкус.

Аннотация

Значительное место в художественных промыслах России занимает игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир. В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами. Сегодня, когда современный рынок насаждает систему западных ценностей, всё больше уходит от нас традиционная культура, в частности, русская игрушка. Барби, диснеевские персонажи, Шрек и другие – вот те герои, которые интересны современным детям. А где же наша деревянная игрушка, которая являлась основным методом традиционного народного воспитания и почему она отошла на второй план. Ведь идеальная игрушка для ребенка – это игрушка из дерева. На ощупь это твердый, нежный и теплый материал, разрешенный даже грудным младенцам. И игрушки из дерева известны с самых древних времен. Не задумывались, почему из всех предложенных игрушек ребенок выберет непременно деревянную? Откуда у детей любовь к деревянным лошадкам и матрешкам? Наверное, они интуитивно чувствуют, что такие игрушки более полезны. Ведь они изготовлены из натурального материала – дерева, впитавшего в себя энергию солнца. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику. Примечательно, что за рубежом, например, в Австрии, Германии в магазинах преобладают деревянные игрушки как наиболее экологичные и безопасные для детей. Пластмассовых почти нет, ведь пластик может оказаться токсичным. Наши предки тоже предпочитали мастерить игрушки из дерева для своих детей, так как знали, что они для здоровья намного полезнее. Одной из самых известных традиционных деревянных игрушек является матрешка. Все дети без исключения любят играть с ней. И это не удивительно – матрешка – одна из первых развивающих игрушек. Сейчас и в наших магазинах наряду с пластмассовыми изделиями стали появляться и красивые деревянные игрушки – фигурки различных животных, домики с прорезями для фигурок разной формы, пирамидки, кубики. Для их производства используются ценные породы деревьев, произрастающих в экологически чистых районах. Наша работа интересна тем, что прослеживает историю развития промысла деревянной игрушки, забвения и возрождения.

ИСТОРИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ

Самые первые простейшие игрушки представляли собой слегка подправленные ножом сучки с интересными изгибами. Чаще всего это были птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся. Художественная форма подобных игрушек диктовалась особенностями строения дерева. Эти игрушки делали всегда и везде, где был лес. Первое упоминание о деревянной игрушке встречается в письменных источниках ХVII века. Там было указано, что во время царских визитов в Троице-Сергиевский монастырь, который был в то время местом богомолья русских царей, инфантам, помимо сладостей, покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Существует предание, что первые деревянные игрушки вырезал сам настоятель лавры Сергий Радонежский и одаривал ими детей богомольцев. Примечательно, что достаточно долгое время игрушки крестьянских и царских детей изготавливались в одних и тех же мастерских. Так, в записях от 1721 года, детям Петра I было "куплено в Москве на торгу разных игрушек. живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами". В России исторически сложились три крупных зоны изготовления игрушек: Север, Поволжье и Подмосковье. Здесь закреплялись технические и художественные приемы, определившие стилевое своеобразие местных изделий. До нас в основном дошли образцы XIX века. От XVIII столетия почти ничего не сохранилось. А об игрушках XVII века можно узнать лишь по документам того времени. О произведениях более ранних эпох сообщают археологи. При раскопках в Новгороде, Старой Ладоге, на реке Ояти они обнаружили древние деревянные игрушки, хорошо сохранившиеся во влажной почве. Возможно, они были сделаны в XIX веке. Такие игрушки связаны с древней традицией изготовления охотничьих чучел - "маних" и предметов домашнего обихода из пней, коряг и суков. В Вятской стороне возник необычный тип игрушки, "моховики" - сумрачные дровосеки и старухи с вязанками хвороста, сверченные из мха, коры и лыка. Руки у них из еловых шишек, лица деревянные, подрисованные карандашом. Об их производстве почти ничего не известно. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже эти игрушки были "с восторгом встречены парижанами", - как писалось в отчетном докладе Вятского земства.

