Марина Бурлакова
Опыт работы «Совместная творческая деятельность педагога и детей на занятиях по кружковой работе»
▼ Скачать + Заказать документы
сообщение из опыта
Подготовила воспитатель первой
квалификационной категории:
Бурлакова М. Ю
Дошкольный возраст является начальным периодом для формирования общественно значимых личностных качеств. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с окружающим миром.
Публикация «Опыт работы „Совместная творческая деятельность педагога и детей на занятиях по кружковой работе“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Темочки
Влияние окружающего мира на ребенка огромно и знакомство с бесконечно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Наблюдая за явлениями и объектами окружающего мира, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. И основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. А получить он их может не только через наблюдения, опыты, эксперименты с объектами живой и неживой природы, но и через продуктивные виды деятельности. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств.
Продуктивная деятельность предполагает специфическую детскую активность, в которой ребенок обретает «господство» (И. А. Лыкова) над материалами, овладевает художественными инструментами, создает оригинальный субъективно новый продукт, реализует и познает свое «Я», и тем самым выражает эмоционально-ценностное отношение к миру и самому себе;
С позиции эстетики художественное творчество ребёнка должно быть направлено на создание продукта деятельности, с которым будет связано осознание возможностей ребёнка и её социальной ценности (Б. М. Теплов). Продуктом художественно-творческой деятельности ребёнка является новый художественный образ как обобщённое видение и особый вид освоения окружающего мира. У ребёнка, воспринимающего художественные образы искусства, эстетическая реакция может меняться в зависимости от накопления собственного эстетического опыта и знаний специфики разных видов искусства.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала (бумагопластика, коллажирование, детский дизайн).
В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.