Ирина Кириллова
Совместная работа с родителями и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» ориентирует нас, педагогов дошкольного образования, на общественный образовательный спрос, на удовлетворение реальных запросов потребителей образовательных услуг, коими являются родители. Воспитатели и родители становятся в новых условиях не только равноправными, но и равнообязанными участниками образовательного процесса. Статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка, конечно, надо накормить и одеть, но намного важнее общаться с ним, научить его думать, принимать решения. Наши родители – люди достаточно образованные, судя по имеющимся у них дипломам. Но при этом они не имеют элементарного представления о возрастных особенностях детей, они не знают, как вести себя с ребенком, если он капризничает, если не хочет идти в детский сад, если во дворе дерется со всеми или отбирает игрушки. Родителям проще обвинить всех вокруг, но признать свои промахи в воспитании ребенка способны немногие. «Что за дети пошли – никого не слушаются, что хотят, то и делают!» - даже такие высказывания приходилось слышать от родителей, дедушек и бабушек. А ведь для родителей издают журналы, печатают книги, огромное количество информации можно найти в сети Интернет. Но лишь немногие утруждают себя хотя бы просмотром нужной информации. У большинства родителей сложилось потребительское отношение к жизни и к детскому саду в частности. Виноваты в этом современные экономические условия, когда многие семьи больше озабочены решением материальных проблем, чем вопросами воспитания и развития детей, или причины более глубокие, я судить не берусь. В моих силах заинтересовать родителей в совместной работе, чтобы создать единое пространство для развития ребенка, достучаться до пап и мам, бабушек и дедушек, чтобы сделать их союзниками в решении общих задач. Моя цель - повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
Публикация «Совместная работа с родителями и ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Чтобы реализовать поставленную цель, мне нужно решить следующие задачи:
-привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду;
-научить правильно организовывать досуг;
-учить выдержке, терпению, такту, доброжелательности в отношениях с детьми и родителями;
- сформировать из родителей коллектив единомышленников; вовлечь каждого родителя в педагогический процесс.
- повысить уровень педагогической грамотности;
- настроить на активное участие в жизни детского сада.
И так, цели и задачи поставлены. Что же я как педагог могу использовать для их достижения? На самом деле выбор форм работы с родителями ограничивается только компетентностью самого педагога. Традиционные или нетрадиционные приемы использует воспитатель не столь важно, главное, чтобы они приносили результат и проводились не ради отчетности.
В работе я использую и свой опыт, и опыт коллег по детскому саду, и опыт всех педагогов, которые готовы поделиться своими находками. Работа ведется по нескольким направлениям:
1. информационно – аналитическое (Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности).
2. познавательное направление (Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей).
3. досуговое направление (Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми).
4. наглядно-информационное (Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей)
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я, как и многие, начинаю работу с изучения семьи. Это дает возможность получить реальную картину, отражающую специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. По результатам анкетирования, тестирования, посещений семей вырабатывается тактика общения воспитателя с каждым родителем, планируется индивидуальная работа с каждой семьей, планируются совместные мероприятия. Каждый раз, когда воспитатель набирает новую группу маленьких детей, он получает группу взрослых, которые нуждаются в не меньшей опеке, чем двухлетние дети. Опыт показывает, что в начале сотрудничества воспитателя и родителей можно говорить только о количественном участии родителей в жизни группы, а именно, о посещении родительских собраний и консультаций и о присутствии родителей на детских праздниках, экскурсиях и т. п. И только благодаря усилиям педагогов количественные показатели переходят в качественные: инициативность и ответственность. Родители начинают понимать : все, что они делают для группы, они делают не для воспитателя, а для своего ребенка.
