Папки-передвижки

Логопедический проект «Современные образовательные технологии в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР»

Ольга Акрамова
Логопедический проект «Современные образовательные технологии в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР»

Тип проекта : практико-ориентированный, познавательно-речевой.

Проект имеет практическую значимость, может быть использован в работе учителями-логопедами и воспитателями как логопедических, так и общеобразовательных групп.

Цель: обучение грамоте старших дошкольников с ОНР путем применения современных образовательных технологий.

Публикация «Логопедический проект „Современные образовательные технологии в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах

Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Способствовать эффективному и качественному обучению дошкольников грамоте, используя современные образовательные технологии.

2. Способствовать развитию психических процессов (речи, мышлению, памяти, внимания, воображению, восприятию и т. д., необходимых для обучения дошкольников грамоте.

3. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя современные образовательные технологии в различных видах деятельности детей.

4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросе создания предпосылок у детей к обучению грамоте, к профилактике нарушений чтения и письма.

Участники проекта :

1. Учитель – логопед.

2. Воспитатели логопедической группы.

3. Воспитанники логопедической группы с ОНР III уровня (проект рассчитан на два года, поэтому в первый год - старшая группа : 5 – 6 лет, во второй год – подготовительная к школе группа: 6 – 7 лет).

4. Родители воспитанников.

Актуальность проекта :

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в обучении чтению и письму, но и в усвоении русского языка в целом.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах : содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят АМО - активные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование познавательного развития ребенка.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – изучить и апробировать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

технология логопедического обследования;

• здоровьесберегающие технологии;

технологии, способствующие активному обучению;

• информационно-коммуникационные технологии;

• игровые технологии.

Работая по выбранной проблеме, я руководствовалась следующей идеей: систематическое применение современных образовательных технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР значительно повышает качество обучения грамоте.

Срок реализации: долгосрочный проект (сентябрь 2018г – май 2020г,

проект текущий, незавершенный.

Прогнозируемый результат проекта :

1. Дети знакомы с акустическим и графическим образом букв, умеют читать и печатать слова и предложения в тетради.

2. Дети дифференцируют понятия «звук – буква», владеют навыками фонематического анализа и синтеза слов.

3. Родители компетентны в вопросе создания предпосылок к обучению грамоте, профилактике нарушения чтения и письма.

4. Налажен эмоциональный контакт педагогов и родителей с детьми через совместную творческую деятельность.

План реализации проекта :

№ этап сроки

I Подготовительный сентябрь – октябрь 2018г

II Практический ноябрь 2018г - март 2020г

III Заключительный апрель - май 2020г*

* Некоторые из запланированных на апрель мероприятий проводятся через группу родителей в ватсапе (о них подробнее в описании третьего этапа проекта). Вопрос о проведении итогового занятия в текущих условиях остается открытым.

I этап: Подготовительный (сентябрь – октябрь 2018г).

Задачи I этапа:

1. Выявление проблемы. Определение цели, задач проекта.

2. Составление плана основного этапа. Определение системы мероприятий по реализации проекта.

3. Подбор и изучение методической литературы и интернет - ресурсов по теме проекта; изучение современных образовательных технологий, применяемых в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР.

4. Изучение уровня компетентности родителей по проблеме – анкетирование по теме: «Обучение грамоте дошкольников».

5. Выявление общего уровня детей, имеющих проблемы в речевом развитии.

6. Привлечение родителей к взаимодействию с детским садом, к активному участию в коррекционно-развивающем процессе

Содержание работы на I этапе:

1. Начало работы над темой самообразования «Современные образовательные технологии в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР»

2. Консультация для воспитателей (с изготовлением памятки) «Принципы построения ООД по образовательной обрасти «Речевое развитие».

3. Анкетирование родителей по теме: «Роль семьи в подготовке дошкольников к обучению грамоте».

4. Консультация для родителей «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»

5. Демонстрация родителям видеофрагментов с целью показать образцы работы с детьми.

6. Проведение диагностического обследование по теме проекта. Выявление уровня сформированности у детей предпосылок к овладению грамотой.

По результатам диагностики выявлено:

предпосылки к обучению грамоте (воспроизведение вслед за педагогом слогов с оппозиционными согласными звуками, дифференциация звуков, смешиваемых в произношении; определение начального ударного гласного звука в слове)

• сформированы – 0% воспитанников;

• частично сформированы – 0% воспитанников;

• в стадии формирования – 17% воспитанников;

• не сформированы – 83% воспитанников.

После подведения результатов мониторинговых исследований развития воспитанников был составлен план коррекционно-развивающей работы в рамках реализации проекта.

Применяемые на I этапе образовательные технологии и методики :

1. Технология логопедического обследования

2. Игровые технологии

3. ИКТ

II этап: Практический (ноябрь 2018г - март 2020г)

Задачи II этапа:

1. Работа с родителями: повысить уровень знаний родителей по вопросам предпосылок обучения детей грамоте, профилактики нарушений чтения и письма. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.

2. Работа с педагогами: разработать систему взаимосвязи логопеда и воспитателя в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР.

3. Работа с детьми: знакомство детей с буквами русского алфавита, развитие интереса к овладению грамотой. Формирование и развитие навыка чтения слогов, слов, предложений.