Северная игрушка представлена наиболее характерными образцами. Это куклы-бабы, кони, птицы, упряжки, лодки, погремушки-головоломки. Их немного, но интерпретация очень различна. Коники - это и кони-колоды, на которых дети ездят верхом, и небольшие фигурки. Форма их подчинена вытянутому бруску дерева, из которого они сделаны. Фигурки эти преувеличенно грузны по пропорциям, массивны. У них четко выражены грани туловища, ноги кубоватые. В силуэте преобладают горизонтальные и вертикальные линии. Позы коников с Мезени и Печоры более динамичны: мощные шеи их круто изогнуты, ноги, на которые опирается могучее тело животного, не всегда расчленены, но поставлены, словно в беге. Такие игрушки нигде не продавались. Их делали для себя и соседских детей из отходов дерева, строя дома, карбасы. Поэтому подобные игрушки, хотя и были распространены на Севере, теперь в музейных коллекциях представляют большую редкость. Основные типы северных игрушек просуществовали до начала XX столетия, кирилловские делались и в 1930-е годы. А на Онежском полуострове, на Мезени, Печоре и сейчас иногда вырубят из чурбака традиционную архаичную фигурку.

В Поволжье изготовляли пары и тройки лошадей, кукол, карусели, мельницы, погремушки, свистульки, вертушки. В этих игрушках исчезла массивность большого куска дерева, их делают из дощечек, щепочек, круглых палочек. «Щепной товар» или «топорщина» называли эти игрушки. Игрушки расписывали свободной кистевой росписью, чаще всего простыми незамысловатыми орнаментами в виде точек, линий, цветов.

Среди игрушек Владимирской губернии наиболее известны куклы-бабы, птички, коники которые в отличие от северных коней имеют вытянутые вверх массивные шеи. В Нижегородской области центрами производства топорно-щепной игрушки были села Пурех, Лыськово, Федосеево. Здесь изготавливали коней, каталки, мельницы, пароходы, паровозики, кукольную мебель, карусели со скрипичной музыкой. Самая распространенная игрушка это экипаж. В отличие от владимирских экипажей, нижегородские кони имели выгнутые, склоненные до земли шеи. Готовые изделия украшались свободной кистевой росписью. Особенностью федосеевской игрушки является желтый олифленный цвет, по которому рисовали алые цветы с зелеными листьями, изображения птиц, зверей, человека.

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели. Сравнительно редко мастера изображают человека, люди лишь составляют ритм, элемент общей композиции, поэтому "рубятся" схематично, условно - в виде четырехгранного столбика или пирамидки, изображающей всадника на коне или ребенка на качели. Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Это наследие языческих времен, когда наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах.

Крупнейшим игрушечным центром Подмосковья был и остается Сергеев Посад. В1879 г. из Сергеева Посада в Москву было отправлено 21328 пуда игрушечного товара. В это время там работало 1055 кустарей в 333 мастерских. Основной выпускаемой продукцией были резные, расписанные куклы из цельного куска дерева: барыни, гусары, щелкунчики, макеты церквей. Мастеров называли «балабешниками» от названия чурки из которой резали фигурку - «балабешки».

Свой особы тип неокрашенной игрушки создали жители села Богородское, которые делали неокрашенные игрушки для Сергиева Посада.

Богородская деревянная игрушка

Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Село Богородское находится рядом с крупнейшим в России монастырем, Троице-Сергиевой Лаврой. Поэтому, возможно, что первыми резными деревянными игрушками одаривал детей сам святой Сергий Радонежский. А может быть, деревянные игрушки-забавы появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка.

К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV веке, но сам «возраст» богородской игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку.

Эстетическую и педагогическую ценность богородской резной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное.

Богородская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т. п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т. п.

Точеная игрушка

Подмосковье славилось и изготовлением точеной игрушки. Делали лото, шахматы, посудные наборы, погремушки, деревянные яйца, пирамидки, бирюльки, а сначала XX века известную во всем мире символ России – матрешку.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась Матрешка.

Визитная карта проекта

Название «Сказочный мир русской деревянной игрушки»

Вид и тип проекта

Проект художественно-эстетический, творческий, исследовательский (познавательный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта

Дети и родители подготовительной логопедической группы №5

Воспитатель: Маковеева Н. И.

Возраст детей 5-7 лет

Сроки реализации: октябрь 2018 – апрель 2019г.

Продукты деятельности:

• мини – музей «Сказочный мир русской деревянной игрушки»;

• развивающая книжка-малышка «Русская деревянная игрушка»;

• совместная деятельность детей и родителей «Моя матрешка»;

• выпуск фотогазеты «Наш Вернисаж»;

• мастер-класс для родителей «С любовью от мамы, роспись деревянного волчка».