Чтобы создать единую образовательную и воспитательную среду, использую все многообразие форм: тестирование и анкетирование, родительские собрания, собрания родительского комитета, индивидуальные и групповые очные и заочные консультации для родителей, тематику информационных стендов, создание памяток, буклетов, совместные развлечения и досуги, тематические вечера, выставки детского творчества, выполнение совместных творческих заданий, семинары для родителей, экскурсии, конкурсы поделок, мастер-классы, «Дни добрых дел», выпуск газет, фоторепортажи, открытые занятия (Дни открытых дверей, участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности; а также, групповую мини-библиотеку. В результате предполагаю наладить максимально доверительный контакт с родителями, дать представления об особенностях развития ребенка в зависимости от возраста, сформировать у родителей правильное отношение к развитию своего ребенка, сформировать потребности в педагогических знаниях, научить играть и общаться со своими детьми, развить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Выбор форм всегда зависит от того, с какими родителями приходится работать. Практика показывает, что чем выше уровень образования, тем мобильнее родители, тем легче они отзываются на предложения воспитателя, охотнее откликаются на просьбы о помощи, проявляют готовность учиться, интересуются жизнью группы, вносят предложения. И наоборот, чем ниже уровень образования, тем больше уверены родители в своей правоте и в своих знаниях, как воспитывать детей. Они много критикуют, предъявляют высокие требования к детскому саду, но сами не могут предложить ничего конструктивного, личная ответственность за воспитание детей у таких родителей на очень низком уровне. Они не довольны в общем. В этом мы убедились после очередного анкетирования. Детский сад проводил опрос на тему: «Физическое развитие детей в детском саду». Некоторые родители нашей группы дали невысокую оценку работе детского сада по изучаемой теме, не высказав никаких «Замечаний» и «Предложений». В индивидуальных беседах с родителями выяснилось, что они не оценивали работу, а выразили свое негативное отношение к детскому саду как к общественному институту вообще. Такое отношение сложилось не на личном опыте родителей, а на слухах и на информации из СМИ. Эти родители получили приглашение посещать любые занятия, развлечения, соревнования. И не только физкультурные, т. к. дело было совсем не в работе по физическому развитию детей. Специально для них были напечатаны буклеты «Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач детского сада», велись индивидуальные беседы. Искренняя заинтересованность воспитателя, индивидуальная работа с семьей, а главное индивидуальный подход к достижениям и проблемам детей в этих семьях дали свой положительный результат.
У нас сложилась традиция отмечать 23 февраля проведением спортивного развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья». Всегда родители с удовольствием принимают участие в празднике.
Еще одной интересной формой работы является организация групповой традиции «семейное чаепитие». Такую форму работу воспитатели используют уже давно, но не стоит собирать родителей и детей только ради того, чтобы все посидели за столом и попили чай. Содержание этой формы работы должно носить развивающий и воспитательный характер и иметь целью обеспечение детям и взрослым спокойных и дружелюбных отношений. Для становления личности дошкольника доброжелательная атмосфера в группе, где ребенок проводит большую часть жизни, имеет огромное значение. В этом нам и поможет групповая традиция семейных чаепитий. А если разработать для них тематику, например: «Веселый этикет» или «Традиции моей семьи» или «Традиции русского народа» или посвятить их пропаганде здорового образа жизни, дети и родители будут вовлечены в общее дело. Родители будут учиться приемам воспитания ребенка, будут соблюдаться систематичность и последовательность, индивидуальный подход. Все это будет основой взаимного доверия и взаимопонимания родителей и педагогов, которая необходима для создания единого воспитательного и образовательного пространства для ребенка.
Но все же жизнь накладывает свой отпечаток на то, какие формы преобладают в нашей работе. Все родители наших воспитанников много и напряжённо работают, а еще они много времени «сидят» в Интернете, превращая информационное чудо в нашего врага. Но мы можем превратить Сеть в союзники. Для этого надо попросить у родителей адрес электронной почты. И послать всем, кто не пришел на родительское собрание памятку или буклет или яркую презентацию по теме собрания. Небольшое по объему сообщение, понятное и яркое родители не пропустят. Я сама такую работу запланировала себе на этот учебный год. Еще в планах сообщать родителям тему учебного материала, с которым дети знакомятся на занятиях. Такой своеобразный аналог рубики в родительском уголке «Учите вместе с нами». Ответственные родители обязательно повторят и закрепят с детьми учебный материал. Дома, где, как говорится, даже стены помогают, ребенок вспомнит всё, что говорилось на занятии и перескажет содержание прочитанного рассказа или вспомнит стихотворение, которое учили. А если не вспомнит, то ему помогут родители, ведь текст будет у них под рукой. С этими же целями можно использовать сайт воспитателя — сейчас они есть, наверное, у всех — этого требуют условия аттестации. Фотографии, сделанные на прогулке, во время режимных моментов, во время образовательной деятельности, оформленные в тематический альбом, доступ к которому будут иметь только родители, не оставят равнодушными никого. А, рассматривая фотографии, любознательные родители прочитают рекомендации воспитателя, как правильно одеть ребенка на прогулку, познакомятся с возрастными особенностями детей и другой информацией, которую вы разместите для них на своей странице. А если воспитатель ведет свой блог, и имеет положительные отклики коллег, то это несомненно повысит ваш авторитет у родителей. Поэтому всем воспитателям желаю удач в освоении компьютера, и очень рекомендую социальную образовательную сеть maaam.ru, которую вы сможете использовать и в работе с родителями, и найдете для себя много полезного материала, и сможете поделиться своим опытом. Еще совместными усилиями воспитатели и родители могут создать информационный банк, библиотеку, куда будут помещать все самое интересное, что нашли в Интернете, а воспитатель будет отслеживать и редактировать информацию, собранную родителями, и использовать в работе с детьми. Такая современная и новая форма работы, как мне кажется, заинтересует многих родителей.