Папки-передвижки

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями

Волоскова Елена
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речи определяется рядом факторов:

1. Успешной работой с семьями детей группы ДОУ, от которой зависит эффективность деятельности самого ДОУ.

2. Особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших технологий, более широкие возможности получения образования и т. д., заставляющими искать новые формы взаимодействия ребенка.

Публикация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями» размещена в разделах

3. Одна из сложных проблем - различие в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.

4. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя – логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности.

5. Предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя-логопеда как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса в группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основные идеи:

• Вовлечение родителей в коррекционно – образовательную работу, руководствуясь принципом «Родитель – не гость, а полноправный член команды педагогов группы».

• Вооружение родителей педагогическими знаниями на совместных занятиях с детьми. «Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятиях.

• Накопление теоретических знаний у родителей посредством педагогических гостиных, круглых столов, семинаров – практикумов, информационного стенда для родителей, папки – передвижки.

• Вовлечение родителей в образовательный процесс, путем участия в конкурсах, выставках, проводимых в группе и ДОУ.

Цель работы с родителями — сотрудничество учителя-логопеда и родителей через разные формы организации работы с родителями.

Перед нами стояли задачи задачи:

1. Убедить родителей в том, что создание единого образовательного пространства родители-дети-педагоги — важное условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых нарушений.

2. Разработать программу действий по сотрудничеству с родителями.

3. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

4. Активизировать речевое развитие ребенка.

5. Улучшить материально-техническую базу для реализации данного проекта.

6. Находить новые формы работы с родителями.

Исходные теоретические положения:

Для того чтобы родители помогали учителю-логопеду в работе с детьми, их необходимо «впустить» в образовательный процесс. В данное время нет строгой регламентации работы с родителями : темы собраний и формы работы с ними не определяются и строго не регламентируются. Поэтому учитель-логопед сам в праве определять проблемы интересующие родителей, тему, вид и форму работы с ними. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития.

Анализируя работу с родителями и эффективность коррекционного обучения детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс, позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны окажутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Данная работа базировалась на разработках и исследованиях Бачиной О. В., Самородовой Л. Н., Щукинойь Е. С., рекомендациях и опыте работы учителей-логопедов, предоставленных в журналах «Логопед», «Дошкольная педагогика» и в результате личных наблюдений и анализах исследований.

Выдающие педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Я. А. Коменский в помощь матерям создал первую энциклопедию, И. Г. Пестолоцци – руководство для матерей. К. Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Как отмечал Л. С. Выготский, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей - то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т. е. богатства…органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т. е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу».

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в педагогическом процессе важно не по тому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития собственного ребенка.

Практика работы в ДОУ показывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

В рамках работы с родителями нами была организована «Школа для родителей», где взрослые совместно с детьми обучались теоретическим практическим методам, приемам работы с детьми с ТНР.

Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть серьезные проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны, и как ему помочь? В связи с этим, а, также следуя основным положениям ФГОС, одним из направлений помощи детям с нарушениями речи является работа с родителями. Используя в своей работе разнообразные формы работы с родителями детей с речевыми нарушениями, решили использовать еще одну - это технология создания портфолио дошкольника в котором принимали участие педагоги группы, родители и их дети с нарушениями речи.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. У дошкольников с речевыми нарушениями взаимодействие с социальной средой затруднено. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы.

Поэтому в работе с детьми с нарушениями речи деятельность педагогов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.

Одним из направлений в работе с родителями мы решили использовать такую форму работы как совместное создание Портфолио ребенка с речевыми нарушениями.

Придерживаясь требованияй ФГОС ДО, где говорится, что педагог «создает условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации…», и «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии…» Поэтому, данную работу решили вести с позиции как «Технология портфолио как технология позитивной социализации детей с нарушениями речи».

Позитивная социализация – это процесс, основанный на положительных общечеловеческих ценностях, который позволяют ребенку успешно взаимодействовать с окружающим миром, проявлять самостоятельность и инициативу, получение нового опыта с радостью и удовольствием за счет положительных эмоций.

Портфолио дошкольника в нашем случае – это книга, досье, папка ребенка о себе, членах его семьи, его увлечениях, интересах, открытиях, успехах. Каждая страничка - это опорная схема, подсказка, алгоритм к составлению рассказа (презентации, которая помогает ребенку с речевыми нарушениями создать ситуацию успеха.

Значение портфолио – максимальное раскрытие индивидуальных способностей, формирование установки на творческую деятельность, развитие речи ребенка и познавательных интересов.

Цель портфолио – систематизация и фиксация информации о ребенке и результатов его развития, создание условий для развития речи, способностей, интересов, личностных качеств дошкольника.

Задачи:

1. Создать для каждого ребенка с речевыми нарушениями ситуацию успеха;

2. Поддерживать интересы ребенка к различным видам деятельности;

3. Поощрять активность и самостоятельность;

4. Формировать коммуникативные навыки ребенка и позитивной социализации ребенка в коллектив;

5. Формировать предпосылки учебной деятельности;

6. Содействовать индивидуализации образования;

7. Укреплять взаимодействие с семьями воспитанников.

Вид портфолио – тематическое в виде папки.

Условия создания портфолио обговаривалось с родителями и детьми и выведено в Правила заполнения порфолио (добровольность, систематичность сбора информации, удобство в хранении и использовании портфолио, учет мнения ребенка, доступность изложения информации ребенком, с учетом его речевых особенностей, красочность и яркость оформления)

Структура портфолио:

• Метка, придуманная и нарисованная ребенком

• Титульный лист

• 1 стр. Давайте познакомимся

• 2 стр. Моя семья

• 3 стр. Дом, в котором я живу

• 4 стр. Моя любимая игрушка

• 5 стр. Мое любимое домашнее животное

• 6 стр. Моя родословная

• 7 стр. Мой папа

• 8 стр. Мамочка любимая моя

• 9 стр. Любимый праздник Новый год

• 10 стр. Любимое время года

• 11 стр. Любимое национальное блюдо

• 12 стр. Мои успехи

• 13 стр. Мои первые книжки

• 14 стр. Мои первые эксперименты

• 15 стр. Наши пожелания (пожелания детям специалистов и воспитателей группы)

Алгоритм работы над портфолио:

1. Постановочный этап:

• Постановка цели;

• определение вида портфолио;

• определение структуры;

• определение временного отрезка (2 года)

Информирование участников процесса:

• Проведение консультации для родителей;

Консультация с воспитателями и специалистами ДОУ;

• Беседа с детьми.

2. Поисковый этап:

• Сбор информации, оформление страниц портфолио;

• Презентация страницы портфолио перед детьми группы и педагогами.

3. Заключительный этап:

• Презентация серий страниц порфолио;

• Презентация портфолио в группе перед сверстниками, перед педагогами, перед родителями.

Показатели достижений:

1. Улучшили уровень качества коррекционной готовности дошкольников.

2. Обеспечили тесное сотрудничество с семьей.

3. Создали благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей.

4. Повысили уровень включения родителей в деятельность работы группы.

5. Создали для каждого ребенка с речевыми нарушениями ситуацию успеха;

6. Поддержали интересы ребенка к различным видам деятельности;

7. Поощрили активность и самостоятельность;

8. Сформировали коммуникативные навыки ребенка и позитивной социализации ребенка в коллектив;

9. Сформировали предпосылки учебной деятельности;

10. Содействовали индивидуализации образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в соматическое» 1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье,.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 19:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей ребенка с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Волоскова Елена (УИ 1299339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД