Оксана Исмаилова
Современные технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
НОВОЛАКСКОГО РАЙОНА С. ЧАПАЕВО
ДОКЛАД
на тему:
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
2018г.
О. Ю. Исмаилова
Заведующая МКДОУ «Детский сад «Солнышко»
Новолакский район с. Чапаево
Е-mail : solnishk0-05@mail.ru
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Аннотация
Ключевые слова: мнемотехника. ….
Публикация «Современные технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
Новые социально – экономические отношения в современном обществе вызвали изменения в системе дошкольного образования, развитие которых недавно поднялось на более высокий уровень.
Внедрение ФГОС в дошкольное образование и требование к структуре базовой образовательной программы для дошкольного образования привели к значительным изменениям в организации управления и потребовали улучшения системы управления ДОУ. Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОУ.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию.
Основными критериями саморазвития воспитателей ДОУ являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения интенсивно начали внедрять инновационные технологии в свою работу. Поэтому основной задачей дошкольных педагогов является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимальных образовательных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников.
Главными целевыми ориентирами внедрения современных педагогических технологий в воспитательно – образовательный процесс ДОУ является:
- улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива;
- формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно – образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).
Современные технологии в образовании направлены на реализацию ФГОС ДО.
Но, к сожалению, существует и ряд проблем, препятствующих внедрению инновационных технологий в дошкольное образование :
- отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические, информационные);
- недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
- отсутствие конкретных методов контроля эффективности инновационного процесса.
Среди самых эффективных и внедряемых в практику ДОУ современных образовательных технологий, можно отметить такие так:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно – коммуникативные технологии;
- личностно – ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технологии «мнемотехника».
Образовательное учреждение должно формировать у человека потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия деятельностей, функционально связанных между собой.
С целью повышения интеллектуально – познавательных способностей и развития психофизического здоровья детей, педагоги МКДОУ «Детский сад «Солнышко» в своей работе
активно применяют следующие современные образовательные технологии :
- здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные технологии, технологии исследовательской деятельности, технологии проектной
деятельности и игровые технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья. Качественно разработанные занятия по валеологии помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Это способствует формированию правильной установки на здоровый образ жизни. Для укрепления здоровья детей педагогами детского сада «Солнышко» разработан комплекс мероприятий, органично вписывающихся в распорядок дня.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика, занятия по физическому развитию. Подвижные игры проводятся на специальных занятиях, во время прогулки и в промежуточные интервалы между занятиями.
Дневной сон в заранее хорошо проветриваемом помещений, физминутки и динамические паузы во время занятий.
Общие оздоровительные профилактические мероприятия проводятся в течении всего года.
Успешная реализация оздоровительной работы – это постоянный и тесный контакт воспитателя с медсестрой, инструктором по физической культуре и родителями.
Для родителей проводятся разъяснительные беседы, консультации, дни здоровья и т. д.
Большое значение в своей педагогической практике придают в детском саду «Солнышко» и проектной деятельности, как одному из уникальных средств обеспечения сотрудничества детей и взрослых.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития творческой деятельности детей.
Не случайно была выбрана тема нашего проекта «От вершка до корешка» в рамках реализации программы «Создание Экспериментария в детском саду».
Мотивацией для выбора данной темы проекта стало желание формировать в детях любовь к труду, земле, максимально обогатить их представление о работе сельских жителей на приусадебных участках.
Участие в проекте позволило детям расширить представление об овощных культурах, выращиваемых на территории нашего региона, понимание необходимости использования овощных культур в жизнедеятельности человека, их полезных свойствах.
Работа над проектом способствовало развитию связной речи, творческой способности и укреплению дружеских отношений посредством совместной поисковой деятельности.
С целью обеспечения подготовки педагогов к внедрению интеллектуальных игр шахматной направленности в образовательную деятельность, реализаций педагогических условий для
формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности был разработан проект «Шах и мат».
Проект направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке модели методической
работы и планирования по шахматному образованию, включающей
создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия организацию
различных видов
детской деятельности интеллектуальной направленности, популяризацию шахматной игры у родителей.
Одним из результатов реализации данного проекта стало проведение среди подготовительных групп детского сада «Солнышко» шахматного турнира.
Абсолютным победителем турнира стал Халидов Рустам Рустамович, который
12 мая 2018г. стал и участником Республиканского турнира по шахматам.
Технология исследовательской деятельности дает возможность раскрыть все многообразие природных явлений и окружающего мира в целом. В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными веществами, стремясь
удовлетворить свое любопытство, но опасность такой «самодеятельности»
заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперименты же, проводимые под руководством педагога, безопасны для ребенка и дают возможность детям узнать о различных свойствах окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности.
В настоящее время большое внимание уделяется внедрению информационно – коммуникативной технологии во все образовательные структуры.
Следуя требованиям, выдвигаемым современным обществом, в детском саду «Солнышко» педагоги стараются использовать информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности, что дает возможность педагогам внедрять в практику новые методические разработки, направленные на реализацию и повышение эффективности инновационных идей воспитательного, образовательного характера. Данная технология не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей:
- повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала;
- активизирует познавательную деятельность;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей
наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения,
внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Для успешной реализации этой задачи в детском саду «Солнышко» активно применяется технология «мнемотехника»
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель работы: Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Мнемотехника способствует :
- развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
- развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
Игровая технология. «Игра – это огромное окно, через которое в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» - так говорил В. А. Сухомлинский.
Действительно, игра – это тот вид деятельности, где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение другого
Игровая технология наиболее эффективно решает задачи социально – личностного развития дошкольников.
В своей работе педагоги детского сада «Солнышко» используют широкий выбор форм поведения игры - путешествия, конкурсы, викторины, игры- развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации.
Игровое пространство с детьми позволяет развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детей с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
Благодаря использованию современных образовательных технологий и их интеграции образовательный процесс становятся целесообразным, результативным.
Вся воспитательно – образовательная деятельность педагогов детского сада «Солнышко» направлена на разностороннее развитие и сохранение психофизического и социального здоровья детей.
Список литературы:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-obrazovatelnye-tehnologi-v-dou-520790.html
2. https://multiurok.ru/files/vidy-innovatsionnykh-tiekhnologhii-primieniaiemykh-v-dou.html
3. https://www.studfiles.ru/preview/5183266/