МААМ-картинки

Создание среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития творческих способностей

Анастасия Куликова
Создание среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития творческих способностей

Подготовила: Куликова А. Н.

воспитатель МБДОУ «Детский сад №17 «Петушок», г. о. Ивантеевка

Методическая разработка предназначена для воспитателей, работающих в средней возрастной группе ДОУ. В работе подробно представлен опыт работы по созданию уголка для экспериментирования.

Введение

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Публикация «Создание среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития творческих способностей» размещена в разделах

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей развития творческих способностей дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Ведь у детей пятого года жизни появляются первые попытки работать самостоятельно.

Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёх - пятилетнего ребенка угасает.

В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не сама цель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

Форма проводимых опытов развивается, усложняется и совершенствуется. Освоенные формы наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться детьми, возникают их разнообразные модификации.

Поэтому педагог должен работать как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?»«Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?»«Потому что мы его повесили на батарею».

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте о увиденном.

Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Связь экспериментирования с формированием математических представлений проявляется в том, что возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.

Этапы реализации педагогической инициативы

Деятельность по реализации началась с изучением литературы по данной проблематике. Далее началась работа, совместно с родителями, по оснащению группового помещения оборудованием и материалами необходимыми для экспериментирования.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в средней группе «Ручеек» был создан уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детском научном уголке - лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории среднего дошкольного возраста

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки : (зимы, весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»

- Мини - музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- семена бобов, фасоли, гороха

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления :

- Лупы, сосуды для воды, «таинственная коробка» (делается из обычной коробки с прорезями с боков и приделанными к ним рукавами, в коробку помещается таинственный предмет, который дети должны распознать, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

- Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.

Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

Первые эксперименты проводились с водой и воздухом: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой, горячей, холодной; прозрачной, не имеет вкуса и т. д., что воздух невидим, прозрачен; имеет вес и т. д.).

Постепенно, наш уголок-лаборатория пополняется разными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, дощечками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками. Не только дети, но и родители настолько увлеклись созданием лаборатории, что стараются постоянно пополнять её необходимыми материалами.

Для ребят средней группы еще сложно самим ставить цель опыта и алгоритм его проведения. Поэтому на первом этапе я ввела игровой персонаж – Буратино. Он моделировал проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.

На первых этапах экспериментирования детям предлагался определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. (Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать).

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

Результаты внедрения педагогической инициативы

В группе выделила место для уголка по экспериментированию, там находится основная часть материалов и оборудования. Практически во всех уголках игровой деятельности есть предметы для экспериментирования (в магазине – весы, на которых дети могут сравнить по весу разные предметы или игрушки в группе, в гараже машин различные измерительные материалы (шнурки, веревочки, палочки, линейки) – для измерения расстояния до которого доехала та или иная машина, в уголке художественной литературы – я положила различные увеличительные стекла и разноцветные стеклышки для того, чтобы дети могли рассматривать картинки в книжках через эти стекла и сравнивать). Организовала уголок для игр с водой, где помимо таза с водой лежат различные резиновые игрушки, и предметы которые тонут и плавают в воде. Дети сами могут во время игр проводить различные эксперименты. Для массажа детских пальчиков я сделала «бассейн для рук» (в небольшой таз я насыпала фасоль, горох и мелкие игрушки из киндер-яиц, дети с удовольствием играют в «бассейне», а одновременно и развивают мелкую моторику рук.

Планирую в скором времени организовать уголок для игр с песком и камнями (японский сад, где дети смогут рисовать на песке и расставлять камни по своему усмотрению.

В созданных условиях для экспериментирования, дети получили навыки постановки элементарных опытов, научились наблюдать, анализировать, делать самостоятельно выводы. Сами научились находить ответы на поставленные задачи воспитателя. Дети стали творчески подходить к выполнению поставленных перед ними задач. Увеличивается словарный запас детей, а следовательно, и коммуникативные способности.

Внедряемость педагогической инициативы

Представленная работа может с успехом использоваться в любом дошкольном учреждения. Для этого нет необходимости больших материальных затрат. Все необходимое можно собрать в домашнем быту, с участием родителей.

Работа с родителями

Объявляется конкурс среди семей на лучший проект групповой лаборатории. Родители (по желанию) приносят свои проекты в детский сад. Все проекты представляются на выставке. Лучший из них выбирается тайным голосованием (например, дети, родители, педагоги бросают бумажки с указанием номера лучшего проекта в закрытый ящик).