• роспись деревянной птички-свистульки в технике росписи Полхов-Майдан.

• роспись деревянной свинки – символ 2019 года.

• роспись деревянного пасхального яйца.

• Итоговое развлечение «Ярмарка игрушек»

• Представление проекта «Сказочный мир русской деревянной игрушки» на педагогическом совете МБДОУ.

Этапы реализации проекта

1. Организационно-подготовительный

Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми и родителями; разработка информационно-методического материала для работы с детьми и родителями.

Формы работы:

1. Создание картотеки стихотворений, загадок о народной игрушке.

2. Подбор информационного материала, создание игр, пособий.

3. Создание мультимедийных презентаций: «Богородская игрушка», «Игрушки Полхов-Майдана», «Бабенские игрушки», мастер-класс «Роспись волчка».

Основной

Непосредственная реализация проекта:

• НОД «Русские народные деревянные игрушки»

• НОД "Богородская игрушка»

• НОД "Знакомство с Полхов-Майданской росписью"

• НОД «Бабенская игрушка»

• НОД «Городецкий конь-качалка»

• НОД «Веселая карусель Дымковских игрушек»

• пластилинография «Украсим матрешек»;

• художественный труд «Городецкая лошадка», «Богородский медведь-дергунчик»

• лепка «Гжельская чашка», «Хохломская ложка»,

• рисование «Дымковская карусель», «Домик Полхов-Майдан»

• развлечение «В гости к нам пришла Матрешка»;

Досуг ко дню матери «Мама милая моя» и мастер класс по росписи волчка,

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

• рассматривание иллюстраций и книг о народных деревянных игрушках;

рассказы воспитателя: «Куклы наших бабушек»;

• составление описательных и творческих рассказов: «Моя любимая народная деревянная игрушка», «Красавица Матрешка»;

• беседы с детьми: «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком

• книжная выставка «Народная деревянная игрушка»; «Матрешка», «Богородские игрушки», «Куклы из полена»;

• дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана»;

• заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; стихотворения «Матрешки» В. Берестова;

• чтение русских народных сказок: «Василиса Прекрасная; «Терешечка», «Морской царь и Василиса Прекрасная»; детских энциклопедий: «Чудо всюду. Мир вещей и машин», «Я познаю мир. История ремёсел»;

• рассматривание книги Н. Курбатовой «Игрушки»;

• слушание русской народной музыки: «Камаринская», «Зимушка-зима»; песен «Коробейники» (музыка народная, слова Н. Некрасова) и колыбельной «У кота, кота, колыбелька золота»;

• пальчиковые игры: «Матрёшки», «Куклы»;

• подвижные игры: «Мы матрешки – расписные крошки», «Раз, два, три к игрушке беги», «Жмурки с колокольчиком», Конь ретивый».

• динамические паузы: «Куклы танцуют», «Матрешки - крошки».

• Итоговое развлечение «Ярмарка игрушек»

Цикл мероприятий с родителями:

• консультации: «Русская деревянная игрушка в жизни ребенка»

• оформление развивающей книжки-малышки на городской конкурс «Русская деревянная игрушка»;

• привлечение родителей к оформлению музея «Сказочный мир русской деревянной игрушки»;

• совместная деятельность детей и родителей «Моя матрешка»;

• выпуск фотогазеты «Наш Вернисаж»;

• мастер-класс для родителей «С любовью от мамы, роспись деревянного волчка».

2. Итоговый

Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта);

Презентация результатов проектной деятельности:

• мини-музей «Сказочный мир русской деревянной игрушки»

• развивающая книжка-малышка «Русская деревянная игрушка»;

• итоговое развлечение «Ярмарка игрушек»;

• представление проекта «Сказочный мир русской деревянной игрушки» на педагогическом совете МБДОУ.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети испытывают интерес в поиске информации о народной игрушке, истории ее возникновения, задают вопросы. Дети активные, любознательные, интересуются изучением русской народной культуры. Эмоционально-отзывчивые, выражают чувства гордости к культуре русского народа. Гордятся и уважают мастеров народной игрушки.

Ожидаемые результаты:

• Повышение интереса к традиционной народной деревянной игрушке у детей старшего дошкольного возраста;

• Овладение навыками различных техник росписи русской деревянной игрушки;

• Расширение представлений детей о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения;

• Повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры русского народа.