4. Самообразование : изготовление картотеки заданий и игр по применению современных образовательных технологий в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР.

Содержание работы на II этапе:

1. Логопедические занятия с использованием современных образовательных технологий (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные). Виды деятельности на занятиях:

- алфавитные физкультминутки;

- коммуникативные игры «Изобрази букву», «Угадай букву» (в парах пишут буквы на ладошке, на спине);

- игры с буквами «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву»;

- настольно-печатные игры «Ребусы», «Прочитай по первым буквам», «Найди и прочитай», «Картинки, слова, схемы», «Играем со звуками», «Зашифрованные слова»

Продуктивная деятельность:

- рисование букв (слов) палочкой на снегу, песке, мелом на асфальте;

- лепка из пластилина;

- выкладывание букв из природного материала; изготовление букв дома совместно с семьёй.

2. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения звуков и букв.

3. Участие в дистанционных конкурсах по теме проекта.

4. Публикации по теме проекта :

• публикация конспекта индивидуально-подгруппового занятия в сборнике «Конспекты организованной образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» - в занятие включены задания на формирование предпосылок к обучению грамоте с применением современных образовательных технологий;

• публикация конспекта на сайте образовательного портала «Детство-ПРЕСС».

5. Просвещение родителей в вопросах обучения детей основам грамоты :

- индивидуальные консультации;

- информация на стендах «Игры со звуками и буквами», «Как разгадывать ребусы», «Готовимся к школе»; «Гласные звуки и буквы», «Писать буквы весело»,

- буклет для родителей «Играем - фонематический слух развиваем».

6. Выступление на семинаре-практикуме для педагогов МАДОУ № 26 на тему «РР детей с использованием биоэнергопластики и аквагимнастики» (видеопрезентация из опыта работы)

7. Выступление на МК для родителей воспитанников всех групп МАДОУ №26 на тему «РР детей с использованием биоэнергопластики и аквагимнастики» (видеопрезентация из опыта работы)

8. Выступление на РГМО старших воспитателей на тему «Аквагимнастика как одна из новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста».

9. Включение воспитателями заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.

10. Конкурс «Сделай букву сам» с активным участием родителей.

Применяемые на II этапе образовательные технологии и методики :

1. Здоровьесберегающие технологии :

• Зрительная гимнастика.

• Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

• Гимнастика для пальчиков.

• Фонетическая ритмика.

• Биоэнергопластика.

• Аквагимнастика.

2. Технологии, способствующие активному обучению :

Технология проблемного обучения.

Технология концентрированного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

4. Игровые технологии

Подробнее методы применения данных образовательных технологий в обучении грамоте дошкольников с ОНР описаны в приложении.

III этап: Заключительный (апрель - май 2020г)

Задачи III этапа:

1. Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, соотношение целей и результатов проекта. Подведение итогов эффективности воздействия современных образовательных технологий.

2. Презентация опыта реализации проекта «Современные образовательные технологии в обучении грамоте детей с ОНР» на педагогическом совете ДОУ при обобщении ППО, публикация в СМИ.

3. Развитие творческих способностей детей, укрепление положительного эмоционального контакта родителей с детьми через совместную деятельность.

Содержание работы на III этапе:

1. Проведение заключительного диагностического обследования по теме проекта.

Итоговая диагностика запланирована на май 2020г, на данный момент подведены промежуточные результаты, которые уже позволяют отметить рост показателей по обучению грамоте у воспитанников :

в начале проекта было 83% детей с несформированными навыками – на данном этапе остался только один ребенок (4%);

в стадии формирования навыки были у 17% - теперь доля этих детей снизилась до 4%, потому что у них произошел качественный рост;

в начале проекта не было детей с частично и полностью сформированными навыками – на данном этапе эти дети составляют 42% и 50% соответственно. Причем стоит отметить, что 50% практически не допускают ошибок в заданиях на обучение грамоте, а дети с частично сформированными навыками фактически допускают небольшое количество ошибок. То есть к концу учебного года прогнозирую дальнейший качественный рост показателей.

2. Проведение итогового открытого занятия с приглашением родителей воспитанников.

Итоговое занятие с приглашением администрации и родителей воспитанников запланировано на апрель – май 2020г. Конспект занятия в приложении.

3. Викторина для воспитанников «В стране звуков».

4. Создание логопедом методических пособий «Кинезиология и биоэнергопластика».

5. Совместная творческая деятельность детей и родителей, изготовление книжки-малышки «В стране звуков и букв» с последующим оформлением выставки.

В условиях самоизоляции в группе в ватсапе воспитанникам группы и их родителям мною было предложено выполнение творческого задания – изготовление книжки-малышки на любую из изученных букв русского алфавита. В задании я преследовала основную цель: обобщение детьми всех знаний, полученных ими на занятиях по обучению грамоте.

Дети и родители с удовольствием откликнулись на предложенное задание и прислали фото и видео получившихся книжек-малышек. (Образцы видео приложены в файле к проекту).

Применяемые на III этапе образовательные технологии и методики :

1. Технология логопедического обследования

2. Игровые технологии

3. ИКТ

Заключение.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют его успешное обучение в школе.

Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно–логопедической работы.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Современные образовательные технологии в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 1 июля 2021 в 14:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД