Светлана Яроцкая
Конспект занятия «Составление рассказа о зиме с помощью интеллектуальной карты»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление рассказа о зиме с помощью интеллектуальной карты».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа о зиме с помощью интеллектуальной карты“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Материал: картинки явлений природы зимой. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Картинки деревьев, травы под снегом, овощей в теплице. Ватман, цветные фломастеры, маркеры, клей.
Ход занятия.
Организационный момент: Объединение в команды по цвету одежды.
Вводная часть.
Логопед: Ребята, вы смотрели вчера новости по телевизору? Ученые обнаружили на земле какие-то круги, как от космического корабля.
Звучит аудио запись (звуковое письмо от инопланетян)
«Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Железяка, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое-то беле вещество. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».
Логопед: Как выдумаете, что это за белое вещество? (снег)
Логопед: Так они ничего не знают о зиме! А где можно взять сведения о зиме? (телевизор, радио, интернет и т. д.)
Логопед: А мы можем составить рассказ о зиме? (да)
Дидактическая игра «Сравнение»
Логопед: Я предлагаю вам составить умную карту о зиме. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект карту, скажите почему зиму сравнивают:
• С художником?
• С волшебником?
• С красавицей?
• С хозяйкой?
Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.
Логопед: Какое слово мы напишем в центре ватмана? (ЗИМА)
Логопед: О чем мы можем рассказать инопланетянам?
• О людях.
• О явлениях природы зимой.
• О животном мире.
• О растительном мире.
Составление рассказа о людях.
Логопед: Что мы можем рассказать о людях?
Логопед: Что меняют люди с наступлением холодов?
• Одежда
Логопед: О чем еще мы можем рассказать?
• Игры и забавы зимой
Логопед: Какие зимние виды спорта вы знаете?
• Спорт
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка
Увы, и нет снеговика.
Логопед: Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа зимой?
— Сколько вы знаете зимних месяцев?
— Какие пословицы о зиме вы знаете?
Дидактическая игра: «Какой как….».
Дети подбирают образы к слову снег
• Белый как…
• Пушистый как…
• Сверкающий как…
• Скрипучий как…
• Легкий как…
• Липкий как…
• Летучий как…
• Блестящий как…
Дыхательная гимнастика.
Вот подул дед мороз в воздухе морозном
Полетели закружились ледяные звезды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю ледяные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой не тай, снежинка, подожди немножко.
Логопед: Молодцы, вы рассказали о изменении природных явлений в зимний период.
Как меняется жизнь животных и птиц, с наступлением зимы?
О ком мы можем рассказать инопланетянину?
• О диких животных
• О домашних животных
• О птицах
Игра на внимание.
Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц. Дети машут руками, если слышат название перелетной птицы, приседают – зимующих птиц.
Логопед: Вот мы и рассказали о как зимуют животные и птицы.
А теперь расскажем о растениях зимой.
— О каких растения мы можем рассказать?
• Деревья (листва)
• Трава (под снегом)
• Овощи (в теплицах)
Игра с мячом.
Дети стоят в кругу. Логопед: кидает мяч ребенку, называет цифру, ребенок – слово с этим количеством слогов.
Логопед: Мы рассказали о том, как меняются растения зимой.
Составление интеллектуальной карты.
Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки :
• 1 подгруппа – о людях.
• 2 подгруппа – о явлениях природы зимой.
• 3 подгруппа – о животном мире.
• 4 подгруппа – о растительном мире.
С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ о зиме.
Логопед предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.