Заключение:

Мониторинг педагогической деятельности показал, что благодаря участию в проекте у детей расширились представления об особенностях декоративно – прикладного искусства России, сформировался интерес к данной теме. В процессе поисково-познавательной деятельности у детей значительно расширились представления о народной игрушке, истории ее возникновения, способах изготовления. Дети называют виды игрушек, могут рассказать, для чего они были нужны в старину, из чего ее можно сделать, и какой материал для этого необходим. Имеют представления, как играли их сверстники раньше и как можно играть с народной игрушкой сейчас, в настоящее время.

Участие в проекте способствовало успешной социализации ребенка в коллективе, сблизило ребенка с членами семьи в ходе поиска информации и изготовления игрушек.

Проектная деятельность способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Они научились делиться полученными сведениями друг с другом и родителями.

У родителей появилась заинтересованность в возрождении культуры своего народа и желание приобретать или изготавливать вместе с ребенком народные игрушки.

Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности «Сказочный мир русской деревянной игрушки»

Вывод:

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера.

Список литературы

1. Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]: пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

2. Берстенёва, Е. Кукольный сундучок [Текст] / Е. Берстенёва, Н. Догаева. – Белый город, 2010. – 112 с.

3. Богуславская, И. Я. Русская народная глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богусловская. – Л: Искусство, 1975. – 148 с.

4. Воробьёва, О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика [Текст] / О. Я. Воробьёва. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 140 с.

5. Гаврилова, В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий [Текст] / В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – М: Учитель, 2010. – 144 с.

6. Горичева, В. С. Куклы [Текст] / В. С. Горичева. – Ярославль.: Академия развития,1999. – 187 с.

7. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст]: конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2003. – 168 с.

8. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г. Д. Дайн. – М.: Сов. Россия, 1987. – 126 с.

9. Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду [Текст] / М. Б. Зацепина. – М.: Наука. 2012. – 148 с.

10. Динцес, Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути развития [Текст] / Л. А. Динцес. – М.: Знание, 1986. – 86 с.

11. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. –М.: Детство-Пресс, 2006. – 304 с.

12. Маёрова, К. Русское народно-прикладное искусство [Текст] / К. Маёрова, К. Дубинска. – М.: Знание, 1990. – 272 с.

13. Некрасова, М. А. Народное искусство в России. Народное творчество как мир целостности [Текст] / М. А. Некрасова. – М.: Совет. Россия, 1983. – 219 с.

14. Попова, О. С. Русские художественные промыслы [Текст] / О. С. Попова. – М.: Знание, 1984. – 144 с.

15. Рафаенко, В. Я. Народные художественные промыслы [Текст] / В. Я. Рафаенко. – М.: Знание, 1988. – 175 с.

16. Рондели, Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л. Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

17. Сакулина, Н. П. Народное декоративно-прикладное искусство в работе детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.

18. Скоролупова, О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст]: цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста / О. А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2000. – 128 с.

19. Флерина, Е. А. Игра и игрушка [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е. А. Флёрина. – М.: Просвещение,1973. – 250 с.

20. Шайдурова, Н. Традиционная тряпичная кукла [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и студентов педагогических вузов / Н. Шайдурова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 176 с.

21. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г. С. Швайко. – М.:Владос, 2008. – 200 с.

Прикреплённые файлы:

obrazec-prezentaci-narodnaja-igrushka_ashrm.ppt | 7736 Кб | Скачан: 0
 
Публикации по теме:

Дизайн-проект музыкального зала «Наш сказочный Новый год»Дизайн-проект музыкального зала «Наш сказочный Новый год» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование» с. Ташла, Ташлинского района, Оренбургской области.

Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы МКДОУ Тишанский детский сад Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной.

Консультация на тему Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Сказочный мир русской деревянной игрушки». Проект
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 13:14
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков...
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют делать сами....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию — конструированию из...
Цель: учить детей приемам изготовления ёжика путем конструирования из бумажных конусов. Задачи: Образовательные: закрепить, уточнять и...
Мастер-класс изготовление игрушки  «Внучек» в технике оригами
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки- «Внучек» в технике оригами, для театрализованной деятельности в ДОО. Для работы нам...