Организуется сбор упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов.

Организуется сбор природного материала (шишек, камней, семян) для проведения исследований.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Удивительное превращение мыла»

(проводится в подгруппах)

Цель:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах мыла;

- Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

- Закреплять культурно-гигиенические навыки;

- Воспитывать аккуратность при работе с мылом, водой, красками.

- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

Методические приемы:

Игровой – «таинственная коробка» (Делается из обычной коробки, прорезываются отверстия с двух сторон и приделываются рукава).

Словесный – вопросы, беседа.

Наглядный – картинки, иллюстрации.

Практические – проведение опыта, экспериментирование.

Предварительная работа:

Экскурсия на прачечную;

Наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;

Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», р. н. с. «Пузырь, соломинка и лапоть»;

Просмотр мультфильма «Королева зубная щетка».

Материал к занятию:

Колпаки волшебников, таинственная коробочка, рисунки-схемы.

Тазы, стаканы, влажные салфетки, краски;

Для детей: кусочки мыла, коктейльные трубочки, кисточки, краски.

Словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.

Ход:

Воспитатель: Сегодня я хочу с вами поиграть в волшебников! Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте я одену вам колпаки настоящих волшебников, фартучки. (одеваю детей). Теперь вы настоящие волшебники. А для того чтобы совершать чудеса мы должны с вами угадать, что находится у меня в таинственной коробке. (Обращаю внимание детей на коробку стоящую на столе). Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники?

Дети: Нос, уши, рот, руки, глаза. (Помочь детям с ответами).

Садимся на стульчики.

Воспитатель: Сейчас я поднесу вам коробку, а вы послушайте, издает ли звуки предмет.

-Что они говорят вам о предмете? Какой он?

Дети: ничего не слышно, предмет не издает звука.

Воспитатель: Следующий помощник – нос.

-О чем он говорит?

Дети: предмет пахнет.

Воспитатель: Давайте кто – нибудь из вас сунет руки в рукава и потрогает этот предмет.

-Что руки говорят о предмете? Какой он?

Дети: гладкий, тяжелый, холодный, твердый.

Воспитатель: Дети вы догадались, что у меня в коробке?

Дети: Мыло!

Достаем мыло из коробки.

Воспитатель: Вот мы и угадали что это за предмет. А для чего он нужен?

Дети: умываться, стирать, мыть руки.

Воспитатель: Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы (на столе лежат пластмассовые ложки, таз, стаканы, влажные салфетки, краски, линейка, бумага, сито).

Что надо помнить при работе с мылом?

Дети: не трогать руками глаза, рот.

Займите свои места вокруг таза.

Посмотрите, что в тазу?

Дети: вода.

Воспитатель: Потрогайте пальчиками, какая вода?

Дети: теплая, прозрачная, мокрая, без запаха.

Воспитатель: Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.

Какое стало мыло? (скользкое).

Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах).

Убираем мыло в емкость, вытираем руки влажными салфетками.

Воспитатель: Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя. (звучит таинственная музыка)

Воспитатель: Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные) .

- Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет).

- А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте подойдем к другому тазу с водой и размылим наше мыло с помощью губок для мытья посуды. (Размыливаем мыло вместе). Получились не пузыри, а что?

Дети: Пена! Воспитатель: А теперь мои юные волшебники возьмите кисточки и краски и совершим чудо! Раскрасим нашу пену красивыми узорами. (дети рисуют красками на пене). (звучит таинственная музыка)

Воспитатель: Пока вы творите, я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (вода)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

В мыльной воде родился

В шарик превратился

К солнышку полетел

Да не долетел, лопнул. (мыльный пузырь)

Входит персонаж Буратино с грязными руками.

Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел?

Дети: Буратино!

Буратино: я играл, играл и вот, что со мной случилось. (показывает грязные руки)

Воспитатель: дети, как помочь Буратино?

Дети: Надо руки помыть с мылом.

Буратино: Ребята, а что еще можно сделать с помощью мыла?

Дети: можно делать пузыри и пену. А пену можно покрасить!

Воспитатель: Что нужно, чтобы получились пузыри и пена?

Дети: размылить мыло в воде и подуть в трубочки!

Воспитатель: Молодцы: вы такие умные, сообразительные, старательные, сегодня были внимательными и дружными. Я горжусь вами!

Заключение

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития творческих способностей
Опубликовано: 13 мая 2021 в 16:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД