МААМ-картинки

Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста

Вера Разумова
Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми

старшего дошкольного возраста»

«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.»

Публикация «Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

К. Д. Ушинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Владение родным языком - это не только умение правильно строить

предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать

существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны

быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть

речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста

является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста

речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими

людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста,

пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком

на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника

в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и

речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

неспособность грамматически правильно построить распространённое

предложение;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

• недостаточный словарный запас;

• плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через

восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для

связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих

мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию

памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная

методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов,

предложений и текстов.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст

зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу,

стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные

знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

ЦЕЛЬ:

Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в

развитии речи у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем

мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем

не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи

дошкольников.

Обогащен словарный запас детей.

Родители:

Вовлечены в процесс речевого развития детей;

Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -

развивающей среды.

Педагоги:

Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей

дошкольного возраста.

Получение педагогами представления о мнемотехнике.

Внедрение в образовательный процесс методику работы с

мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Этапы реализации плана по самообразованию:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего

кругозор детей.

II. ОСНОВНОЙ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками–

символами;

- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему –

модель. Используя схему – модель как план пересказа;

- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по

лексической теме.

- Использовать мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

Методы работы :

словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных

произведений, составление описательных рассказов;

наглядный метод : показ и рассматривание сюжетных картин,

иллюстраций из сказок, рассказов, стихов;

практический - составление, мнемосхем, мнемотаблиц.

План работы на сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Сентябрь.

1. Разработка плана по теме самообразования.

2. Подбор методической литературы.

3. Проведение диагностики по речевому развитию.

Октябрь

Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по речевому развитию

детей посредством мнемотехники.

Изучение методической литературы по данной теме:

- Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб «Детство-пресс» 2017г.

- Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

- Л. В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»; Москва «Мозаика-Синтез» 2016г.

- Л. А. Венгер «Развитие мышления дошкольников с помощью приемов мнемотехники» СПб «Детство-экспресс» 2016г.

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

- Интернет – ресурсы.

Ноябрь

Создание картотеки мнемотаблиц по лексическим темам.

Декабрь

1. Подбор дидактических игр и дидактического материала.

2. Изготовление дидактических игр по лексическим темам: времена года; домашние и дикие животные; птицы; предметы быта; одежда; посуда.

2. Оформление предметно-пространственной среды в группе с использованием мнемотаблиц.

Январь

1. Знакомство детей с мнемотаблицами.

- знакомство детей с мнемоквадратами, мнемодорожками.

Февраль

Тема: «Зимний денек»

Цель:

Уточнить признаки зимы; формировать умение составлять небольшой рассказ из 4-5 предложений.

1. Рассматривание иллюстраций на тему : «Зимняя природа».

2. Загадывание загадок о зимних явлениях.

3. Зарисовка мнемодорожек.

4. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме» («магнитные истории»).

Март

Тема: «Головные уборы»

Цель:

Формировать умение составлять рассказ из 4-5 предложений, используя мнемотаблицу.

1. Загадывание загадок о головных уборах.

2. Дид. игра «Одень куклу на прогулку».

3. Показ презентации «Одежда, головные уборы»

3. Составление описательного рассказа «Расскажи о своей шапочке».

Апрель

Тема: «Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

Цель:

Формировать знания о весенних явлениях; упражнять детей в составлении описательного рассказа.

1. Чтение стихотворений о весне.

2. Знакомство с приметами весны.

3. Показ презентации «К нам весна шагает».

4. Зарисовка мнемодорожек.

Май

Тема: «Весенние цветы»

Цель:

Составить описательный рассказ о цветах; расширить знания о весенних цветах; обогащать словарный запас детей.

1. Показ презентации «Цветы».

2. Дидактическая игра «Выбери цветок».

3. Чтение стихотворений о цветах.

Работа с родителями.

Сентябрь

Родительское собрание: «Речевое развитие старших дошкольников»

Октябрь

Консультация «Что такое мнемотехника

Ноябрь

Помощь родителей в подборе материала для дидактических игр.

Декабрь

Круглый стол «Знакомство с мнемотабицами».

Январь

Индивидуальные консультации по речевому развитию.

Февраль

Знакомство родителей с дидактическими играми по речевому развитию.

Март

Беседа «Мнемотехника в речевом развитии старших дошкольников»

Апрель

Индивидуальные консультации по составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Май

Знакомство родителей с «Живыми мнемотаблицами»,их применение.

План работы на 2022 – 2023 уч. г.

Сентябрь

Тема: «Летние истории»

Цель:

поделиться своими впечатлениями о летних каникулах, упражнять в составлении описательных рассказов.

Показ презентации «Наше лето»

Октябрь

Тема: «Осень»

Цель:

закрепить знания о сезонных изменениях в природе;упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели «осень».

1. Рассматривание картинок об осени.

2. Показ презентации «Волшебница-осень».

3. Чтение стихотворений об осени.

4. Составление описательного рассказа, используя мнемотаблицу «осень».

Тема:» Овощи,фрукты»

Цель:

Закрепить знания об овощах,фруктах; упражнять детей в умении составлять рассказ,используя мнемотаблицу.

1. Рассматривание овощей, фруктов.

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3. Загадывание загадок об овощах,фруктах.

4. Составление описательного рассказа (овощи,фрукты).

Ноябрь

Тема: «Деревья»

Цель:

Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;упражнять детей составлять небольшой рассказ, используя мнемотаблицы; узнавать деревья по внешнему виду, находить сходство и различие.

1. Рассматривание деревьев и кустарников.

2. Дидактическая игра «С какого дерева листок».

