МААМ-картинки

Словесные игры по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Гончарова
Словесные игры по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Словесные игры

по звуковой культуре речи

для детей старшего дошкольного возраста

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Публикация «Словесные игры по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Игры

«Стихи про звуки»

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

«Ш - ш - ш» - шуршит опавший лист.

«Ж - ж - ж» - шмели в саду жужжат.

«Р- р - р» - моторы тарахтят.

«Необычная песенка»

Цель. Развитие артикуляционного аппарата.

Ход игры. Дети распевают гласные звуки на мотив любой знакомой мелодии. Педагог сообщает: однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступили большие толстые жуки. Они важно пели: о-о-о (дети пропевают мелодию на звук о). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку (дети исполняют ту же мелодию, но на звук «А»). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипках: И_И_И (дети напевают ту же мелодию на звук и). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши мальчики и девочки.

«Угадай сколько звуков»

Воспитатель произносит звуки : «АУ», «АУИ», «ЭЫО» и задаё т вопрос:

- Сколько звуков я произнесла?

-Какой первый (второй, третий) звук?

Упражнение «Повтори, не ошибись»

Попросить детей послушать, запомнить и повторить ряд гласных звуков (слогов).

«А-У-О», «И-Э-У-Ы», «СА-СО-СЫ-СИ», «ТИ-ТО-ТА-ТЫ» и т. д.

Игра: «Делим слова на слоги».

Цель: научить делить слова на слоги (используется мяч)

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое-нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч начинаем! Мама (ма - ма, сады (са - ды, Родина (Ро- ди на, сливы (cли- вы).

Игра «Найди свою игрушку»

В обруч положить вперемежку игрушки: ёжик, жираф, флажок, жук, медвежонок, ножик, жёлудь, зайка, замок. Коза, ваза, роза, грузовик, зонтик. Разделить детей на команды. Одна команда собирает игрушки, в названиях которых слышится звук «З», а в другую «Ж». Команды с игрушками встают напротив друг друга. Каждый участник называет свою игрушку и определяет позицию звуков «Ж» или «З» в слове.

Упражнение «Повтори, не ошибись»

Предложить детям послушать, запомнить и повторить ряды согласных звуков («М-П-Т-К», «Т-М-П-К» и т. д.)

Упражнение «Назови первый звук»

Выставить на наборное полотно предметные картинки: мак, масло, мыло, мука. Предложить назвать, что изображено на них. Спросить, с какого звука начинаются эти слова. Так же рассмотреть следующие группы картинок.

• Мяч, машина, молоко.

• Кот, корова, курица.

• Пирамидка, пальма, пылесос.

Упражнение «Олимпийский чемпион»

Предложить детям назвать слова со звуком «Р» («Л», «М») в начале, середине и в конце. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры определяется победитель – участник, набравший наибольшее количество фишек. Ему вручают флажок чемпиона.

Дидактическая игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа».

«Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Игра «Наоборот»

Воспитатель называет «ЗА» и бросает мяч ребёнку. Тот произносит «Зя» и возвращает мяч логопеду. И т. д.

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Какого звука не хватает

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук)

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры:

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: Карты с нарисованными картинками.

Ход игры:

У детей – карты с нарисованными картинками.

Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закрое т свои картинки

Лото «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Задачи: Образовательные: Формировать умение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесные игры по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2020 в 10:21
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словесные игры по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гончарова (УИ 455220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД