Нора Ерицян
Опыт работы «Социально-речевая деятельность в развитии личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Ерицян Н. В.
Человеческие отношения, нормы поведения начинают интересовать ребёнка очень рано. Что можно и что нельзя, кто добрый и кто жадный, что хорошо и что плохо – эти и другие вопросы волнуют дошкольников даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Ответить на эти вопросы может только взрослый.
Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально выразить свои мысли в ситуации одобрения, сочувствия, несогласия, похвалы. Поэтому моей задачей является знакомство дошкольников с различными речевыми средствами, которыми дети смогут воспользоваться в определённой ситуации общения.
Публикация «Опыт работы „Социально-речевая деятельность в развитии личности дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В своей практической деятельности я выделила одно из направлений – речевой этикет, который использую во всех формах деятельности с детьми, но на занятиях оно приобретает особую ценность, ведь, в отличие от индивидуальной работы, на занятии задействованы одновременно 8-10 человек, и если не соблюдать нормы и правила поведения, то окружающим будет некомфортно.
Основными задачами речевого этикета являются: стимулирующие способности активного слушания, сдерживание своего желания перебивать, придерживаться правила очерёдности в высказывании своего мнения, воспитание культуры диалогической и монологической речи, осмысленные ответы на вопросы, выражение своего мнения культурным способом.
Например, игра «Волшебная палочка» успешно помогает решить задачу соблюдения правила очерёдности. Обычно, когда я задаю вопрос, какие звери живут в зоопарке, все дети начинают отвечать одновременно. Но когда я показываю им «волшебную палочку» и объясняю, что говорить может только тот, у кого она в руках, и вот мы пробуем ответить на тот же вопрос по новым правилам, дети сами делают вывод, что говорить по очереди удобно, все друг друга слышат, никто никого не перебивает.
Я часто во время занятий предлагаю задания в парах. Например, в игре «Найди общее» дети учатся вести диалог, договариваться. Предлагая детям пары картинок, даю задание найти в них три общих признака. Почему именно три? Потому что один общий признак не даёт возможность договориться, каждый ребёнок будет говорить, не советуясь.
В решении этой задачи мне помогает игра «Радио», когда я прячу лицо за ширму, и дети не отвлекаются на мои жесты и мимику, слышат мой голос, активизируя только слуховые анализаторы. Когда решение образовательной задачи связано с большим объёмом информации, я использую мнемокарты, которые помогают детям усвоить материал и излагать его последовательно.
На занятиях я лишь определяю ту или иную нравственную проблему, в процессе игры знакомлю с речевыми средствами, мы разыгрываем и анализируем ситуации общения. Практические же навыки приходят только в результате совместной или самостоятельной деятельности.
Важной задачей для детей старшего дошкольного возраста является развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Я показываю детям рост их достижений, вызываю у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Мы обсуждаем успехи и достижения, фиксируем их зримо-знаками, рисунками, пиктограммами.
У детей старшего дошкольного возраста уже выработана потребность поделиться своими достижениями, и они с удовольствием используют «Ромашку» для рассказа о своих успехах детям группы, сотрудникам, родителям. Потребность быть услышанным и заслужить поощрение делает речь детей связной и полной. Кроме того, дети учатся радоваться успехам сверстников.
Особое внимание я уделяю развитию у ребёнка представлений о нём самом, его возможностях и силе, учу познавать себя, используя самонаблюдение. В группе обязательно заводится фотоальбом, где дети могут видеть свой рост и развитие, что служит поводом для обсуждения и начала познавательных бесед. Мы с детьми часто разговариваем на темы: «Моя семья», «Мои друзья», «Моя мечта», «Что я люблю и не люблю?», «Что я умею и чему хочу научиться?». Эти темы мы записываем, зарисовываем, делаем фотообзоры.
Произвольному, сознательному отношению к себе, своей деятельности способствуют различные игры, в том числе режиссёрская и театрализованная. В них ребёнок вмещает своё «Я» во множество различных образов и позиций. В ролевых взаимодействиях есть возможность для сравнения, сопоставления объективной оценки своих и чужих поступков. Театрализованный уголок позволяет детям не только изменять свой облик, но и наблюдать эти изменения, познавать себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Для развития познавательно-речевого взаимодействия я внесла элементы костюмов сказочных героев, маски животных и различные предметы, встречающиеся в сказках. Ребёнок, не постигший тайну вживания в роль, не сможет понять чувства и мысли другого человека, проникнуть в его мир, предугадать его поведение и желание.
В старшем дошкольном возрасте для развития социально-речевых навыков я использую игры с более сложными правилами, например, игра «Разминка». Дети образуют два круга – внешний и внутренний, которые начинают двигаться по моему сигналу, по сигналу они останавливаются, и партнёр из внешнего круга говорит партнёру из внутреннего круга комплимент, а тот в ответ тоже дарит комплимент. Таким образом, в этой игре дети учатся принимать любого человека, находить в нём хорошее, учатся говорить комплименты.
Ведь в каждом ребёнке есть то единственное, яркое, присуще только ему, за что можно уважать, чем восхищаться. Найти в каждом ребёнке это зёрнышко, помочь раскрыться – одна из важнейших моих задач.