3. Загадывание загадок о деревьях.

4. Составление описательного рассказа о дереве.

Тема:» Посуда»

Цель:

Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;составлять небольшой рассказ,используя мнемотаблицу; распознавать посуду по материалу и по внешнему виду.

1. Рассматривание посуды.

2. Показ презентации «Посуда».

3. Загадывание загадок о посуде.

4. Дидактическая игра «Магазин».

5. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

6. Составление описательного рассказа о посуде.

Декабрь

Тема:«Красавица зима»

Цель:

Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами;учить детей составлять рассказ о зиме,используя схему-модель;называть признаки зимы.

1. Показ презентации «Зимушка – зима».

2. Чтение стихотворений о зиме.

3. Загадывание загадок о зимних явлениях.

4. Дидактическая игра «Зимние забавы».

5. Составление описательного рассказа о зиме.

Тема:«Домашние животные»

Цель:

Учить детей составлять предложения из 4-5 слов;упражнять в составлении небольшого рассказа,используя мнемотаблицу.

1. Показ презентации «Домашние животные».

2. Дидактическая игра «Какая картинка лишняя».

3. Загадывание загадок о домашних животных.

4. Составление описательного рассказа о дом. животных.

Январь

Тема: «Праздник новый год»

Цель:

Учить детей составлять небольшой рассказ, используя схему-модель; делиться своими впечатлениями о новогоднем празднике.

1. Чтение стихотворений о новогодних праздниках.

2. Загадывание загадок.

3. Дидактическая игра «Сложи картинки по порядку».

4. Составление рассказа «Новогодний праздник».

Тема:» Дикие животные»

Цель:

Расширить знания детей о диких животных;учить детей составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.

1. Рассматривание картинок «Животные лесов».

2. Разгадывание кроссворда «Дикие животные».

3. Лото «Дикие животные».

4. Показ презентации «Как зимуют животные.»

5. Составление описательного рассказа «Дикие животные».

Февраль

Тема:«Зимние забавы»

Цель:

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий

содержание картины с помощью мнемотаблицы; продолжать обогащать

знания детей о сезоне, развивать связную речь.

1. Рассматривание картинок «Зимние развлечения».

2. Загадывание загадок о зимних забавах.

3. Дидактическая игра «Нарисуй отгадки».

Тема:» Мебель»

Цель:

Упражнять детей в составлении предложений из 4-5 слов;

упражнять детей в составлении рассказа,используя мнемотаблицу;различать мебель по назначению.

1. Показ презентации «Мебель».

2. Загадывание загадок о мебели.

3. Дидактическая игра «Новоселье».

Март

Тема:«О любимых мамах»

Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери;учить составлять небольшой рассказ,с использованием схемы-модели.

1. Чтение стихотворений о женском празднике.

2. Показ презентации «Мамы разные нужны, мамы разные важны…».

3. Дидактическая игра «Помоги маме накрыть на стол».

4. Составитьрассказ «Расскажи о маме».

Тема: «Птицы»

Цель:

Учить составлять небольшой описательный рассказ, используя мнемотаблицу; различать птиц по внешнему виду, расширить знания о перелетных и зимующих птицах.

1. Показ презентации «Перелетные и зимующие птицы».

2. Лото «Птицы».

3. Чтение рассказов о птицах.

4. КВН «Знатоки птиц».

5. Составление описательного рассказа о птицах.

Апрель

Тема:» Весна»

Цель:

Развивать умение соотносить знаковые символы с образами; составлять небольшой рассказ; называть признаки весны.

1. Показ презентации «Весна пришла».

2. Чтение стихотворений о весне.

3. Загадки о весенних явлениях.

4. Составь рассказ о весне.

Тема: «Одежда»

Цель:Составлять вместе с детьми рассказ об одежде; потренироватьсясамим детям в составлении простейшей мнемотаблицы; расширить знания об одежде; обогащать словарный запас детей.

1. Показ презентации «Одежда».

2. Дидактическая игра «Помоги Маше собраться на прогулку».

3. Загадывание загадок об одежде.

4. Рассматривание тканей.

5. НОД – «Составление описательного рассказа об одежде, с использованием мнемотаблицы».

Май

Тема:» Насекомые»

Цель:

Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое,

обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые.

1. Дидактическая игра «Наши знакомые насекомые».

2. Загадки о насекомых.

3. Составление описательного рассказа о насекомых.

Работа с родителями.

Сентябрь

- Составление папки-передвижки «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста

Октябрь

Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Ноябрь

Индивидуальные консультации по речевому развитию детей группы.

Декабрь

Консультация «Читаем дома».

Январь

Оформление папки-передвижки «Развиваем речь ребенка»

Февраль

Консультация «Словесные игры и упражнения».

Март

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок».

Обучение родителей артикуляционным упражнениям,для проведения занятий в домашних условиях.

Апрель

Показ НОД «Использование средств мнемотехники на занятиях по речевому развитию».

Май

Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении

простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето».

Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и

рассказывать по их содержанию.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Невский проспект. Дворцовая площадь» с использованием ИКТ и мнемотехникиНОД с детьми старшего дошкольного возраста «Невский проспект. Дворцовая площадь» с использованием ИКТ и мнемотехники НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ И ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Ребята, сегодня Петруша хочет познакомить вас с главной улицей Санкт-Петербурга.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Петропавловскую крепость» (с использованием ИКТ и мнемотехники) Петропавловская крепость Ребята, сегодня к нам снова пришёл львёнок Петруша. Он предлагает нам отправиться в новое путешествие! Мы уже знаем.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление описательных рассказов методом мнемотехники детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 14:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД